ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
Цветные реакции на белки
тип урока: Урок-практикум.
Цель: Закрепить и применить знания по теме «Цветные реакции на белки»
Развить практические умения и навыки при работе с химическим оборудованием.
Воспитание аккуратности при выполнении опытов.
Ход урока
Орг. момент
I Актуализация знаний.
1. Правила ТБ при выполнении лабораторной работы.
2. Обнаружение в белках пептидных связей.
II Закрепление знаний
1. Цветные реакции на белки
1) Обнаружение в белках пептидных связей (биуретовая реакция)
Эта реакция обусловлена наличием в белковой молекуле пептидных связей, возникающих при взаимодействии молекул аминокислот.
В результате взаимодействия ионов двухвалентной меди с пептидными связями в щелочной среде образуется комплексное соединение, окрашенное в красно-фиолетовый цвет.
Ход работы: к 5 каплям исследуемого раствора белка и желатина добавляем 3 капли 10% р-ра NaOH и 1 каплю 1 % р-ра CuSO4. При наличии белка в пробирке появляется устойчивое сине-фиолетовое окрашивание.
2) Ксантопротеиновая реакция
Эта реакция основана на образовании нитропроизводных ароматических аминокислот (фенилаланин, тирозин, триптофан). Нитропроизводные имеют желтую окраску в кислой среде и оранжевую – в нейтральной и щелочных средах (ксантос – по-гречески – желтый).
Ход работы: берут 2 пробирки и наливают в первую 5 капель раствора яичного белка, а во вторую – 5 капель раствора желатина. Затем в обе пробирки добавляют по 3-5 капель концентрированной азотной кислоты. Выпадает осадок свернувшегося белка
2. Практическая значимость работы
Практическое применение цветных реакций имеет следующие аспекты:
-
Биуретовая реакция используются для качественного обнаружения белков.
-
Специфические цветные реакции применяются для идентификации аминокислотного состава исследуемого белка, а также для качественного обнаружения белка, если соответствующая группировка входит в его состав.
III Применение знаний и умений.
Результаты опытов занести в таблицу:
Реагент |
Субстрат |
Наблюдаемое окрашивание |
Чем обусловлена реакция |
|
Биуретовая |
|
а) яичный белок б) желатин |
|
|
Ксантопротеиновая |
|
а) яичный белок б) желатин |
|
|
Итог урока.
Домашнее задание: Повторить тему, выучить выводы.
Инструкционная карточка
к лабораторной работе «Цветные реакции на белки»
1) Биуретовая реакция (обнаружение в белках пептидных связей)
Эта реакция обусловлена наличием в белковой молекуле пептидных связей, возникающих при взаимодействии молекул аминокислот.
В результате взаимодействия ионов двухвалентной меди с пептидными связями в щелочной среде образуется комплексное соединение, окрашенное в красно-фиолетовый цвет.
Ход работы: к 5 каплям исследуемого раствора белка и желатина добавляем 3 капли 10% р-ра NaOH и 1 каплю 1 % р-ра CuSO4. При наличии белка в пробирке появляется устойчивое сине-фиолетовое окрашивание.
2) Ксантопротеиновая реакция
Эта реакция основана на образовании нитропроизводных ароматических аминокислот (фенилаланин, тирозин, триптофан). Нитропроизводные имеют желтую окраску в кислой среде и оранжевую – в нейтральной и щелочных средах (ксантос – по-гречески – желтый).
Ход работы: берут 2 пробирки и наливают в первую 5 капель раствора яичного белка, а во вторую – 5 капель раствора желатина. Затем в обе пробирки добавляют по 3-5 капель концентрированной азотной кислоты. Выпадает осадок свернувшегося белка
Практическая значимость работы
Практическое применение цветных реакций имеет следующие аспекты:
Биуретовая реакция используются для качественного обнаружения белков.
Специфические цветные реакции применяются для идентификации аминокислотного состава исследуемого белка, а также для качественного обнаружения белка, если соответствующая группировка входит в его состав.
Результаты опытов занести в таблицу:
Реагент |
Субстрат |
Наблюдаемое окрашивание |
Чем обусловлена реакция |
|
Биуретовая |
|
а) яичный белок б) желатин |
|
|
Ксантопротеиновая |
|
а) яичный белок б) желатин |
|
|
Сделайте общий вывод.
2