Конспект урока по русскому языку Слова-антонимы

Тема: Слова — антонимы

Урок. Русский язык. 2 класс.

Цель: развитие языковой эрудиции каждого школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

Задачи:

— познакомить учащихся со словами, противоположными по значению,

— ввести понятие «антоним»,

— показать роль антонимов в речи,

— научить подбирать антонимы,

— находить в тексте,

— употреблять в речи,

— продолжить формирование коммуникативных умений,

— воспитывать умения взаимодействия со сверстниками и со взрослыми.

Оборудование к уроку:

— компьютер, проектор, демонстрационный экран,

— информационные средства: УМК учителя (презентация фрагмента урока в формате программы Power Point),

— раздаточный материал,

— опорная схема «Синонимы»,

— карточки со словами (приложение).

План урока.

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

III. Сообщение цели урока.

IV. Словарная работа.

V. Обобщение изученного.

VI. Изучение нового материала.

VII. Работа по учебнику.

VIII. Закрепление изученного материала.

IX. Физкультурная пауза.

X. Самостоятельная работа.

XI. Творческое задание. Развитие речи.

XII. Рефлексия.

умения взаимодействия со сверстниками и со взрослыми.

Планируемый результат

Метапредметные умения

Личностные умения

Проявлять интерес к изучению  нового материала.

Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

Оценивать результат учебного труда.

Познавательные умения:

Уметь находить   необходимую  информацию.

Использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) на языковом материале.

Регулятивные умения:

Применять правила проверки безударных гласных в корне слова.

Соотносить учебные действия с изученным правилом.

Выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом.

Выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания в соответствии с критериями оценивания.

Коммуникативные умения:

Формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать своё мнение.

Взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

Согласовывать позиции и находить общее решение.

Адекватно использовать речевые средства для представления результата

Предметные умения

Знать и уметь  применять правила проверки безударных гласных.

Уметь  орфографически правильно писать слова с данной орфограммой.

Уметь называть несколько вариантов проверки безударной гласной.

Оборудование к уроку:

— компьютер, проектор, демонстрационный экран,

— информационные средства: УМК учителя (презентация фрагмента урока в формате программы Power Point),

— раздаточный материал,

— опорная схема «Синонимы»,

— карточки со словами (приложение).

Ход урока:

Этап урока и его цель.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

I. Организационный момент.

Приветствие гостей.

Приветствие гостей.

II. Мотивация учебной деятельности.

Цель: формировать мотивацию к дальнейшей деятельности учащихся.

«Слова, слова, слова,

Язык — и стар и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов –

Купаться ежечасно!»

— Ребята, как вы думаете, почему я начала урок с этого четверостишья?

— Сегодня мы будем продолжать разговор о словах.

III.Сообщение цели урока.

Цель: постановка учебной задачи.

Приглашаю вас продолжить путешествие в мир слов.

— Что такое слово?

— Что включает в себя понятие слово?

— Слово – это единица речи.

— Слово состоит из звуков и имеет значение.

IV. Словарная работа.

Цель: закрепление правила написания изученных слов из словаря.

— йние, дабкреь, онкиьк, тевре.

— Можно ли утверждать, что это слова?

— Докажите, что это не слова.

— Образуйте слова. Озвучьте.

— В чём особенность этих слов?

— Запишите.

— Взаимопроверка.

(карточки на доске)

Итог: оцените работу соседа по парте.

— На какую тему эти слова?

— Нет

— Набор слов, непонятны.

— Это слова из словаря.

— Тема «Зима».

V. Обобщение изученного.

Цель: обобщить имеющие знания учащихся о языковом явлении русского языка. Актуализация знаний учащихся.

Продолжим тему «Зима».

Посмотрите на схему.

Сильный ветер со снегом.

вьюга буран метель пурга

-Как одним словом можно назвать эту групп слов?

— Что нам известно о синонимах?

-Для чего нужны разные оттенки к одному и тому же слову?

-Это синонимы.

-Синонимы – в переводе с древнегреческого языка значит «одноимённый». Значение слов – синонимов не всегда совпадает. Часто синонимы различаются оттенками значений. Слова, близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос.

-Речь должна быть красочной, чтобы интересно было слушать.

VI. Изучение нового материала.

Цель: конкретизация учебной задачи.

1. Наблюдение над языковым материалом.

2. Введение нового понятия.

Сегодня мы откроем для себя ещё одно новое явление, которое служит для точности, красочности речи.

Послушайте четверостишья.

— Что интересного происходит с точки зрения языкового явления в этих словах?

— Чем же интересны с точки зрения языкового явления эти четверостишья?

— Где здесь противопоставление?

Соберите пары слов (карточки).

— Почему слова попали в одну пару?

Группа таких слов называется антонимы.

— Какова же тема нашего урока?

(на доске открывается название темы урока)

Запишите слова – антонимы.

Попробуйте сформулировать правило, что такое антонимы?

(Читают учащиеся)

— «Грустный клоун громко плачет,

А весёлый клоун скачет,

Хочет подвиг совершить –

Хочет рёву рассмешить».

— «Долго рисовала Даша

Птиц оранжевой гуашью,

Но вмешался Дима в дело:

«Ворон – чёрный, голубь – белый».

— «Очень толстый червячок

Яблоку погрыз бочок.

С тонким он теперь соседом

О скворцах ведёт беседу».

— Здесь есть противопоставление.

грустный – весёлый

чёрный – белый

толстый – тонкий

— Эти пары слов объединяет противоположное значение.

Слова, противоположные по своему значению, отвечающие на один и тот же вопрос.

VII. Работа по учебнику.

Цель: формировать навыки работы с научной статьёй.

Как это звучит на научном языке, мы можем прочитать в нашем учебнике русского языка автора С.В.Иванова.

Откройте по закладке учебник на странице 60. Найдите на этой странице рубрики «Из истории языка», «Разгадаем тайны языка. Прочитайте.

Читают рубрики на странице 60.

Узнают от каких слов произошло слово антоним. Что такое антоним.

VIII. Закрепление изученного материала.

Цель: формировать умение различать слова – антонимы,

формировать коммуникативные навыки при взаимодействии со сверстниками и со взрослыми.

Понаблюдаем за антонимами.

Работаем в группах. (работая в группах, не забывайте о правилах работы).

Каждая группа получает задание.

Карточка 1.
Прочитай пословицы. Подчеркни парами антонимы.

Не дорого начало, похвален конец.

Думай медленно, работай быстро.

Не бойся врага умного, а бойся друга глупого.

— Обоснуйте свой ответ.

Карточка 2.
Подбери антонимы к данным словам. Запиши пары слов.

белый

далеко

брать

друг

— Обоснуйте свой ответ.

Карточка 3.
К словам первого столбика подбери подходящие антонимы из второго столбика. Соедини пары.

молодой старость

весело южный

север юг

весёлый грустный

молодость грустно

северный старый

— Обоснуйте свой ответ.

«Мозговой штурм».

Работают на индивидуальных карточках.

Обсуждение в группах.

Ответ на карточку 1.

Не дорого начало, похвален конец.

Думай медленно, работай быстро.

Не бойся врага умного, а бойся друга глупого.

— Отвечают на один и тот же вопрос, имеют противоположное значение.

Ответ на карточку 2.

белый (чёрный)

далеко (близкий)

брать (отдать)

друг (враг)

— Отвечают на один и тот же вопрос, имеют противоположное значение.

Ответ на карточку 3.

молодой старость

весело южный

север юг

весёлый грустный

молодость грустно

северный старый

— Отвечают на один и тот же вопрос, имеют противоположное значение.

IX. Физкультурная пауза.

Организует необходимый для младшего возраста отдых на уроке.

И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово

Высоко,

А ты ответишь:…

(Низко).

Скажу я слово

Далеко,

А ты ответишь:…

(Близко).

Скажу тебе я слово

Трус,

Ответишь ты:…

(Смельчак).

Теперь начало

Я скажу,

Ну, отвечай:…

(Конец).

X. Самостоятельная работа.

Цель: закрепить умения распознавать слова – антонимы.

Самостоятельно выполняем работу упражнения 5 на странице 62 учебника русского языка автора С.В.Иванов.

Читают задание. Выполняют.

Проверка (сверить с написанием на доске).

Цель: оценить себя.

Выполнение упражнения самостоятельно.

Выписали пары:

сверху – снизу,

ночь – день,

назад — вперёд.

XI. Творческое задание. Развитие речи.

Цель: активизация словарного запаса учащихся.

Попробуем сотворить чудо. С помощью антонимов побываем в весеннем лесу. Перед вами текст. Замените подчёркнутые слова — словами противоположного значения.

(на карточке)

В лесу.

Мороз. Снег укрыл пни и кусты. Толстый лёд покрывает быстрый ручей. Снежные шубы надели сосны и ели. Пушистый шарф лежит на ветках кедра. Медведь спит в берлоге.

Напишете изменённый текст дома.

мороз – оттепель,

укрыл – растаял,

толстый – тонкий,

надели – сняли,

пушистый – колкий,

спит – проснулся

Примерный текст.

Весна в лесу.

Весна. Оттепель. Снег растаял на пнях и кустах. Тонкий лёд покрывает быстрый ручей. Снежные шубы сняли сосны и ели. Колкий шарф лежит на ветках кедра. Медведь проснулся в берлоге.

XII. Рефлексия.

Цель: развивать рефлексивную деятельность учащихся.

— Какое языковое явление мы наблюдали и учились распознавать его?

— Для чего мы их изучали?

Благодарю всех за работу. Урок окончен.

— Познакомились со словами антонимами.

— Речь будет красивой, точной.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *