Конспект урока русского языка 3 класс орфографическое правило

Конспект урока
Предмет: русский язык Класс 2 «в»
Тема урока «Что такое орфограмма. Орфографическое правило»
Тип урока Открытие новых знаний
Цель: организовать деятельность учащихся по знакомству с новым понятием «Орфограмма. Орфографическое правило». Развивать способности видеть в слове орфограмму, путём выполнения практической работы.
Формируемые УУД :Личностные: учебно-познавательная мотивация, самообразование, нравственно-эстетическое оценивание усвояемого содержания, развитие этических чувств.Регулятивные: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая саморегуляция.Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, использование знаково-символических средств, смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной формеКоммуникативные: планирование учебного сотрудничества, формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, адекватное использование речи для планирования и регуляции своей речи
Место проведения: классный кабинет.
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке:
Учебник Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык» 2 класс, презентация «Орфограмма».
Организационный момент и мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель – Включение в систему деятельности на личностно значимом уровне.. Данный этап процесса обучения предполагает осознанно вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке. А именно:
Актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности.
Создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность
Устанавливаются тематические рамки
Выполняемые УУД на данном этапе:
Личностные: самоопределение, учебно–познавательная мотивация
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничестваДеятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дмитрий Николаевич, и сегодня урок русского языка буду вести я.
-Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе идут уроки.
— Ребята, скажите для чего мы каждый день ходим в школу?
-Для чего нам это надо?
— Итак, сегодня на уроке вы откроете для себя что – то новое. Приступим к работе!
— Прежде чем записывать число в тетради, вспомните, как надо сидеть за партами.
— А зачем надо соблюдать эти правила?
А теперь открываем тетради и записываем сегодняшнее число классная работа.
-Приветствие учителя
— Чтоб учиться.
-Чтобы стать образованными и грамотными.
— спина прямая, ноги вместе, тетради под наклоном и т.д- чтобы быть здоровыми. Проверка порядка на партах.
Запись числа в тетради.
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Цель — организация и подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.
Данный этап предполагает:
Актуализацию изученных способов действий
Актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов.
Мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление
Фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обоснование
Выполняемые УУД на данном этапе:
Личностные: мотивационная основа учебной деятельности, смыслообразованиеПознавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение , использование знаково – символических средств, смысловое чтение, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем, волевая само регуляция.Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
— Ребята, скажите, а с чего мы начинаем наш урок?
— Зачем мы проводим минутку чистописания, мы же умеем уже писать?
С какой буквой мы поработаем сегодня, вы мне ответите сами, отгадав загадки.
-Хозяин лесной просыпается весной
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой
— Живут в норке,
Грызут корки,
Короткие ножки,
Боятся кошки
— Как звали девочку из сказки про 3 медведей?
-Ребята, скажите, на какую букву все эти загадки?
— С какой буквой будем работать?
-Чем похожи заглавная буква М и строчная?
-Чем отличаются эти буквы?
Теперь взяли ручки и в воздухе перед собой попробовали написать букву «М».
У всех получилось?
— Я тетрадочку открою
и как надо положу.
Я от вас друзья не скрою
Ручку правильно держу.
-Все показали, как они правильно держат ручку.
А теперь пропишите Букву «м» заглавную и строчную до конца строки.
Во время выполнения ходьба и наблюдение за ходом работы.
-Кто выполнил задание, подает сигнал. Все выполнили? Молодцы.
— Ребята, давайте вспомним, а какие слова отгадки у нас были.
— Верно.
Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
Сейчас проверить сможешь сам
Свое внимание к словам.
-Посмотрите на слова. Прочитайте.
— Что заметили?
-Почему пропущены именно эти буквы?
— Спишите эти слова, опасные места подчеркнем красным цветом.
Что вы написали в слове «Медведь» на месте пропуска? А в слове «Мыши»? Почему вы написали именно букву «и»? А какую букву вы вставили в третьем слове? Большую или маленькую букву вы написали? И почему именно большую?
Молодцы, верно выполнили задание. — А кто знает, как по — другому называется опасное место?
— С минутки чистописания.
1 чтобы красиво писать, чтобы вспомнить правила написания букв и т.д-медведь
— мыши
— Маша
— М
— м-элементами
— высотой
Письмо в воздухе.
Прописывание буквы «М» в тетради.
-Медведь, мыши, Маша
— пропущены буквы
— это опасные места
Беседа с учителем по выполнению написания орфограмм в словах-отгадках.
На экране появляются слайды с картинками отгадками.
Вывешивается иллюстрация этой буквы.
Прописывание в воздухе.
Прописывание в тетради.

На экране появляются слова с пропущенными буквами.
Медве__, мыш_, _аша.
Выявление места и причины затруднения.
Цель – выявление и фиксация места причины затруднения. На этом этапе учащиеся должны:
Восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – где возникло затруднение;
Соотнести свои действия с используемым способом действий, и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, которых не достает для решения конкретной задачи.
Выполняемые УУД на данном этапе:
Личностные: учебно – познавательный процесс, смыслообразование.
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Подведение под понятие, использование знаково-символических средств, постановка и формулирование проблемы.

— Почему вы не смогли ответить мне на вопрос?
— На полях поставим себе знак вопроса.
— Как вы думаете, что он означает?
— Откройте учебник на странице 111 и прочитайте, как называется параграф.
-Ещё не проходили эту тему.
-что мы это еще не знаем и нам предстоит это сегодня узнать
— орфограмма
Построение выхода проекта из затруднения.
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий
— ставят цель,
— согласовывают тему урока,
— выбирают способ,
— — строят план достижения цели,
— определяют средства, ресурсы и сроки.
Выполняемые УУД на данном этапе:
Личностные: самоопределение.
Познавательные: постановка познавательной цели, построение логической цени рассуждения, использование знаково символических средств, построение речевых высказываний.
Регулятивные: познавательная инициатива, планирование , прогнозирование.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, формулирование и аргументация своего мнения, адекватное использование речи для планирования и регуляции своей речи.
— Скажите, какая тема нашего сегодняшнего урока?
— Чему мы должны сегодня научиться, что должны сегодня узнать?
— Как мы будем открывать для себя новые знания? — Орфограмма.
— Сегодня на уроке мы должны узнать что такое орфограмма.
-С помощью учебника, работая коллективно с классом. На слайде выходят надписи:
Тема: Орфограмма
Цель:
— узнать что такое орфограмма;
Реализация построенного проекта.
На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
Выполняемые УУД на данном этапе:
Личностные:
— нравственно-эстетическое оценивание усвояемого содержания;
Регулятивные:
Волевая саморегуляция;
— познавательная инициатива;
Познавательные:
— выдвижение гипотез и их обоснование;
— установление причинно – следственных связей, доказательство.
-анализ, синтез, сравнение, обобщение;
— поиск необходимой информации.
Коммуникативные:
— формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации,
— достижение договоренностей и согласование общего решения;
-разрешение конфликта на основе учета интереса всех участников.
-Вернемся к нашим словам. Прочитайте.
-Можем ли мы на слух точно определить, какие пропущены буквы?
— Если мы не можем определить на слух, какую букву надо писать, к чему мы прибегаем?
-Кто из вас сможет ответить, что такое орфограмма?
-Давайте сверим свои предположения с определением в учебнике на стр. 112.
-Кто же из вас был прав или оказался близок к истине?
— Что такое орфограмма?
-Есть такая наука, которая изучает орфограммы в русском языке, прочитаем в учебнике об этой науке на стр. 113.
-Назовите, какие мы встретили орфограммы в наших словах?
-Давайте построим алгоритм « Как определить что перед нами орфограмма»
-Первое, что нужно сделать:
-Какой второй шаг?
-Какой следующий шаг?
Запишем этот алгоритм в тетрадь. — нет.
-К правилу
— высказывание мнения детей.
— определение читает ученик вслух
Если нельзя точно определить на слух, какую букву надо писать, то перед нами орфограмма.
Орфограмма – это написание по правилу.
— ответы детей.
— орфограмма — написание по правилу.
— читает один ученик вслух, остальные следят
-звонкие и глухие согласные
— жи и ши.
-имя собственное пишется с большой буквы.
Прочитать слово.
Определить какая буква вызывает сомнение.
Вспомнить и применить правило Открывается слайд, с пропущенными буквами в словах.
Медве__, мыш_, _аша.
На доске появляется алгоритм определения орфограммы.
ФизминуткаВот так яблоко
Вот так яблоко!(Встали.)
Оно (Руки в стороны.)
Соку сладкого полно.(Руки на пояс.)
Руку протяните, (Протянули руки вперед.)
Яблоко сорвите.(Руки вверх.)
Стал ветер веточку качать, (Качаем вверху руками.)
Трудно яблоко достать. (Подтянулись.)
Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгнули.)
И быстро яблоко сорву! (Хлопок в ладоши над головой.) Выполнение физминутки вместе с учителем. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель – применение нового знания в типовых задачах.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия(фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма вслух.
Выполняемые УУД на данном этапе:
— Регулятивные:
— контроль, коррекция, волевая саморегуляция.
Познавательные:
— самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале;
— построение речевых высказываний;
Коммуникативные:
-планирование учебного сотрудничества;
— адекватное использование речевых средств, для решения коммуникационных задач.
— Что нам сейчас предстоит сделать, чтобы хорошо усвоить новые знания?
Чтобы закрепить, запишите под диктовку слова и выделите знакомые вам орфограммы.
Шины, Вася, роща, Коля, чаща, карандаши, снежинка, мыши, дыши, ужи, дружит, лужи.- закрепить то, что узнали.
— выполнение задания. Учащиеся работают в тетради, и у доски (по два слова), с проговариванием алгоритма.
Произношу слово.
Определяю, в каком месте возникает затруднение.
Вспоминаю правило.
Подчеркиваю орфограмму.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения.
Выполняемые УУД:
Личностные:
Развитие этических чувств и регуляторов морального поведения
-А сейчас мы с вами выполним небольшую самостоятельную работу, чтобы проверить, как вы поняли новую тему.
— На доске есть несколько засекреченных слов. Что надо с ними сделать?
-Расшифруйте.
— Спишите их и найдите орфограммы.
-Кто выполнил, подает сигнал.-Все выполнили? Чтобы проверить, правильность меняемся тетрадью со своим соседом.
Совместная проверка.
— Кто выполнил верно, что ставим себе? Что он означает?
— А кто затруднился?
— Что он означает? расшифровать,
— шишки, чайка, щука, ужин

— знак +. Умеем находить орфограмму.
Знак вопроса
— надо еще потренироваться На слайде слова: ишишк, чаакй, акущ, жинуОбмен тетрадями соседей по парте и проверка правильности выполнения задания.
8.Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новаый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.
Выполняемые УУД:
Личностные:
— нравственно – эстетическое оценивание усваемого содержания.
Познавательные:
— поиск и выделение необходимой информации;
— моделирование и преобразование модели;
-умение структурировать знания;
Коммуникативные:
— — планирование учебного процесса;
— формулирование и аргументация своего мнения, и позиция в коммуникации;
— управление поведением партнера
-Что нового узнали на уроке?
-Что учились делать на уроке?
-Посмотрите на доску. Что вы видите?
-Сформулируйте задания к этим словам.
Что такое орфограмма?
-Как надо действовать, чтобы правильно определить орфограмму?
-Выполняем задания по цепочке. Комментируя и аргументируя свой ответ.
-Находим в учебнике упражнение 166. Читаем задание. Выполняем. -Что такое орфограмма
-находить орфограммы
Слова с пропущенными буквами.
— списать вставить нужную орфограмму.
— написание по правилу.
— по алгоритму.
— выполнение задания. Открывается слайд со словами:
Ж_знь, ш_ло, стриж_, ч_йник, ч_сы, щ_ка, ч_дак, ч_лок, доч_ка.
Комментированное письмо.
Выполнение у доски по цепочке. 1 ученик – 1 предложение. Остальные выполняют в тетрадях.
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самоооценка учениками собственной учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Выполняемые УУД на данном этапе:
Личностные:
-внутренняя позиция школьника;
-самооценка на основе критерия успешности;
-эмпатия.
Познавательные:
-рефлексия способов и условия деятельности.
Коммуникативные:
-формулирование и аргументация своего мнения;
— планирование учебного сотрудничества.
На экране открывается слайд со словами:
Сегодня на уроке я вспомнил…
Я узнал…
Мне было интересно… Мне было трудно…
Мне помог…
Учащиеся проводят рефлексию по слайду.
Домашнее задание
— Запишите в тетрадь слова: Жизнь, шило, стрижи, чайник, часы, щука, чудак, чулок, дочка.
Ваша задача:
— Придумать и записать предложение с каждым из этих слов.
Кто мне скажет, зачем мы выполняем домашнее задание?
— СПАСИБО ЗА РАБОТУ. УРОК ОКОНЧЕН!
— чтобы закрепить те умения и навыки, которые сегодня получили на уроке.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *