МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 имени А.С. Макаренко»
городского округа город Фролово
Конспект урока «Введение в народоведение»
по теме «Прощай, Масленица!»
подготовила
учитель начальных классов
высшей категории
Черячукина Елена Викторовна
г. Фролово
2012-2013 учебный год
Урок по теме «Прощай, Масленица!».
Задачи урока.
-
Способствовать формированию первоначальных представлений о культуре, истории и жизни русского народа.
-
Повышать познавательную активность детей, активизировать словарь.
Цели урока.
-
Расширить объема знаний о народном празднике Масленица, ее обрядах.
-
Приобщать учащихся к традиционному наследию своего народа.
-
Развивать умения работать в парах.
-
Способствовать развитию личностных качеств: трудолюбия, доброжелательности.
Формирование УУД:
Личностные — проявление творческого и эмоционально-ценностного отношения к изучению темы.
Познавательные — умение извлекать информацию из текстов, иллюстраций, умение находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке.
Регулятивные – умение оценивать учебные действия, осуществлять рефлексию.
Коммуникативные – умение слушать и понимать других, строить речевые высказывания, работать в парах.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, костюмы, куклы, рисунки, самовар, посуда, сладости.
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|
1. Психологический настрой.
2. Актуализация знаний учащихся.
3. Постановка задачи на урок.
4. Изучение нового материала.
А) Работа с учебником
Б) Сообщение новых сведений. Создание ситуации успеха.
Работа со словарем.
Устное народное творчество.
5. Закрепление полученных знаний
А) Работа в парах.
Б) Театрализованная минутка.
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание |
Звучит музыка.
Февраль да март в России месяцы переломные. Вроде бы еще зима, да все знают, что к концу она движется. Давайте вспомним, какие зимние праздники отмечались на Руси.(слайд 1)
Ребята, а ведь Зима с Весной уже встретились. Кто помнит, когда это произошло?
И вот чтобы помочь Солнцу одолеть Зиму, на Руси издавна отмечают еще один праздник «Проводы русской зимы».А как по другому называется этот праздник?( слайд 3)
О чем сегодня мы будем говорить на уроке?
Самые веселые, масленичные утехи стали проводить со времен правления царя Петра 1,а мы продолжаем эту традицию. Кто узнал ,когда в этом году будет масленичная неделя?( слайд 4)
Ребята, давайте узнаем, к чему готовила людей эта неделя?
Ребята, а что делали люди в Великий пост?
На масленичной неделе старались не есть мясо. Но все равно пища была вкусная, разнообразная .Люди старались сытно поесть, веселились и звали в гости Масленицу. Давайте вспомним, как это было.
Викторина. Загадки о блинах. На сковородку ручейком, со сковородки солнышком и др. (слайд 6)
Даже в песнях прославляли блины.
Каждый Масленицу представлял по — разному. ( слайд 7-8)
А еще в народе существуют пословицы, поговорки и приметы о Масленице. Давайте их вспомним. .( слайд 9-14)
Каждый день на Масленичной неделе имеет особое значение и особое название. Запишите эти названия, поработав в парах
Ни одна масленичная неделя не обходилась без скоморохов, которые всегда готовы были потешить честной народ. И сегодня они у нас в гостях.
Ребята, давайте встречать Масленицу.
Ребята, что сегодня вы узнали о празднике Масленица? Что вам понравилось? И др.
Узнать и записать рецепт приготовления блинов в тетрадь. Выучить наизусть закличку на странице 36. Всем спасибо за урок! |
Учащиеся читают стихи. Уходи мороз косматый Слышишь старый или нет? И над садом и над хатой Голубой весенний свет. А зима сдала, осела – Хватит ей озорничать, Выходи ребята смело, Песни петь, весну встречать.
Дети выполняют тест «Зимние праздники». Оценивают себя по «линеечке успеха».
Этот праздник пришел из старины, Из нашей древней глубины. К восходу весны золотой, К уходу зимы лютой. Также праздничек для ребяточек, Для честных людей со всех волостей. На нем провожают зиму- злую, лютую. Встречают веснушку – теплую, любую.
Это произошло 15 февраля на Сретенье.(слайд 2)
Этот праздник называется «Масленица».
Мы будем говорить о празднике «Масленица».
Масленичная неделя с 11 по 17 марта.(слайд 5)
Учащиеся читают по «цепочке» и говорят о том, что неделя готовила народ к Великому посту. А еще она называлась «мясопустная», «сырная».
Ответы детей.
Дети зазывают Масленицу. Гостья, гостья Масленица Солнцу красному сестрица! Поспеши скорее к нам! Душа ль ты моя Масленица Сахарные твои уста Сладкая твоя речь! Приезжай к нам в гости, Масленица, На широкий двор- На горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться.
Ребята отгадывают, объясняют почему именно блины пекли на Масленицу, что приговаривали, как ставили тесто.
Находят и объясняют слово «опара».
Исполняют песню про блины «Ой, блины, блины, блины…»
А еще на Масленицу полагалось Есть – до икоты. Орать – до хрипоты, Петь — до надсаду, Плясать – до упаду. (Дети исполняют частушки и танец)
Дети рассматривают иллюстрации.
Масленица объедуха — деньгам приберуха. Не все коту Масленица – будет и Великий пост. Масленица идет — блин да мед несет и др.
Ребята зачитывают и обсуждают ответы, рассказывают что, обозначал каждый день на масленичной неделе.
Вбегают скоморохи, разыгрывают сценку и предлагают величать Масленицу. Наша Масленица годовая, Она гостьюшка дорогая, Дорогая наша гостья- масленица Авдотьюшка Изотевна, Дуня белая, Дуня румяная Коса длинная, триаршинная Лента алая, двуалтынная Платок беленький, новомодненький, Брови черные, наведенные.
Наша Масленица годовая Она гостюшка дорогая Она пешено к нам не ходит Все на комонях разъезжает, Чтобы коники были озорные, Чтобы слуги были молодые.
Входит Масленица. Я – Масленица – кривошейка Встречайте, меня хорошенько, С блинами, с каравайцами, с вареничками. Как встречаете, так и провожаете. Эвон какие чучела справили. Скоро придет весна. Весну красную я знаю, На нее я не серчаю. Знаю, ждет тепла земля Уступлю ей место я, Лишь игру я заведу, А потом от вас уйду. Игра «Угощенье». Игра «Платочек»
Обсуждение, высказывание своих мнений.(слайд 15) Прощай, Масленица – вертушка! Настает Великий пост, Дома ужинать садятся – Подают от редьки хвост! Масленица загорела, Всему миру надоела! Обманула, подвела. Годика не прожила, До поста довела! (слайд 16-17)
|
Используемая литература
1.Новицкая М.Ю.Введение в народоведение. Родная земля 1-2 классы Учебник-тетрадь Дрофа, 2001
2.НовицкаяМ.Ю.Методические рекомендации к курсу «Введение в народоведению».Родная земля.Дрофа.2001
3.Кочурова С.Н. Большая книга школьных праздников. – Ярославль: Академия развития, 2006.
4.Жиренко О.Е. Праздник – ожидаемое чудо! – М.: Вако, 2006.
5.Алтарёва С.Г.Календарные, фольклорные и тематические праздники. – М.: Вако, 2006.
6..Яровая Л.Н. Внеклассные мероприятия.2 класс. – М.: Вако, 2004