Конспект внеклассного мероприятия по истории на тему: «Конституция РФ» 10 класс

[Введите текст]

Конспект внеклассного мероприятия по истории

на тему:

«Конституция РФ»

«Конституция РФ»

Цель внеклассного мероприятия: ознакомить учащихся с Основным Законом Российской Федерации

Задачи:

  1. Образовательные: формировать политическую культуру учащихся;

  2. Развивающие: развивать у учащихся осознанное понимание значимости статей основного закона в реальной жизни, умений действовать сообразно законам конституции РФ.

  3. Воспитательные: способствовать воспитанию уважительного отношения к Основному закону страны, убедить в необходимости его выполнения

Форма проведения: Брэйн-ринг (игра)

Участники игры: учащиеся 10 класса

Оборудование: государственные символы России – флаг РФ, гимн РФ, герб РФ; Конституция РФ; сигнальные флажки, столики для участников игры, стол для жюри

Литература:

  1. Алексеев Ю.А., Зуев М.Н., Ковалев В.Е. Государственные символы России. Моя Родина – Россия. – М.: «Триада-фарм», 2002.

  2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 5-11 классы. – М.,2004.

  3. Клименко А.В. Брэйн-ринг по истории в школе // Преподавание истории в школе. –№3 – 1998г. – С.73-77.

  4. Конституция Российской Федерации. Официальный текст с историко-правовым комментарием Б.А. Страшуна. – М.: Норма, 2006.

  5. Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн: Учебное пособие. – М.: «ТИД «Русское слово –РС», 2002.

Ход внеклассного мероприятия.

Звучит гимн Российской Федерации

Учитель: – Кто узнал мелодию, прозвучавшую сейчас? (Гимн РФ). Гимн, Герб и Флаг являются символами любого государства. Наш брэйн-ринг сегодня посвящен Конституции РФ. Что такое конституция? (Основной закон). Да Конституция – это основной закон нашей страны. Все остальные законы пишутся на основе Конституции.

Когда принята Конституция? (12 декабря 1993г). 16 лет прошло со дня принятия нашей Конституции. Вы, можно сказать, являетесь ровесниками настоящей действующей Конституции.

Памятный день 12 декабря 1993 г. стал рубежом, отправной точкой нового этапа государственно-политического развития России.

Именно этот акт следует считать первой настоящей российской Конституцией. И почему же?

Историческая справка.

Дореволюционная Россия в своем социально-экономическом и политическом развитии отставала от передовых стран Запада. Лишь в 1861 г. ее правители отказались от крепостного права, но вплоть до 1917 г. сохранялось самодержавие.

Февральская революция 1917 г., приведшая к падению самодержавия и вообще монархии, не дала России конституции. Работа над ее проектом была начата, но не завершена

После захвата власти большевики допустили проведение демократических выборов в Учредительное собрание, однако, потерпев на этих выборах поражение, разогнали его после первого же заседания в начале 1918 г. но примечательно, что именно они ввели в России в действие первый документ, именовавшейся конституцией. Это была Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принятая 5-м Всероссийском съездом Советов 10 июля 1918 г. Она оформляла режим так называемой диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства, ориентированной на «водворение социализма». Документ открыто порывал с принципом равноправия граждан, гарантируя права и свободы только для «трудящихся», объявлял о национализации земли, банков и открывал путь для дальнейшей национализации средств производства и транспорта. Данный документ назывался конституцией, но была ли это конституция в общепринятом значении слова? Смысл существования любой подлинной конституции заключается в том, чтобы оградить права человека от произвола государственной власти и в этих целях разделить власть между ее независимыми друг от друга ветвями и органами с тем, чтобы все они подчинялись тому же закону, которому подчиняется любой гражданин. Конституция РСФСР 1918 г. не содержала гарантий провозглашаемых прав и свобод даже для трудящихся и отказывалась от принципа разделения властей, сосредоточивая всю власть в руках Советов.

То же в общем можно сказать и о последующих советских конституциях. В 1922 г. коммунисты, утвердившиеся у власти в советских , которые возникли на развалинах Российской империи, создали федеративный по форме СССР. Его Основной Закон (Конституция), принятый 2-м Всесоюзным съездом Советов 31 января 1924 г., состоял из Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР.

5 декабря 1936 г. Чрезвычайный 8-й съезд Советов СССР принял т.н. Сталинскую конституцию, выглядевшую значительно демократичнее своих предшественниц. Она провозгласила равноправие всех граждан, содержала более широкий каталог прав и свобод. При этом политические свободы должны были гарантироваться законом (который так и не был принят) «в интересах трудящихся и в целях укрепления социалистического строя». В этих же «интересах» Конституция предусматривала существование только одной политической партии – Коммунистической.

Очередная полная конституционная реформа – смена всех конституций: и союзной, и республиканских – произошла в 1977-1978 гг. и они тоже подлинной конституцией не стали.

После развала СССР, бывшие союзные республики, принявшие еще в 1990 г. декларации о своем государственном суверенитете, стали теперь действительно суверенными государствами. Тогдашний президент Б.Н. Ельцин вместе с конституционной комиссией разработали проект новой Конституции и в октябре 1993 г. постановил о проведении одновременно с парламентскими выборами референдума по проекту Конституции и определил порядок его проведения. За месяц до голосования проект был опубликован.

В референдуме 12 декабря 1993 г. участвовали 54,8) избирателей и из них 48,4 % высказались за принятие проекта Конституции. Таким образом, впервые в своей истории Россия получила Конституцию., принятую народом и основанную на общечеловеческих ценностях права и демократии.

В игре принимают участие две команды. Команды выбирают капитанов. Были придуманы названия.

Сегодня мы проверим, как вы знаете Конституцию Российской Федерации.

У нас две команды. Выбираем жюри. Игра пройдет по раундам. Кто знает ответ, поднимает сигнальный флажок, сигнализирующий о своей готовности к ответу. За командами наблюдают жюри: чья команда первая поднимает флажок, та и имеет право выбора ответить.

Задание по Конституции РФ

Правильные ответы команд

Статья в Конституции

I раунд

  1. Форма правления в РФ

  2. Какое наше государство?

  1. Что является высшей ценностью?

  2. Единственный источник власти

  3. Какие законы имеют верховенство на всей территории РФ

  4. Как осуществляется государственная власть?

  5. Кто имеет преимущество перед законом и судом?

  6. Кто имеет больше прав:

мужчины или женщины?

  1. Трудоспособные дети, достигшие скольки лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях?

  2. За одно и то же преступление можно ли осуждать повторно?

Дополнительно:

  1. Обязан ли доказывать свою невинность обвиняемый

Конкурс «СЕМЬ».

Я вам семь слов, вы мне одно:

  1. Избиратели, бумага, участок, буфет, комиссия, бюллетень, урна

  2. Закон, принципы, государство, статьи, зима, праздник, устройство

Я вам одно, вы мне семь.

ЕЛЬЦИН, ПУТИН, МЕДВЕДЕВ

Подведение итогов первого раунда

  1. Республиканская

  2. Демократическое федеральное правовое

  3. Человек, его права и свободы

  1. Ее многонациональный народ

  1. Конституция РФ, федеральные законы

  1. На основе разделения законной, исполнительной, судебной власти

  2. Все равны перед законом

  1. Равенство прав и свобод.

  1. 18 лет.

  1. Нет

  1. Не обязан

ВЫБОРЫ

КОНСТИТУЦИЯ

Ответы команд

Ст.1

Ст.1

Ст.2

Ст.3

Ст.4

Ст.10

Ст.19

Ст.19

Ст.38

Ст.50

Ст.49

II раунд

  1. На сколько лет избирается президент РФ?

  2. Как избирается президент РФ?

  3. Кто может быть избран президентом РФ?

  1. Сколько раз одно и то же лицо может занимать должность президента РФ

  2. Кто является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ?

  3. Как называется парламент РФ и как он организован?

  1. Из каких двух палат состоит Российский парламент?

  1. Кто открывает первое заседание Государственной Думы?

  2. Что осуществляет исполнительную власть РФ?

  3. Количество депутатов Государственной Думы

Дополнительно:

  1. Кем принимаются федеральные законы?

Подведение итогов второго раунда

  1. 4 года

  1. На основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании

  2. Гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающего в РФ – 10 лет

  3. Положено не более 2 раз.

  1. Президент

  1. Федеральное собрание, является представительным и законодательным органом Российской Федерации

  2. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы

  3. Старейший по возрасту депутат.

  1. Правительство РФ

  1. 450

  1. Государственной Думой

Ст.81

Ст.81

Ст.81

Ст.81

Ст.87

Ст.94

Ст.95

Ст.99

Ст.110

Ст.95

Ст.105

III раунд

  1. Когда принята ныне действующая Конституция РФ?

  2. Каким способом принята КРФ?

  3. Каков вид КРФ?

  4. Чем была вызвана необходимость принятия КРФ?

  5. Главное достоинство КРФ?

  1. Главный недостаток КРФ?

  1. Сформулируйте 1-ю статью КРФ.

Конкурс «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ»

Я вам определение, вы мне – слово:

  1. Искусство возможного

  2. Система установленных государством общеобязательных норм и правил поведения

  3. Народное правление, осуществляемое народом ради народа

  4. Форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному человеку и передается по наследству

  5. Всенародное голосование

  6. Человек, уважающий мнение других, терпимый человек

  7. Все избиратели

  8. Способность оказывать влияние на поступки, поведение, дела других

  9. Политическая организация, борющаяся за власть или участие в ее осуществлении

  10. Основной институт политической системы общества

Подведение итогов третьего раунда

  1. 12 декабря 1993 г.

  1. Референдумом

  1. Конституция человека

  2. Изменением экономической и политической основы общества

  3. Широкий круг прав и свобод граждан

  4. Широкий круг полномочий президента

  5. Россия есть федеральное демократическое правовое государство с республиканской формой правления

  1. Политика

  2. Право

  1. Демократия

  1. Монархия

  1. Референдум

  2. Толерантный

  1. Электорат

  2. Власть

  1. Политическая партия

  1. Государство

Жюри подводит итоги. Выявление и награждение победителей.

Заключительное слово учителя:

Итак, мы с вами завершаем игру Брэйн-ринг. Нужно знать и соблюдать статьи Конституции нашей страны.

В конце мне бы хотелось сказать, что ваш класс – это маленькая страна. И хотелось бы, чтобы в этой стране всегда царили доброта, уважение и взаимопонимание.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector