Конспект урока по технологии в 5 классе «Измерение фигуры человека. Снятие мерок для построения чертежа фартука»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №29»

город Набережные Челны республики Татарстан

Конспект урока по технологии
в 5 классе

«Измерение фигуры человека. Снятие мерок для построения чертежа фартука»

подготовила

учитель технологии

Ханнанова Гузалия Нурзадаевна

г. Набережные Челны

2012

Конспект урока по технологии в 5 классе

Ханнанова Гузалия Нурзадаевна,

учитель технологии

первой квалификационной категории

МБОУ «Гимназия №29»
города Набережные Челны республики Татарстан

Тема урока: «Измерение фигуры человека. Снятие мерок для построения чертежа фартука».

Тип: урок усвоения новых знаний и навыков.

Цели урока:

  • ознакомить с классификацией одежды и фартуков;

  • познакомить с историей фартука от древних времен и до наших дней;

  • научить правильному измерению фигуры человека;

  • развивать пространственное представление о конструктивных линиях на фигуре и эскизе моделей фартука;

  • воспитывать аккуратность и точность при измерении фигуры и записи результатов измерения;

  • воспитывать ответственность за выполняемую работу.

Инструменты и приспособления:

  • сантиметровая лента,

  • тесьма для опоясывания фигуры.

Дидактический материал:

  • инструкционная карта «Мерки для построения чертежа фартука на поясе»,

  • презентация.

Средства обучения:

  • учебники,

  • раздаточный материал (таблица с мерками, карточки-задания),

  • компьютер,

  • экран,

  • проект.

Межпредметные связи: история (краеведение), математика.

Наглядные пособия: образцы фартуков; манекен.

Ход урока

  1. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку. Отметить отсутсвующих.

  1. Актуализация знаний

На основе знаний умений и навыков, полученных при изучении этих тем можно приступить к изучению раздела технология изготовления рабочей одежды.

Этот раздел начинается с конструирования и моделирования швейных изделий.

Тема урока: (слайд 1)

Цель урока (слайд 2)

  1. Сообщение познавательных сведений

По своему назначению одежду разделяют на:

  • бытовую,

  • производственную,

  • спортивную,

  • форменную.(слайд 3)

Это классификацию можно представить в виде схемы: (слайд 4)

При выполнении домашних работ по уборке жилья или приготовлении пищи обычно надевают фартук и повязывают косынку. Головные уборы исключают возможность попадания волос в продукты и пищи. Фартуки шьют из хлопчатобумажной и льняной ткани, как ткани хорошо стираются и утюжатся.

Классификация фартуков (слайд 5)

Фартуки могут быть:

  • дополнением к национальному костюму

  • элементом рабочей одежды

  • нарядными – для сервировки стола при обслуживании гостей

3.1 История фартука (выступление учащихся) (слайд 6,7)

1 учен. История фартука начинается с древних Египта и Греции. Уже в ранний период существования Египта мужчины, состоящие на государственной службе, пользовались примитивной драпировкой, прикрепляемой спереди к поясу из узкой полоски кожи или

связанные (сплетенные) тростниковые стебли. С течением времени фартук становится

распространенным видом одежды. Это был кусок ткани, средняя часть которой собиралась в складки и прикладывались к корпусу спереди. Остальная часть ткани обертывалась вокруг тела и крепилась свободным концом, заправляемым за среднюю часть. Держался фартук с помощью пояса. Средняя часть его имела трапециевидную, треугольную или веерообразную форму. (слайд 7)

Начиная с эпохи средневековья, фартук становится постоянной принадлежностью рабочей одежды.

2 учен. Женский фартук со временем стал принадлежностью туалета замужней женщины. В XV в.фартук непременно украшал жен именитых горожан. В Германии жены бюргеров носили иногда даже двойные фартуки (спереди и сзади).

Фартук периодически входил в моду среди высших слоев населения. Француженки дома и на прогулке во времена правления Людовика XIV (1660-1710 гг.) повязывали маленький фартук из дорогой ткани с богатой отделкой по краю. (Слайд 8).

3 учен.Во времена мировой войны фартук становится необходимой частью одежды. Многие женщины должны были выполнять мужскую работу: дородного мастера, механика и т.п. таким образом из «одежды горничных» фартук превратился в рабочую одежду. Вероятно, с этого времени он перестает существовать как чисто декоративный элемент и становится принадлежностью бытовой одежды для работы в домашних условиях, также являясь производственной одеждой. (Слайд9).

Однако в наши дни на производстве вместо фартука все чаще используют новую специальную одежду. Многие работники предпочитают удобные и практичные халаты или комбинезоны. Исчезает фартук и из гардероба домохозяек. Возможно, что этот вид одежды со временем останется только в музеях и книгах по истории костюма.

    1. Конструирование – это построение чертежей деталей одежды.(слайд №10)

Чтобы одежда была удобна и красива, ее надо шить по определенному размеру. Для этого необходимо выполнить измерения фигуры человека.

Для построения чертежа необходимо: (слайд №11)

  • Снять мерки,

  • Записать мерки,

  • Построить чертеж фартука.

    1. Снятие мерок

Для построения чертежа изделия необходимо снимать мерки с фигуры человека. Мерки надо снимать точно, иначе чертеж получиться неправильным, и сшитое по нему изделие будет плохо сидеть на фигуре.

Для снятия мерок служит сантиметровая лента. Изобрел ее в 1810 г. французский

портной.

Изготавливается лента из полотна или клеенки. Длина ее 150 см., ширина – 2 см.

На концах ленты – металлические заклепки, предохраняющие от износа (слайд12).

При снятии мерок нужно помнить следующие правила:

  1. Мерки снимают по правой стороне фигуры.

  2. Талию предварительно опоясывают шнуром.

  3. Стоять надо прямо без напряжения.

  4. При измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять.

  5. Мерки длины записывают полностью. Мерки ширины и обхватов записывают в половинном размере, так как чертеж строят на одну половину фигуры.

Все измерения записывают условными обозначениями (сайд13).

Физкультминутка

  1. Откинуться на спинку стула, выпрямить ноги вперед, руки опущены. Опустить голову, закрыть глаза, расслабиться (15-20 сек.)

  2. И.П. – сидя на стуле, руки опущены. 1-2 – поднять плечи, пытаясь коснуться мочек ушей; 3-4 –опустить (повторить 4-6 раз)

  3. И.П – сидя на стуле, руки опущены, ноги, согнуты в коленях, поставить на пол. 1-2 – поднять пятки, опустить; 3-4 – поднять носки, опустить (повторить 3-4 раза)

Инструкционная карта “Мерки для построения чертежа фартука на поясе”. (слайд №14-16)

Наименование мерки

Условное обозначение

Приём измерения

Назначение мерки

Мои мерки, см.

Полуобхват талии

Ст

Измеряется вокруг туловища по самому узкому месту.

Для расчёта длины пояса

Полуобхват бёдер

Сб

Измеряется вокруг туловища по линии бёдер горизонтально

Для расчёта ширины фартука

Длина нагрудника

Дн

Измеряется от линии талии вверх до нужной длины

Для определения длины нагрудника

Длина изделия

Ди

Измеряется от линии талии до желаемой длины

Для определения длины фартука

Текущий инструктаж

Учитель показывает на манекене или на одной из учениц приемы снятия мерок, используя инструкционную карту «Мерки для построения фартука»

IV.Практическая часть(слайд №17)

Измерение фигуры целесообразно выполнять в парах.

Заносить результаты следует в свободную колонку инструкционной карты.

V.Подведение итогов, рефлексия (слайд № 19)

1.Карточка-задание(слайд №18)

2. Чему научились на уроке ?

3. Как бы вы оценили свою работу на уроке?

4. Выставление оценок

На следующем уроке проверю ваши мерки и мы выполним построение чертежа в М 1:4

VI . Домашнее заданиее

Выучить название мерок и их условности обозначения, правила и приемы измерения фигуры.(Слайд №20)

Список использованной литературы

  1. Симоненко В.Д. Учебник “Технология” 5 класс

  2. Русские народные сказки.

  3. Книги по искусству с иллюстрациями.

  4. Бобунова И.В. “Технология 5 класс” поурочные планы Издательство “Учитель”, 2004 г.



Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *