Конспект урока по развитию речи в 5 классе (подготовка к подробному изложение)

Конспект урока по развитию речи в 5 классе

(подготовка к подробному изложение).

Курушина М.В., авторский лицей Эдварса №90

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня, как вы видите, я раздала вам тетради по развитию речи. Нам предстоит работать в них в течение двух часов. Как вы думаете, какой вид работы нас ожидает? (Или сочинение, или изложение). Да, это будет изложение.

Для чего мы учимся писать изложение? (Чтобы развивать память, чтобы узнавать новые слова, чтобы учиться красивой и грамотной русской речи)

Какие разновидности изложений вы знаете? (Сжатое, подробное). Какой вид изложения будете писать вы?

Что такое изложение, близкое к тексту?

Сформулируйте цель урока. (Слушаем варианты детей)

Что нужно сделать, чтобы подготовиться к изложению, близкому к тексту? (Слайд 1 презентации)

Ответы учащихся:

послушать текст, понять тему и идею текста;

составить план текста;

проанализировать языковые особенности текста;

предупредить ошибки.

Учитель: Молодцы, ребята. Давайте и начнем решать поставленные задачи с упражнения на внимание.

Будем следить за полетом бабочки. В своем полете она сделает несколько остановок. Если вы будете внимательны, то по траектории её движения сможете составить два слова, записать их и составить с ними словосочетание, которое будет заглавием текста для изложения. Сосредоточились. Начали.

п*

т

с

и

а

о

э

о

р

е

н

м

а

и

н

Первое слово: вниз, вправо, вниз, вправо, (поэма)

вверх (о);

Второе слово: вверх, вправо, вниз, вправо, вниз, влево (сирени)

Что получилось? (Поэма о сирени).

Запишите в тетрадях число, подготовка к изложению, близкому к тексту «Поэма о сирени».

Ребята, как вы думаете, о чём будет идти речь в тексте изложения? (Варианты ответов).

Учитель: Прежде чем мы прослушаем текст изложения, скажите, как вы думаете, с каким типом речи нам предстоит встретиться? А какими словами вы описали бы сирень? (Варианты ответов).

Сейчас я прочитаю текст. Вы будете слушать. С какой целью? (Чтобы определить тему и идею текста)

Ну а теперь давайте обратимся к тесту изложения.

(чтение текста, у детей на партах текст, он же отражается на интерактивной доске)

Чтение текста учителем.

Б. Лавренюк. Из книги «Встреча с цветами».

Поэма о сирени.

Кто не знает сирени? Кто не держал в руках ее благоухающих букетов? Радостное восхищение вызывают эти белые и лиловые цветы, звездами лепестков украшающие наши сады… Цветы сирени очень мелки и в одиночку совсем невзрачны. И все-таки она прекрасна.
Прекрасна, когда разливает вокруг волшебное благоухание весны. Прекрасна, когда стоит в тихой задумчивости, словно олицетворяя пробудившуюся природу. Прекрасна, когда красота объединенных в гроздьях лепестков оттеняется темно-зелеными листьями.

Именно этой красоте посвятил художник М. Врубель одну из лучших своих картин — «Сирень». Он показал ее летней ночью, переливающейся волшебными лиловыми и фиолетовыми оттенками, окружившей хрупкую незнакомку с печальным лицом.
Есть много других работ, посвященных сирени: «Бабушкин сад» В. Поленова, многочисленные произведения художника П. Кончаловского.
Велико обаяние жемчужины весны. Композитор Рахманинов тонко передал его в своем известном романсе «Сирень» 

Трудно описать все сорта сирени. Душистая и разноцветная, то белая, как снег, то голубая, как незабудки, то розовая, как утренняя заря…
Каждый сорт — это целая поэма.

После прочтения текста:

Учитель: Определите тему и идею текста, устно. (Вспомним, что такое тема, что такое идея текста). Вместе с детьми определяем: Тема – сирень. Идея – сирень прекрасна.

Учитель: Почему “Поэма о сирени”? Ведь это прозаическое произведение….

(произведение проникнуто духом поэзии, здесь очень много поэтических средств выразительности).

Как вы понимаете слова «благоухание», «благоухающие»? А обаяние?

Кто-нибудь знает этимологию слова сирень? Давайте рассмотрим её.

Словарь (пишем в тетради): сирень – от лат. сиринга – трубка, свирель. Растение называется так потому, что его прямые ветки имеют толстую сердцевину, которую легко выдавить, после чего ветка становится полой, как трубка.

Запишем однокоренные слова: сиреневый.

Раздаётся текст изложения каждому ребёнку.

Учитель: Я думаю, вы уже сравнили слова, которыми описали сирень вы, со словами автора произведения. Найдите выразительные средства языка, которые использует автор текста. Их нужно сохранить. Постарайтесь объяснить их роль. В качестве помощника используйте ваши карточки.

Карточка – помощник для учащихся (дублируется на слайде)

Выразительные средства языка:

* олицетворение
* метафора
* эпитеты
* сравнения
* однородные члены предложения
* анафора

*риторический вопрос

Поставьте себе предварительную самооценку за этот этап урока.

Итоговая самооценка.

Физкультминутка: Игра «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура сирени на месте замри..

Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура поэта на месте замри».

Учитель: Знаете ли вы названные в тексте картины? А музыкальное произведение? Скажите, а когда легче запомнить и воспроизвести текст – когда говоришь о знакомых или незнакомых произведениях? Давайте посмотри картины, о которых говорится в тексте Бориса Лавренюка (слайды под музыку Моцарта)

Верно ли передаёт автор настроение картин?

Это всего лишь малая часть прекрасных полотен, на которые вдохновила авторов благоухающая сирень.

Прослушайте два произведения и скажите, как вы думаете, какое из них – романс Рахманинова, где музыка говорит о сирени. На основании чего вы сделали такой вывод? Называются авторы произведений — Чайковский «Фея Сирени», и Рахманинов «Сирень».

Рассмотрим ещё несколько картин, слушая романс Сергея Рахманинова «Сирень».

Что будем делать дальше? Для чего нам понадобится план? (Чтобы ничего не забыть, чтобы быть последовательными). Сначала вспомним, какие разновидности плана мы знаем? (простой, сложный, цитатный).

На доске план (с пропусками). Что надо сделать? (Нужно озаглавить вторую часть плана)

Примерный план (на доске после ответов детей)

I Цветы сирени.

II

III “Каждый сорт – это целая поэма»

Работа с синтаксисом по карточкам. Предварительная самооценка, работа в парах (по партам).

Задания:

  1. Найти предложения с однородными членами

  2. Найти сложные предложения

  3. Найти предложения со сравнительными оборотами

  4. Найти предложение, где подлежащее и сказуемое выражено существительными.

Проверка вслух, итоговая самооценка.

Что нам нужно ещё сделать, чтобы лучше запомнить произведение? (прочитать его ещё раз). Именно это мы и сделаем на следующем уроке, прежде чем писать изложение.

На следующем уроке дети после прочтения текста пишут подробное изложение.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector