Конспект занятия «Мир живописи»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Всероссийский детский центр «Орленок»

Детский сад

Конспект

занятия

«Мир живописи»

подготовила

воспитатель детского сада

Воробьева Екатерина Васильевна

п. Новомихайловский

2014 г.

Цель: закрепление пройденного материала; формирование духовно-нравственных качеств.

Задачи:

образовательные: учить детей отвечать на вопросы; расширять и углублять познания мира, его красоту;

развивающие: развивать речь, мышление, память; развивать чувство прекрасного, способности художественного восприятия картин;

воспитательные: обогащать нравственные чувства, воспитывать художественный вкус.

Словарная работа:

активизация: живопись, пейзаж, натюрморт, портрет, художник;

обогащение: репродукции.

Материалы к занятию: репродукции картин, натюрморт А.Герасимова «Розы».

Предполагаемый результат: у детей развивается речь, умение отвечать на поставленные вопросы; дети узнают красоту окружающего мира.

Ход занятия:

Дети стоят полукругом. Беседа об изобразительном искусстве.

Воспитатель: “Все прекрасное, что мы видим вокруг себя, все, что нас окружает, мы можем изобразить, передать в рисунке, запечатлеть на долгие годы. Изобразительное искусство позволяет нам развивать свою фантазию, развивать чувство прекрасного. Скажите мне, а на каких занятиях в детском саду вы знакомитесь с изобразительным искусством?”

Ответы детей: развитие речи, лепка, рисование, аппликация.

Воспитатель: “Правильно. На этих занятиях вы знакомитесь и сами приобщаетесь к изобразительному искусству. В рисунках вы передаете свое отношение к окружающему миру, изображаете его таким, каким вы его видите. Но так как вы еще маленькие, ваши рисунки не всегда получаются. Скажите мне, а кто же создает картины, которыми мы можем любоваться долгие годы?”

Ответы детей: “Художники”.

Воспитатель: “Кто такие художники?”

Ответ детей: “Художники – это люди, которые создают красивые вещи – картины, рисунки в книжках, придумывают рисунки посуды, тканей, расписывают игрушки”.

Воспитатель: “О чем пишут, рассказывают они в своих произведениях?”

Ответы детей: “О природе, о людях, животных, птицах, сценках из жизни, то есть о том, что их окружает”.

Воспитатель: “Как художники создают свои произведения?”

Ответы детей: “Думают, наблюдают, изучают, вспоминают, то, что видели, фантазируют”.

Воспитатель: “Молодцы. А с каким видом изобразительного искусства вы знакомы?”

Ответ детей: “Живопись”.

Воспитатель: “Что такое живопись?”

Ответы детей: “Живопись – создание художественных образов с помощью красок”.

Воспитатель: “Какие жанры живописи вы знаете?”

Ответ детей: “Пейзаж, натюрморт, портрет”.

Воспитатель: “Что изображают художники на пейзажах”.

Ответ детей: “На пейзаже художники изображают природу”.

Воспитатель: “Правильно. Что такое натюрморт и что изображают на натюрморте?”

Ответ детей: “Натюрморт – “мертвая натура”, изображение неодушевленных предметов. На таких картинах изображают вещи и предметы, которые окружают человека”.

Воспитатель: “И что же изображают на портретах?”

Ответы детей: “На портретах художники изображают людей. Это могут быть композиторы, поэты, летчики, рабочие”.

Воспитатель: “Молодцы. Вы ответили на все вопросы”

Воспитатель: “А сейчас я приглашаю вас на выставку картин”.

Воспитатель объясняет детям, что настоящие картины художников можно увидеть в музеях, а у нас мы можем рассматривать репродукции, то есть уменьшенные копии картин.

Дети подходят к картинам с изображением пейзажа, рассматривают, отвечают на вопросы воспитателя.

Воспитатель: “К какому жанру живописи относятся эти картины? Что изобразили художники на картинах?”

Ответы детей: “Это пейзаж. Художники на своих картинах изобразили времена года”.

Беседа о временах года, их признаках.

Воспитатель: “А вот как поэты воспевают в своих произведениях времена года”.

Дети читают стихи.

А.Плещеев А.Фет

Осень. Зима

Скучная картина! Чудная картина,

Тучи без конца, Как ты мне родна:

Дождик так и льется, Белая равнина,

Лужи у крыльца… Полная луна,

Чахлая рябина Свет небес высоких,

Мокнет под окном. И блестящий снег,

Смотрит деревушка И саней далеких

Сереньким пятном. Одинокий бег.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла!

А.Плещеев Я.Аким

Весна. Лето.

Уж тает снег, бегут ручьи, Хочешь поглядеть на лето?

В окно повеяло весною… В лес пускают без билета,

Засвищут скоро соловьи, Приходи!

И лес оденется листвою! Грибов и ягод

Чиста небесная лазурь, Столько –

Теплей и ярче солнце стало, Не собрать и за год!

Пора метелей злых и бурь А у речки, а у речки

Опять надолго миновала. С удочками человечки.

Подходим к картинам – натюрмортам. Дети рассматривают.

Воспитатель: “К какому жанру живописи относятся эти картины? Что на них изображено?”

Дети: “Это натюрморты. Художники на своих картинах изобразили цветы”.

Воспитатель: “Ребята, мы словно попали в небольшой сад. Как много вокруг цветов.

Они прекраснее всего,

Что нам дает природа на земле:

То – дар ее бесценный,

Для всех искусств цветок –

Образчик неизменный.

Вот как пишет о цветах поэт Жак Демиль. Так красиво звучат строчки: цветы – это бесценный дар природы, то есть не имеющий цены. И, действительно, художники и поэты, музыканты и артисты не раз обращались к красоте цветов, их хрупкости и недолговечности. Цветы – без души, неодушевленные, но человек наделяет их красотой своей души.

— Где растут цветы?

Ответ детей: “В лесу, в поле, в саду, в парке, на клумбе, в оранжереях”.

Воспитатель: “Приятно любоваться цветами в поле, в лесу, в саду. Хочется их принести домой, подарить друзьям, но полевые и лесные цветы рвать не стоит. А вот садовые – специально выращивают для срезки. Цветы подбирают по цвету, названию, высоте и составляют разные букеты. Цветы в букетах в определенное время выглядят по-разному.

Воспитатель предлагает более подробно познакомиться с натюрмортом

А.Герасимова “Розы”.

Воспитатель: “Как называются цветы, изображенные на картине?”

Дети: “Розы”.

Воспитатель: “Какие они? Опишите их.

Дети рассказывают о розах.

Воспитатель: “Сколько букетов вы видите на картине? Сколько букетов на самом деле?”

Ответы детей.

Воспитатель: “На этой картине мы встречаемся с игрой зеркала, которое создает впечатление, – в натюрморте не один букет, а два”.

Воспитатель читает фрагмент стихотворения И.Мятлева “Розы”.

Как хороши, как свежи были розы

В моем саду! Как взор прельщали мой!

Как я молил весенние морозы

Не трогать их холодною рукой!

Как я берег, как я лелеял младость

Моих цветов заветных, дорогих,

Казалось мне – в них расцветала радость,

Казалось мне – любовь дышала в них…

Воспитатель: “Кто восхищается цветами?”

Ответ детей: “Поэт”.

Воспитатель: “Какие слова поэт говорит о розах, какие они?”

Дети: “Как хороши, как свежи они, значит, красивы”.

Воспитатель: “Где росли розы? Как ухаживали за этими розами?”

Ответы детей: “Розы росли в саду. Их оберегали от морозов и холодов”.

Подходим к картинам – портретам.

Воспитатель: “Какой жанр живописи перед нами?”

Дети: “Портреты”.

Воспитатель: “Кто изображен на портретах?”

Ответы детей: “П.И.Чайковский, Н.Носов, К.Чуковский”.

Воспитатель: “Кто такой П.И.Чайковский?”

Ответ детей: “Композитор. Композитор – это человек, который пишет музыку”.

Включить для прослушивания произведение Чайковского “Лебединое озеро”.

Воспитатель: “Что вы слышали? Что сейчас звучало?”

Ответ детей: “Прозвучала музыка”.

Воспитатель: “Музыка – это тоже вид искусства, как и живопись. Она создается человеком (композитором) и для человека. Музыка имеет свою интонацию, так же как и голос человека, поэтому часто говорят, что музыка рассказывает. Звучащая музыка дает возможность общаться людям, высказывать свои чувства. Исполнитель исполняет музыкальное произведение, а слушатели переживают услышанную музыку”.

Воспитатель: “Кто такой Н.Носов. И с какими его произведениями вы знакомы?”

Ответы детей: “Носов – детский писатель. Его произведения: “Живая шляпа”, “Мишкина каша”, “Фантазеры” и др.”.

Воспитатель: “Ну, а кто – же К.Чуковский?”

Ответ детей: “Это тоже детский писатель. Его произведения: “Краденое солнце”, “Мойдодыр”, “Айболит” и др.”.

Воспитатель: “Рассматривая портреты, скажите, можно определить настроение человека?”

Ответы детей: “Да, можно. По выражению лица, по выражению глаз, губ, бровей”.

Воспитатель: “Что еще может рассказать о настроении человека?”

Дети: “Его походка, движения”.

Воспитатель: “Молодцы, вы ответили на все вопросы. И на этом наша экскурсия закончилась, в заключение давайте еще раз скажем, что такое пейзаж, натюрморт, портрет”.

Дети читают стихотворение А.Кушнера “Что я узнал”:

Если видишь: на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется – пейзаж.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это – натюрморт.

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед,

Обязательно картина

Называется – портрет.

Воспитатель: “Ребята, рассказывая сегодня о живописи, мы затронули и другие виды искусства – музыку, литературу. Все они учат нас сопереживать, передают чувства, эмоции, то есть все то, что переполняет душу человека”.

Итог занятия:

— Где мы с вами сегодня побывали?

— Что вы видели на выставке?

— Вам понравилась наша экскурсия?

И в заключение предложить детям в свободной деятельности изобразить один из жанров живописи: натюрморт, пейзаж или портрет (маму, папу, себя).

Список использованной литературы

Куревина О.А, Селезнева Г.Е., «Путешествие в прекрасное» — Москва, «Баласс», 2001 г.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector