Конспект занятия на тему «Загляните в семейный альбом»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

г. Гусь- Хрустальный

Тема:

«Загляните в семейный альбом»

Автор:

учитель начальных классов:

Скирда Надежда Михайловна

2013 г.

Конспект занятия на тему

«Загляните в семейный альбом».

Цели:

  • пробудить интерес к своей родословной, обычаям, преданиям, семейным традициям и реликвиям;

  • расширить представления о связи времен;

  • углубить представления об фамилиях, их происхождении и значении;

  • воспитывать чувство гордости за свою семью, уважение и любовь к предкам, прошлому нашей Родины;

  • приобщать детей к исследовательской работе.

  • Формирование мотивации к познанию своих корней, проявлению эмоционально – чувственного отношения к родным и близким людям своей семьи.

Оборудование: плакаты с изображением генеалогического древа, семейных гербов; материал о происхождение фамилий, выставка детских сочинений на тему «Моя семья», сборник пословиц и поговорок о семье, семейные реликвии, мультимедийный проектор, детские презентации, презентация ,, Загляните в семейный альбом”.

Подготовка:

2. Составление генеалогического древа своей семьи.

3. Оформление фотовыставки « Загляни в семейный альбом».

4. Сочинения учащихся на темы: « Моя семья», « Семейные традиции и праздники».

5. Оформление выставки « Семейная реликвия», поиск семейных документов и вещей.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Учитель : Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

— Доброе утро!

— Доброе утро солнцу и птицам,

— Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым…

Доброе утро продлится до вечера.

2.Видеоролик «Загляните в семейный альбом» Э.Пьеха.

Учитель: Ребята, что вы увидели на слайдах ?

Дети : — Фотографии из семейного альбома .

Учитель: — О чём говорилось в песне?

-Какой призыв прозвучал ?

Дети :Загляните и сохраните семейный альбом.

1.Вступительное слово. Сообщение темы и цели занятия.

Учитель: — Мы много узнали, готовясь к сегодняшнему мероприятию. Приготовили выставку фотоальбомов, cоставили свои родословные, разыскали старинные семейные реликвии и вещи, написали мини-сочинения о своей семье, расспросили родителей о своих прабабушках, узнали происхождение своей фамилии, нарисовали герб своей семьи.

— Думаю, что нам сегодня есть чем поделиться друг с другом и о чем рассказать нашим гостям. 

Тема нашего занятия «Загляните в семейный альбом».

2. Презентация «Загляните в семейный альбом».

                      

Учитель: — Давайте обратимся к словарю и узнаем значение слов: семейный фотоальбом и фотография.

Cлайды

1.Значение слов :фотоальбом , фотография, семейная традиция и что такое реликвия.

3. Слово учителя.

Учитель: — Время неумолимо. Человек рождается, растёт , взрослеет, стареет и в свой срок уходит из жизни. И никому ещё не удавалось разорвать этот круг .Человек уходит , а дети его остаются. У детей рождаются свои дети, у тех — свои. И если человек ,даже не совершал никаких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь, он заслужил того ,чтобы о нём помнили его дети , внуки, правнуки.

2.Военные фотографии.

3.Старые фотографии.

Учитель: C какой тематикой бывают фотоальбомы?

1.Семейные.

2.Свадебные

3.Детство.

4.Армейские или дембельские.

5.Школьные годы.

Учитель:Заглянем в свадебный альбом.

Слайды.

1.Свадьба родителей Лаптевой Полины.

2. Свадьба родителей Макарычева Кирилла.

3.Свадьба родителей тростиной Марины.

Учитель: — Храни семейные альбомы.

Слуг верных памяти своей!

Благодаря им в нашем доме —

Тревожный отблеск наших дней

Со снимков бледных, пожелтевших

Глядят на нас с тобой в упор

Глаза родных, давно умерших,

Но не забытых до сих пор.

4. Физкультминутка. Игра с мячом «Кто ты мне?».

Учитель: -Я мама ,а ты мне кто?-дочка, сын; я бабушка ,а ты мне кто-внук,внучка и т.д.

Учитель: — Скажите, а кого ещё можно увидеть на фотографиях семейного альбома ?

Дети : -Семью , членов семьи, родственников, друзей и знакомых семьи.

Учитель: — Послушаем выступления ребят о членах семьи.

5.Выступление детей.

Стихи о маме ,папе,сестре ,брате,бабушке и дедушке.

Cлайд.

1.Мама Клюшниковой Насти.

2.Папа Митрофановой Светы.

3.Папа Курлыкиной Риты.

Учитель:      При подготовке к данному уроку  вы писали мини-сочинение о своей семье. Я предлагаю вам послушать сочинение « Моя семья» Бабушкина Матвея и посмотреть презентацию Митрофановой Cветы.

1. Бабушкин Матвей . « Моя семья».

2.Митрофанова Света. ( Покажет презентацию ). « Моя семья»

6.Песня Ермолова « Моя семья» Слайд ы « Моя семья»

Учитель: — В старину о семье говорили с большим уважением. Наверное, поэтому семьи на Руси были большие и дружные. Подтверждением тому являются  Не красна изба углами, а красна пирогами.

Дом хорош ,не внешним видом , а хлебосольством и гостеприимством хозяев.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Значение — хорошо, когда вся семья собирается вместе.

Никто не может так переживать, так любить друг друга, как самые родные и близкие люди. 

От семейного благополучия зависит самочувствие человека.

Побывал в домах я многих:
И богатых, и убогих.
Много разного видал,
Кашу всякую едал.

Но в семье родимой нашей
Самая густая каша.
Дома близкие мои
Варят кашу из любви. 

8. Физкультминутка . Игра « Что такое семья?».

 «Собрались все дети в круг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся .

Что такое семья?

Папа, мама и я,
И сестренка моя-
Вот и вся у нас семья:
— Ну а как же бабушка?
— Ну а как же дедушка?
Что такое семья?
Папа, мама и я,
Баба Зоя, баба Зина, дедушка Егор, Василий
И сестренка моя.

Вот и вся у нас семья.

Ученик: Стихотворение «Семья».

Семья — это счастье, любовь и удача,

Семья — это потом поездки на дачу.

Семья — это праздник, семейные даты,

Подарки покупки, приятные траты.

Семья — это труд, друг о друге забота,

Семья — это много домашней работы.

Семья — это важно, семья — это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

9.Работа в парах.

Дидактическая игра «Подбери признаки»             

Учитель: А какие же они, родные и дорогие нам люди? (На листочках)

(Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке . какие они?)

Мама (какая?) — добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:

Папа — строгий, умный, сильный:

Бабушка — старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:

Дедушка — старый, мудрый, седой:

Сестра — весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:

Брат — сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший

Внук-взрослый, умный ,высокий,вежливый………

Внучка-любимая , красивая, маленькая, озорная,…..

Зачитывают свои ответы.

10.Работаем с родословной.

Учитель: -Ребята, как называется то, что вы сделали?

Дети : -Родословная или генеологическое дерево или древо.

Учитель: -подберите к этому слову родственные слова? (

-Что такое родословная ?

Дети : Род, родословная, Родина, родители – это однокоренные слова.

Учитель: Два корня в этом слове «Род» и «слово», значит «родословная»- это рассказ о своём роде.

Учитель: -Кто такие предки?

Дети :Предки — это предшественники, основатели рода.

Учитель: -А потомки?

Дети :Потомки – это молодое поколение.

Учитель: значит род — это одна большая семья.

       — Кто хочет рассказать о своём роде?

1. Кононова Кристина.

2.Малышева Маша .( Презентация).

Стих.(Малышева Маша)

Известно всем: отец и мать-

Любой семьи начало

И чтобы долг им свой отдать

Всей нашей жизни будет мало.

Друзья! Прошу вас, умоляю,

Не забывайте «прадедов» своих

И лишь одно сказать желаю:

«Пусть ваши дети помнят их!»

Храни огонь родного очага

И не позарься на костры чужие!

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века

Хранить огонь родного очага.

11.Семейные реликвии.

Учитель:Фамилия переходит от старших к младшим, от поколения к поколению. Поэтому люди гордятся своей фамилией, дорожат ею. Запятнать, опозорить фамилию — значит проявить неуважение к старшим, к родным которые её носят и от которых ты её получил.

Учитель:- Что же рассказывает о предках фамилия ?

Учитель: — Послушаем стихотворение.

«Наши фамилии»

Фамилий, каких только нету:

Смешных, горделивых, серьёзных,

Со смыслом двойным и с секретом,

Кричащих, угрюмых, курьёзных!

Фамилий немало есть вкусных:

Борщов есть, Сметанин и Блинный,

Фамилий немало есть грустных:

Плаксин есть, Беззубов, Невинный.

Фамилии есть и цветные:

И Чёрный, и Белый, и Рыжий.

Фамилии есть именные:

Петров, Иванов или Гришин.

Фамилии бродят по свету

И ищут по вкусу хозяев…

Фамилий, каких только нету:

И добрых, и злых, и отчаянных!

Горжусь я своею фамилией,

Ведь это не просто слово,

Оно дорогое мне, милое,

Его повторяю я снова.

Ведь это – моя фамилия,

Ведь это – моя реликвия,

Ведь это – моя семья,

Ведь это – истинный я!

12.Расскказы о происхождении своих фамилий.

1.Бабушкин Матвей.

2.Лаптева Полина.

3.Макарычев Кирилл.

13.Споём песню

День фамилии(Фонограмма к песне « Голубой вагон».

Песня «День фамилии»

Празднуем мы нынче День фамилии,

Хоть в календаре такого нет.

Тайну в этот день с тобой открыли мы,

И раскрыли мы с тобой секрет.

Припев

Знаем мы, знаем мы,

Отчего, почему.

Наши фамилии

Появились вдруг.

И понимаем мы,

Почему, почему

Лучше фамилии

Не найти вокруг.

Где б ты ни родился, дорогой дружок,

И в какой стране бы ты не жил,

Относись к фамилии ты хорошо,

И фамилией ты дорожи.

14.Ценные вещи.

1.Октябрятская звёздочка.( Рассказывает Клюшникова Настя)

2.Брошь.(Рассказывает Митрофанова Света).

15.Рефлексия.

Учитель:-Наш класс можно назвать семьёй?

Вывод

Дам вам совет — не выбрасывайте эти работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте родословное дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение. Это станет вашей хорошей семейной традицией.

-Если вам понравилось наше занятие ,то возьмите из конверта наливное яблочко, приклейте на него свою фотографию и повесьте его на наше дерево .

Звучит «Гимн семьи исполняет группа Инь-Ян».

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *