Конспект урока Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе (3 класс)

Феодосийская общеобразовательная школа I-III ступеней №7
Феодосийского городского совета Республики Крым

Урок
Я и Украина

«Вода. Свойства воды.
Круговорот воды в природе»

3 класс

Плотникова Вера Михайловна
учитель начальных классов

г.Феодосия, 2013г.

ЦЕЛИ УРОКА:
формирование целостного взгляда на мир через наблюдение, осознание, восприятие и деятельность;
познакомить со свойствами воды, с тремя состояниями воды в природе;
учить работать с гипотезой (предположением, через практический подход).
развивать такие приемы умственной деятельности как сравнение, классификация, анализ;
бережное отношение к воде, к природе в целом.
ОБОРУДОВАНИЕ: стаканы различной формы с водой, деревянный кубик, резиновый мячик, ножницы, полоски цветной бумаги, медицинская груша.
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Индивидуальное: учебник 3 класса «Я и Украина», автор Т.Н.Байбара, Н.М.Бибик, рабочая тетрадь, карточки с таблицами, два листика с изображением синей и жёлтой капельки.
ВОДА
ДА
НЕТ

Имеет ли запах?
 
 

Имеет ли цвет?
 
 

Имеет ли форму?
 
 

Есть ли в воде воздух?
 
 

ЛЁД
ДА
НЕТ

Имеет ли запах, цвет?
 
 

Тает ли при нагревании?
 
 

Легче ли лёд воды?
 
 

Хрупкий ли лёд?
 
 

Ход урока.
1. Организационный момент.
— Добрый день мои любители природы. Сегодня мы продолжим с вами узнавать загадки нашего окружающего мира. Каким вы хотели бы видеть наш урок?
— Какие качества вам надо проявить, чтобы получился такой урок?
— Какое настроение мы возьмем с собой?
2. Знакомство с новым материалом. Вода в природе.
2.а. Вода в природе.
(Слайды 2, 3, 4, 5, 6 — стихотворение о воде.)
Вы слыхали о воде?Говорят она везде!Как сосулька замерзает.В лес туманом заползает.Ледником в горах зовётся.Лентой серебристой вьётся.Мы привыкли, что вода –Наша спутница всегда!
— Скажите мне, что вы знаете о воде, где она встречается в природе (ответы детей). Давайте рассмотрим схему. (Слайд 7)
Расскажите, какие явления неживой природы связаны с водой.
(Роса, туман, облако, пар, дождь, снег, лёд, иней, роса.)
Вывод: вода – одно из самых важных для природы вещество, оно содержится повсюду, даже внутри живого организма. Ты можешь сосчитать, сколько воды содержится в твоём организме, массу своего тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2. Вода не только поит, но и кормит, без воды не приготовить, ни одно блюдо. Вода вырабатывает электрический ток, помогает перевозить грузы.
(Слайд 8- важность воды)
2.б. Три состояния воды
— Вы уже поняли, что вода в природе может находиться в разных состояниях (Слайд -9), а теперь проанализируем. Посмотрите на рисунки.
(Слайд 10 – роса, дождь) – какое состояние воды вы видите? (жидкое)
(Слайд 11 – лёд, снег) — (твёрдое)
(Слайд 12 – пар, туман, облака) – (газообразное)
О том, как происходит превращения одного состояния воды в другое, мы сейчас и поговорим.
2.в. Круговорот воды в природе.
Работа с учебником и схемой. (Слайд 13 – круговорот воды в природе)
— Чтобы у себя дома превратить воду в пар достаточно поставить чайник на плиту и под воздействием высокой температуры вода превратиться в пар, а чтобы превратить в лёд – нужно поставить в морозильную камеру ёмкость с водой, и при низкой температуре вода превратиться в лёд. А как же в природе вода меняет своё состояние? Да так же – под воздействием температуры. Сейчас мы узнаем это поподробнее из рассказа о капельке.
Работа с учебником. (Учащийся читает вслух текст учебника стр.89-90, чтение с остановками, на которых ученики обращают внимание на схему круговорота воды в природе).
3. Физкультминутка – релаксация.
(Аудио запись шума воды – дождя, реки, водопада, морского прибоя)
— Ребята, сейчас мы немного отдохнём, снимем напряжение, расслабимся. Откиньтесь на спинку стула, положите руки на колени, расслабьте руки и ноги, закройте глаза. Постарайтесь представить себе то, что вы сейчас услышите.

4. Свойства воды.
(Слайд 14 – свойства воды.) А сейчас мы подробнее узнаем о свойствах воды. Для этого проведём опыты. (На демонстрационном столике стоят стаканы различной формы, полоски цветной бумаги, деревянный кубик, резиновый мячик, медицинская груша, ножницы, у детей на парте таблички для заполнения)
ВОДА
ДА
НЕТ

Имеет ли форму?
 
 

Имеет ли цвет?
 
 

Имеет ли запах?
 
 

Есть ли в воде воздух?
 
 

Опыт 1. (Имеет ли вода форму)
— Посмотрим на стаканы. Какой они формы? Нальём в них воду? Что вы заметили? (вода принимает форму стакана, она не имеет своей формы)
Вывод запишите в таблицу.
Опыт 2. (Имеет ли вода цвет и запах?)
— Посмотрите на стакан с водой. Давайте сравним его с полосками белой и цветной бумаги. Что вы заметили, что можете сказать о цвете воды? (вода не имеет цвета, она прозрачная.)А если её понюхать? (вода не имеет запаха)
Вывод запишите в таблицу.
Опыт 3. (Определить, есть ли в воде воздух)
— Посмотрите внимательно на грушу, я буду её опускать в воду и, сжимая, выпускать воздух. В воде образуются пузырьки – это и есть воздух. Что мы можем сказать, содержится ли в воде воздух? Если я просто опущу свою руку, то на поверхности кожи тоже образуются маленькие пузырьки воздуха.
Вывод запишите в таблицу.
А теперь посмотрите на экран (Слайд 15 – вода под микроскопом) в воде под микроскопом видны мельчайшие пузыри воздуха.
— А теперь подумаем, какими свойствами обладает ЛЁД, посмотрите на вторую таблицу и ответьте на вопросы. А дома самостоятельно или с родителями проведите опыты, доказывающие свойства льда и заполните эту таблицу.
Опыт 4. (Проверить, какие предметы плавают в воде, а какие тонут)
— А теперь проверим, какие предметы плавают в воде, а какие – тонут. По очереди опускаем мячик, ножницы, кубик. Что вы замечаете? (То, что легче воды, то плавает, что тяжелее – то тонет). Подробно о том, почему одни предметы плавают, а другие тонут, вы узнаете в старших классах на уроках физики.
5. Водоёмы в природе.
— Вода в больших количествах в природе находится в водоёмах. Разберите это слово по составу, в этом слове два корня –вод — и – ём – т.е.вода и ёмкость. Какие вы знаете водоёмы?
(Слайды 16,17,18, 19, 20 — океан, море, река, озеро, болото).
Кругом вода,А с питьём беда (море) (Слайды 17)
Течет, течет не вытечет,
Бежит, бежит не выбежит. (река) (Слайды 18)
И месяц, и звезды — все в нем отражается.
Как же это зеркало называется? (озеро) (Слайды 19)
Не вода и не суша:На лодке не уплывёшь,И ногами не пройдёшь. (болото) (Слайды 20)
ѕ поверхности Земли занимает вода. А об обитателях этих водоёмов мы поговорим на следующих уроках.
— А чтобы закрепить ваши знания, выполните самостоятельную работу в тетради на стр. 27 (№ 2,3,4,5). А если у вас возникнут трудности, вы можете воспользоваться учебником или спросить соседа по парте.
6. Домашнее задание
не забудьте заполнить таблицу о свойствах льда;
прочитайте ещё раз о путешествии капельки в учебнике на стр. 89-90
7. Подведение итогов.
— Подведём итоги нашего урока.
-Что удивило вас на уроке, что открыли для себя нового?
— Кто из ребят помогал вам понять лучше новый материал?
-Какие три состояния воды вы теперь знаете? Что такое круговорот воды в природе?
— Если вы хотите узнать больше о воде, я предлагаю вам энциклопедии, журналы для дополнительного чтения.
Если вам всё было понятно на уроке, и вам понравилось работать на этом уроке, я попрошу прикрепить к классной доске синюю капельку, а если у вас возникали трудности, то жёлтую капельку, и я буду знать, кому нужна помощь.
(Слайд 21 — Спасибо за сотрудничество, вы молодцы!)

Заголовок 2Заголовок 315

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector