Конспект урока по русскому языку. 3 класс Программа «Начальная школа XXI века”

Конспект урока по русскому языку. 3 класс

Программа «Начальная школа XXI века”

учитель: Макеева О.В.

Тема:

«Учимся писать безударные окончания имен существительных 2- го склонения».

Цели :

  • Создать условия для систематизации материала по теме: “Правописание окончаний существительных второго склонения”.

  • Способствовать формированию интеллектуальных умений учащихся.

Задачи :

  • Подготовка к словарному диктанту

  • Закрепление способов проверки безударных гласных в окончаниях существительных 2 – го склонения

  • Различение существительных 1 – го и 2 – го склонений при выборе окончаний

  • Тренировка в написании безударных окончаний

Оборудование:

учебник “Русский язык” (3 класс. Автор: С.В.Иванов),

карточки со словами (имена существительные); карточки с анаграммами

Время проведения: 16 февраля 2011 г.

Этапы урока

Время /мин.

Ход урока

Примечания

Орг. момент

1

Приветствие

Подготовка к С.Д.

— Завтра мы будем писать словарный диктант. Сегодня подготовимся.

Я буду произносить словарную статью к слову, ваша задача назвать термин и записать его.

1. описание жизни человека, сделанное другими людьми или им самим

2.традиционная русская обувь, которую в морозную погоду носят для ходьбы по сухому снегу (тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти)

3. человек одинакового с кем-либо возраста; ровесник

4. искусственное заграждение, выполненное из подручных материалов и расположенное поперёк дороги. Применяются во время крупных вооружённых конфликтов или восстаний для целей уличного боя.

5. соблюдающий правила приличия; учтивый, предупредительный, обходительный

6. груз, упакованный для отправления транспортом и перевозимый отдельно от пассажира

7.инструмент, обычно применяется в плотницком деле для разрубания или придания формы дереву, а также для сруба деревьев.

8. место, где хранится огромное количество книг. Любую из этих книг вы можете взять себе и прочесть, но только потом ее придется вернуть.

9. водитель автомобиля

10 ёмкость (обычно металлическая) для приготовления пищи методом варки на открытом огне или в духовом шкафу. Как правило, эта ёмкость с ручками и крышкой.

Взаимопроверка.

-Рассмотрим написание еще 3 – х словарных слов.

Откройте учебник на стр.52

Восток — место, откуда восходит солнце;

Запад – западать за горизонт; (уч. стр. 53)

Северфранцузское sévère — строгий, суровый, римского императора звали Север (Severus), который не отличался добрым нравом.

— Какой стороны горизонта не хватает? (юг)

_ Это основные стороны горизонта. Их написание нам уже знакомо. А как называются промежуточные стороны горизонта?

— Кто знает, как они правильно записываются. Давайте запишем их в словарь и выучим написание.

2 уч-ка работают у доски.

Запись в тетр.

Словарь:

1.биография

2.валенки

3.сверстник

4.баррикада

5.вежливый

6.багаж

7.топор

8.библиотека

9.шофёр

10.кастрюля

Оценивание.

Учебник стр. 52

запад

восток

север

ЮГ Общеславянское – jugъ. Греческое – auge (блеск, сияние, рассвет).

Запись в словаре:

северо – запад, северо – восток,

юго – запад,

юго — восток

Повторение изученного

— Посмотрите на все записанные словарные слова. Какое слово здесь лишнее и почему.( это прилагательное, остальные сущ.)

— Что такое существительное?( Часть речи, отвечает на вопросы кто?, что? , обозначает предметы, явления природы, состояния)

— Какая наука изучает части речи?(морфология)

_ Давайте перечислим, что мы уже знаем об имени сущ. назовите постоянные признаки. ( род, склонение, одушевленность – неодушевленность, собственные – нарицательные.

Непостоянные признаки. (число, падеж)

— Чтобы определить род и склонение сущ., что надо сделать? (поставить сущ. в начальную форму)

— Что такое начальная форма? ( И.П.,ед.ч.)

-Предлагаю следующее задание по группам. Я даю вам слова. Ваша задача написать о них все, что вы знаете по плану на доске.

-Как определили одушевленность – неодушевленность(одуш. В.п.=Р.п.; неодуш. В.п.=И.п.)

Запись на доске:

Сущ.

Н.Ф.

Пост. призн.:

род

склонение

одуш. — неодуш.

собств. – нариц.

Непост. призн.:

число

падеж

Работа в группах.

Слова:

около березы

про куклу

за облаком

к дочери

Введение в тему урока

— Какой из постоянных признаков имени сущ. мы еще не полностью изучили? (склонение)

— Что такое склонение? (Изменение по падежам)

-Зачем изучать склонение и падежи? ( чтобы правильно писать окончание сущ.)

— давайте проверим, умеете ли вы определять склонение сущ.

Физ. минутка

Встали около своих мест

Я буду называть слова. Если это сущ. 1 скл. садимся, если 2 – поднимаем руки вверх, если 3 – хлопок.

Кто помнит, какие несклоняемые сущ. прозвучали?(меню, шимпанзе, тюль)

— Что необходимо знать о несклоняемых сущ.? (они не изменяются по падежам, у них нет окончаний)

Что необходимо у них запоминать? (род)

Давайте определим род(шимпанзе, тюль – м.р., меню ср.р.)

— Молодцы.

Слова:

парикмахер, лестница, гуашь, дядя, меню, ученица, лошадь, шимпанзе, меч, окно, столб, тюль, мышь, Петя.

Тема урока

Над правописанием сущ. каких склонений мы сейчас работаем? (1 и 2 скл.)

— Назовите способы проверки гласных в окончаниях сущ. (опорное слово, использование таблицы окончаний)

— Какое слово является опорным? (того же склонения, с ударным окончанием)

_ Потренируемся в определении гласных в окончаниях сущ. 1 и 2 скл.

— Используем оба способа проверки по – очереди.

— Запишем таблицы окончаний 1-го и 2-го склонения на крыльях доски.

Образец записи:

в театре, у девочки

Слова:

на трамвае, около царапинки, за сахаром, в музее, на прогулке, за площадкой, об олене, без сетки, на сердце, к вишенке.

-Почему слова вишенка, царапинка так пишутся? ( ня – енк, ина – инк)

Взаимопроверка.

2 человека работают у доски.

Запись таблиц окончаний на крыльях доски

( к первым 5 словам проверка — опорное слово, ко вторым 5 — склонение падеж)

Физ. минутка

« Муха»

Закрепление

Напишем тренировочный диктант.

Птицы на ночлеге.

Птицы ночуют в укромном месте. Большая синица любит проводить ночь под крышей. Ласточка спит в гнездышке. Скворец уснул в своей квартире. Вороны и галки ночуют в садике, в роще. Они летят в зелень ветвей стаей. Облюбуют высокое дерево и сидят на вершине. На ночлеге слышна ночная перекличка. Потом голоса затихают. Наступает ночная тишина.

— Выделите окончание сущ., укажите склонение, падеж.

Выделите окончание сущ., укажите склонение, падеж. В 1 и 2 предложении.

Самостоятельная работа в тетрадях.

Рефлексия

-Над чем сегодня работали?

_ что удавалось легко?

— Что было трудно?

— Чью работу на уроке можно еще оценить?

Д.З.

Подготовка к С.Д.,

учебник

стр. 53 № 5,опрелелить склонение и

просклонять существительные пассажир, галерея

Примечание

Если есть свободное время, решить анаграммы:

  • ТИРАХТЕРКО (архитектор).

  • СЬРНГИЕ (снегирь)

  • ТОМВАТА (автомат)

Используемая литература:

        1. Учебник по русскому языку 3 класс. С.В. Иванов и др. «Вентана-Граф» 2009.

        2. Рабочая тетрадь по русскому языку 3 класс. М.И. Кузнецова «Вентана-Граф» 2009.

        3. Методическое пособие «Комментарии к урокам».3 класс. С.В. Иванов и др. «Вентана-Граф» 2009.

        4. Беседы с учителем 3 класс. Л.Е. Журова «Вентана-Граф» 2007.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *