Конспект урока технологии в 1 классе «Разметка деталей по шаблону. Разметка круглых деталей»

Горошникова Людмила Анатольевна

МОУ «Начальная общеобразовательная школа № 78» города Саратова

Учитель начальных классов

Тема: Разметка деталей по шаблону. Разметка круглых деталей.

Цель урока: Создать условия для овладения приемом разметки деталей круглой формы.

Задачи:

1. формировать умения размечать детали круглой формы, планировать и выполнять технологические операции в соответствии с инструкционной картой.

2. воспитывать ответственность за результаты учебного труда, формировать умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

3. развивать художественные и конструкторско-технологические способности.

Оборудование: образцы изделий, рабочая тетрадь для 1 класса (Е.А. Лутцева. Технология: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. – 2 изд., с изм. – М. – Вентана – Граф, 2013), учебник «Технология» (Лутцева Е.А. Технология: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Лутцева. – 3 изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2012.), кисточка, клей, цветная бумага, цветные карандаши, ножницы.

Тип урока: ОТКРЫТИЕ НОВОГО (урок – практикум)

Класс: 1

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Самоопределение к деятельности

Беседа:

На доске пословицы:

Семь раз отмерь, а один отрежь.

Дело мастера боится.

Умелые руки не знают скуки.

— Подходят ли пословицы к уроку технологии?

— Чему нас учит народная мудрость?

— Давайте проверим наши рабочие места.

— Всё ли у нас готово, чтобы время на уроке прошло с пользой, незаметно?

Ответы детей.

— Сначала как следует подумать, а затем выполнять задание.

— Даже самая трудная работа получится, если делать её старательно, как мастер.

— Если выполнять задание на уроке добросовестно, то время проходит интересно и быстро.

Дети проверяют в парах рабочие места и помогают друг другу, если необходимо.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, умение воспринимать информацию.

Познавательные: умение рассуждать, осознанно строить речевое высказывание.

Актуализация знаний и фиксация затруднений

Познавательно-аналитическая беседа

— Рассмотрите изделия и скажите, чем они похожи?

— Чем различаются изделия?

— Какие из названных материалов нам доступны сегодня?

— Легко ли сделать такую гусеницу? Что нужно уметь делать для этого?

— А вы умеете рисовать и вырезать ровные круги?

— Это гусеницы.

— Каждая состоит из нескольких одинаковых деталей.

— Гусеницы изготовлены из разных материалов: плодов каштана, ватных дисков и цветной бумаги.

— У нас есть цветная бумага.

— Нужно вырезать много ровных кругов.

— Умеем, но круги не очень ровные.

Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание, осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение.

Познавательные УУД: умение выявлять особенности объектов, на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Постановка учебной задачи

Анализ изделия

Откройте учебник «Технология» на с. 71

— Рассмотрите аппликацию и скажите, что нам предстоит выполнить?

-Все ли они одинаковые?

-Как подобраны цвета?

— Аппликацию, состоящую из одних только кругов.

— Нет, они разные по цвету и по размеру.

-Очень красивые круги разных оттенков зелёного цвета.

Регулятивные: умение определять (совместно с учителем) цель деятельности на уроке, принимать и сохранять учебную задачу, строить предположения на основе материала учебника.

Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание, осуществлять сравнение, строить логическое рассуждение.

Построение проекта выхода из затруднения

Открытие практического умения

-Кто из вас догадался, как разметить много ровных кругов одинакового размера?

— Откройте в учебнике на с. 69 рубрику «Тренируй сообразительность».

— Сравните свои предположения с теми решениями, которые здесь предложены.

— Что такое шаблон? Прочитайте в учебнике определение шаблона?

— Какие предметы можно использовать в качестве шаблонов?

Ответы детей.

Хорошо читающий ученик читает по учебнику определение шаблона:

Шаблон – это фигура из картона, которую можно обводить несколько раз и получать готовые детали.

— Блюдце, чайную чашку, монеты 1, 2, 5 рублей.

Познавательные: умение ориентироваться в учебнике, извлекать и анализировать информацию из учебника, из своего жизненного опыта, а также полученную на уроке, делать выводы, добывать знания.

Регулятивные: умение высказывать свое предположение и соотносить его с информацией в учебнике.

Коммуникативные: аргументация своего мнения, умение слушать и слышать других, объяснять свою точку зрения.

Электронная физминутка для глаз

Тренировочные упражнения

Откройте рабочую тетрадь на с.39.

Посоветуйтесь в парах и расскажите друг другу, как можно нарисовать домик с помощью монеты в 1 рубль.

Затем потренируйтесь и нарисуйте такой же домик в розовом квадрате. А в голубом и жёлтом квадратах таким же способом изобразите снеговика и цветок.

Дети рассказывают друг другу порядок действий и выполняют тренировочные упражнения.

Регулятивные: контроль точности разметки деталей с помощью шаблона, коррекция своей деятельности.

Планирование предстоящей практической работы

(выстраивание последовательности изготовления изделия)

— Рассмотрите ещё раз аппликацию «Гусеница».

-Перед вами инструкционная карта.

А что это такое? Для чего она необходима?

— Обсудите в группах и расскажите, в каком порядке будете выполнять работу.

— Какие детали, какого цвета, в каком количестве вам потребуются?

План работы:

1. Вырежем 3 детали светло – зелёного цвета (шаблон – монета в 1 рубль).

2. Вырежем 2 детали тёмно – зелёного цвета (шаблон – монета в 1рубль).

3. Вырежем 1 деталь тёмно – зелёного цвета (монета 10 копеек).

4. Вырежем 2 детали красного цвета меньшего размера (глаза).

4. Составим композицию.

5. Наклеим детали, начиная от хвоста.

6. Высушим под прессом.

Познавательные: умение ориентироваться в учебнике, извлекать и анализировать информацию, делать выводы, добывать знания.

Регулятивные: умение высказывать свое предположение и соотносить его с информацией в учебнике, прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Коммуникативные: аргументация своего мнения, умение слушать и слышать других, объяснять свою точку зрения.

Самостоятельно-практическая работа

-Расскажите о технике безопасности на уроке технологии.

— Как правильно разместить инструменты и материалы на рабочем столе, чтобы они не мешали вам и вашим товарищам?

— При работе в группах подумайте, какое участие в создании аппликации будет принимать каждый из вас.

Физминутка

(в середине самостоятельно – практической работы)

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Правой рукой вверх, в стороны, накрест,

В стороны, вниз.

Тук, тук! Тук – тук – тук!

Сделаем большущий круг!

-Нужно аккуратно работать ножницами, так как можно пораниться.

Ученики организуют свои рабочие места, распределяют «роли» в группе: кто-то складывает гармошкой бумагу, кто-то обводит по шаблону фигуры, кто-то вырезает, кто-то добавляет мелкие детали.

Дети сопровождают слова показом движений.

Регулятивные: контроль точности разметки деталей с помощью шаблона, коррекция, выделение и осознание того, что уже может сделать, а чему предстоит научиться.

Познавательные: умение объяснять свои действия, доказывать правильность своей точки зрения.

Первичное закрепление (проговаривание во внешней речи)

Уборка рабочих мест.

Обобщение.

-Ребята, что нового узнали на уроке, чему научились?

-Что такое «шаблон»? Для чего его используют?

— Что понравилось?

— Было ли трудно?

— Вырезать много одинаковых кругов по шаблону и изготавливать аппликацию «Гусеница».

Ответы детей.

Познавательные: умение выявлять сущность и особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Рефлексия

Оценка практической деятельности

-Давайте обсудим и оценим готовые изделия по критериям: качество, оригинальность, самостоятельность.

-Оцените работу своей группы. Была ли работа дружной?

-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Удалось её решить? Каким способом?

-Пригодилась ли вам народная мудрость, выраженная в пословицах, которые мы читали в начале урока?

Выставка работ.

Обязательно отмечаются достоинства каждой работы.

Высказываются пожелания, как можно улучшить поделку (если это необходимо).

— Научиться вырезать детали круглой формы.

— Нам помогли шаблоны. Это фигуры, которые мы обводили несколько раз.

Да. Мы работали аккуратно, осторожно, сначала думали, а потом делали.

Коммуникативные: умение использовать свои знания, вырабатывать критерии для оценки своей работы.

Регулятивные: контроль в форме сличения с эталоном и обнаружение отклонений от эталона.

Список литературы:

  1. Лутцева, Е. А. Технология: Ступеньки к мастерству: 1 класс: методические рекомендации. — М.: Вентана-Граф, 2011.

  2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /А.Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152с. Стандарты второго поколения)

  3. Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС: методическое пособие/Сост.: Н.В. Лабутина, С.В. Марчук, Н.В. Переходникова, Н.В. Сарайкина, Е.Н. Текучева; под. ред. Н.Н. Ценарёвой. – Саратов: Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2013. – 56с.

  4. Лутцева Е.А. Технология: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Лутцева. – 3 изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2012.

  5. Е.А. Лутцева. Технология: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева. – 2 изд., с изм. – М. – Вентана – Граф, 2013

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *