Конспект урока по русскому языку на тему Искусство имени прилагательного» (5 класс)

Конспект урока русского языка в 5 классе.
Тема: Искусство имени прилагательного.
Цель:
продолжить формирование понятия об имени прилагательном;
Развивать умение учащихся находить в тексте словосочетание сущ.+прил., учить правильно употребление их в речи;
развивать творческое мышление, память, внимание;
воспитывать любовь к искусству, учить эстетическому восприятию действительности.
Тип урока: изучение новой темы.
Методы: объяснительно- иллюстративный, ассоциативный, кластер, частично – поисковый.
Оборудование: кроссворд, магнитофон, опорная схема, карточки, учебник «Русский язык» 5 класс.Ход урока:
Психологический настрой.
«Круг радости»
Приветствую, Вас ребята! Приглашаю в круг и взять друг друга за руки. Предлагаю Вам поиграть в игру «Отгадай по прикосновению и опиши предмет».
Заранее педагог подбирает мелкие предметы разной фактуры: кусочек мела, линейка, бусы, точилка, вата, ластик и т.д., выкладывает их на плоскую поверхность (стул), ставит в центр круга. Все учащиеся закрывают глаза, каждому учащемуся учитель раздает подготовленные предметы. Их задача закрытыми глазами, удерживая предмет в руках прикоснуться к соседу находящемуся справа, итак по кругу. И поглаживающими движениями , ласковыми и приятными , предложить отгадать предмет. Перед тем, как учитель даст команду открыть глаза, все учащиеся зажимают в руке и отводят ее за спину. Каждый ученик отгадывает и подробно описывает предмет. Как круг заканчивается, учитель благодарит всех за участие в игре и предлагает пройти на свое место.
Проверка домашнего задания:
Разноуровневые задания:
1. Вам нужно было просклонять существительные: снег, снежинки, снеговик, горка, санки, лыжи, коньки, шайба, каток, мороз. 2. Составить рассказ с этими словами, который будет называться «Зимние каникулы»
3. Подчеркнуть главные и второстепенные члены предложения.
Фронтальный опрос.
Что такое имя существительное?
Что оно обозначает и на какие вопросы отвечает?
Как изменяется?
Как пишутся имена собственные?
Перечислите падежи
Кроссворд
Их всего 6? (падежи)
Часть речи, отвечает на вопросы кто? и что? (Существительное)
Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов? (суффикс)
Их мы слышим и произносим? (звуки)
Единственное и множественное… (число)
На конце этого рода в ед.ч. после щипящих стоит Ь. (женский)
Падеж, отвечает на вопросы кем? чем? (творительный)
Речь бывает книжная и … (разговорная)
Она стоит в конце предложения. (точка)

па д е ж и с у щ е с т в и т е л ь н о е
с у ф ф и к с з в у к и ч и с л о ж е н с к и й т в о ри т е л ь н ы й ра з г о в о н а я т о ч к а — Итак, ребята, что у нас получилось?
Получилось слово ИСКУССТВО. Ребята, а давайте вспомним что было в начале урока. Мы играли в игру «Отгадай по прикосновению и опиши предмет» , мы описывали предметы.
— Как называется часть речи, которая описывает предмет?
Имя прилагательное.
Тема урока: Искусство имени прилагательного.
Запишем число и тему урока.
Кластер
Составим кластер со словом ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
114871550165ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

443166511620525076152019301593215201930916940116205
384111524130322199024130
Работа с опорной схемой.
— Ребята, давайте вспомним еще раз, какая тема урока? По прочитанным строкам.
Обращаю внимание учащихся на запись на доске:
Определяю я предметы.
Со мной они весьма приметны.
Я украшаю Вашу речь,
Меня Вам надо знать, беречь!
— Здесь говорится, об имени прилагательном.
Давайте поработаем с опорной схемой.
5969069215Имя прилагательное
отвечает на вопросы изменяется по:
родам числам падежам
Какой? –ая?-ие? –ое? мужской единственное именительный
женский множественное родительный
средний дательный
винительный
творительный
предложный
0Имя прилагательное
отвечает на вопросы изменяется по:
родам числам падежам
Какой? –ая?-ие? –ое? мужской единственное именительный
женский множественное родительный
средний дательный
винительный
творительный
предложный

Физминутка «Угадай по описанию»
Я буду задавать вопросы, описывая предметы, а вы отгадывайте и отвечайте.
Кто для нас самая родная, ласковая, заботливая? (Мама)
Кого мы называем старенькая, добрая, седая? (Бабушка)
Что бывает ясным, ярким, жарким? (солнце)
О чем мы говорим ясное, безоблачное, голубое? (Небо)Работа с учебником.
Выполним упражнение , страницы .
Каких частей речи не хватает в тексте, чтобы получился рассказ? (прилагательное)
Перечислите прилагательные вместе с существительными.
Работа в парах.
Подберите прилагательные к словам, определите число, род.
Погода …..
День ….
Тучи….
Медведь ….
Лиса ….
Заяц…
Волк ….
Работа по карточкам.
Задание: вместо точек вставьте подходящее по смыслу существительные; определи род и число прилагательных.
Карточка№ 1
Счастливый-…
Вкусные-…
Карточка№ 2
Честная-…
Синее-…
Карточка№3
Алый-…
Опасный-…
Карточка№4
Теплое-…
Свежий-…
Домашнее задание: написать мини – сочинение «Чудеса света».
Подведение итогов урока «От сердца к сердцу»
Приглашаю Вас в круг «От сердца к сердцу».
Закончите предложение: На сегодняшнем уроке я понял (а)…
Комментирование оценок.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *