Конспект урока «Православный храм»

Основы православной культуры

Урок №14

Тема

ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ

Цель

Познакомить с понятием «храм», с назначением, внешним видом и устройством православного храма; приобщение обучающихся к вечным ценностям через развитие интереса к духовно-историческому и культурному наследию своего народа.

Основное содержание темы, термины, понятия

храм, иконостас, «царские врата», алтарь, притвор.

Планируемые результаты

Предметные умения

УУД

-знать устройство и назначение православного храма;

— расширить представление обучающихся о храмостроительстве и духовном начале мастеров-строителей;

Личностные: формирование эстетического отношения к миру прекрасного, воспитание трепетного отношения к национальной культуре;

Регулятивные: планирование промежуточных целей; развитие навыка работы с учебником

Познавательные: формирование понятия «православный храм»

Коммуникативные: развитие навыка совместного действия

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

время

1

Организационный этап

Приветствие учащихся, контроль отсутствующих

Приветствие, настрой на урок.

1 мин.

2

Самоопределение к учебной деятельности

Слайд 1. ХРАМ

Подвести учащихся к осознанию цели урока.

Этот дом — не просто дом!

Он красивый и с крестом,

Золотые купола,

Звонкие колокола!

Помолиться в этот дом

Ходят в трепете святом

По утрам и вечерам.

Это – православный храм

— Давайте сформулируем тему нашего урока и цель нашего урока.

Дети высказывают мнения, формулируют тему и цель, записывают в тетрадь:

православный храм.

-узнать об устройстве храма и его назначении

4 мин.

3

Актуализация опорных знаний

-По каким внешним признакам можно узнать православный храм?

— Издавна храмы строили в виде креста, корабля, круга или 8-конечной звезды. Как вы думаете, почему?

Обучающиеся называют:

— купол, крест, колокола.

Обучающиеся высказывают своё обоснованное мнение.

5 мин.

4

Активная форма развития и формирование понятия ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ

А) Слайд 2.

ВНЕШНИЙ ВИД ХРАМА

Б)Слайд 3. ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО ХРАМА.

Слайд 4.

В) Работа с текстом учебника с.48-51

Г) Исследовательская работа

Д) Словарная работа

Е)Слайды 5, 6,7

ПОСЕЩЕНИЕ ХРАМА

-По слайду сделаем совместные выводы.

Символика православного храма.

Как вы думаете, почему

над храмом воздвигают

— две главы?

— три главы?

— пять глав?

— Вы уже бывали внутри православного храма? Что вам запомнилось?

-Как вы думаете, какая самая главная часть храма?

Алтарь отделён от средней части храма иконостасом.

-Подумайте, почему он так называется.

В иконостасе имеется три двери (или трое врат). Средние врата, самые большие и называются Царскими воротами.

-Самостоятельно прочитайте текст учебника и выделите новые понятия.

— Наши ребята проводили исследование о храмовом строительстве на Руси. Сейчас они нас познакомят с результатами своих исследований.

-Спасибо нашим исследователям!

А что мы называем собором?

Слово нашим лингвистам.

-Как вы считаете, сейчас люди живут соборно?

-Согласны ли вы с утверждением, что природа — прекраснейший храм Божий?

-В природе есть свои законы, правила. А в храме?

Учитель по слайду дополняет и обобщает правила поведения в храме.

-Как вы думаете, зачем люди приходят в ХРАМ?

«И действительно, в храме наши души исполняются благодатным миром Христовым. Бывает, приходишь в Дом Божий с внутренним смятением, тяжестью на сердце. А уходишь – успокоенным, утешённым, примиренным», — так отозвался о пребывании в храме протоиерей Артемий Владимиров в книге «Учебник жизни»

— Сделаем зарядку « В здоровом теле -здоровый дух!»

К середине первого тысячелетия сформировалась традиция, по которой все христианские храмы снаружи смотрелись

— как огромный крест (храм посвящен распятому за нас Господу Иисусу Христу),

-как круг (символ вечности Церкви Христовой),

— как корабль (означает, что Церковь, подобно Ноеву Ковчегу ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном),

-как звезда в виде восьмиугольника (означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире).

— два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе

— три Лица Св. Троицы

Иисус Христос и четыре евангелиста.

Обучающиеся называют :

— свечи, иконы, врата и др.

Высказывают своё мнение (АЛТАРЬ)

Иконостас — стена, на которой расположено много икон.

Читают текст по абзацам, записывают в тетрадь определения.

1ученик. Раскопки и исследования показали, что до конца 10века на Руси не было монументального каменного строительства. Постройки были деревянные или деревянно-земляные.

2ученик. Одно из первых каменных сооружений было возведено греческими мастерами в КИЕВЕ в конце 10века. Это была 25-главая церковь в честь БОГОРОДИЦЫ.

3ученик. Принципы строительства храмов были заимствованы из Византии. Они возводились из плоского кирпича.

4ученик. Архитектурные различия в строительстве были связаны с материалом, используемым в той или иной земле. В Киеве, Чернигове, Рязани по-прежнему строили из плоского кирпича. В Новгороде в основном использовали известняк. Он слоился, легко затирался затвором. Наиболее известные памятники Новгорода – соборы Юрьева и Антоньева монастырей.

Обучающие. Мы работали с однокоренными словами

СОБОР-1)собрание, съезд(устар.)2)Главная церковь в городе, в монастыре.

СОБОРНОСТЬ-духовная общность многих совместно живущих людей.

СОБОРНО — совместно в мире и любви.

— Да, они вместе работают и оказывают помощь в трудных жизненных ситуациях. (Пожары, наводнения, СМС «Добро» и др.добрые соборные дела)

-Да, природа-это прекрасный нерукотворный мир, где всё связано невидимыми нитями, которые нельзя прерывать.

Дети вспоминают правила поведения в природе, законы природы.

Обучающиеся формулируют правила поведения в храме.

(Для СОБОРНОЙ молитвы, чтобы спасти свою душу, помолиться о здоровье ближних.)

Физкультминутка

18 мин.

5

Самостоятельная работа с самопроверкой в парах.

Раздать детям листы с ключевыми словами.

Обучающиеся выполняют задание, затем проверяют в парах.

5мин.

6

Заочная экскурсия «Храмы- творение мастеров»(показ слайдов)

-Чем привлекают внимание православные храмы?

-Как вы думаете, все ли мастера допускались до строительства храмов?

-величием, красотой, изысканностью, богатым декором.

-истинные мастера, люди с чистой душой и помыслами; плохой человек не допускался до строительства храмов.

5мин.

7

Рефлексия.

Слайд 7.

-Где была построена первая каменная церковь?

-Откуда заимствованы принципы

построения храмов?

-Как мы должны относиться к храмам?

Ответы детей:

1)в Киеве

2)из Византии

3) с уважением и почитанием, потому что это великое духовное наследие нашего народа, его история и культура.

5 мин.

8

Домашнее задание

1.Прочитать текст учебника, рассмотреть иллюстрации.

2.Нарисовать храм, используя полученные знания.

Обучающиеся записывают домашнее задание.

2 мин.

Литература

  1. Владимиров А. Учебник жизни. — М.: Дрофа, 2001г.

  2. Кузнецова Н.А. Формирование личностных компетенций учащихся. — Волгоград: «Учитель» , 2012г.

  3. Кураев А.В. Основы православной культуры. Учебник для общеобразовательных учреждений 4-5кл. — М.:Просвещение,2012г.

  4. Интернетресурсы. Поисковая система ЯНДЕКС

4

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector