Конспект урока по природоведении в 5 классе «Движение воздуха. Ветер. Атмосферное давление»

МБОУ «Новотимошкинская ООШ»

Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан

Конспект урока по природоведении

в 5 классе

«Движение воздуха. Ветер. Атмосферное давление»

Подготовила:

учитель географии, биологии, химии

Анорьева Сильвия Витальевна

с.Новое Тимошкино

2014 г.

Тема урока: Движение воздуха. Ветер. Атмосферное давление.

Цели урока: Образовательные: познакомить учащихся с понятием ветер, причинами его возникновения, основными видами ветров (бризы, муссоны),приборами для определения направления и силы ветра; его ролью в жизни человека и природы, формировать умения различать виды ветров.

Развивающие: способствовать развитию познавательного интереса учащихся, развитию умений работы в группах, умений логически мыслить и делать выводы.

Воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, коммуникативных умений учащихся, воспитания бережного отношения к природе.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: атлас; самодельный флюгер; модель анемометра; шкала Бофорта; презентация; раздаточный материал; учебник Природоведение ,авт. Н.И.Сонина

Современные образовательные технологии, использованные на уроке:

1. Информационно-коммуникационные технологии.

2. Технология проблемного обучения.

3. Технология групповой работы.

4. Здоровьесберегающие технологии.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент. Слово учителя. Эмоциональный настрой учащихся.

Доброе утро, ребята! Сегодня у меня отличное настроение, я рада встрече с вами. А какое настроение у вас? На партах лежат смайлики настроения, выберите тот, который соответствует вашему настроению на начало урока. (Дети выбирают и демонстрируют тот смайлик настроения, который соответствует их эмоциональному состоянию на начало урока).

— Спасибо! Давайте настроимся на хорошую работу. Сделаем глубокий вдох.

Дыхательная гимнастика.- Ветер сверху набежал, Ветку дерева сломал: «В-в-в-в!»

Дул он долго, зло ворчал И деревья все качал: «ф-ф-ф-ф» (Вдох. Выдох. Вдох. Выдох.)

— Молодцы! Начинаем урок.

II. Актуализация знаний, умений, навыков.

1.Слово учителя (мотивационный этап). Повторение изученного материала.

— Ребята, я предлагаю вам вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке. Начнем наш диалог с первого вопроса…

1) Что такое атмосфера?(Атмосфера –это воздушная оболочка Земли)

2) Что такое воздух?(Воздух-это смесь газов)

3) Из чего состоит воздух?(Азот-78%,кислород-21% и 1% др. газов, в том числе углекислый газ, пары воды. В воздухе также содержится капельки воды, кристаллики льда, пыль, сажа, пепел, морская соль, пыльца растений и т.д.

4)Перечислите свойства воздуха? Вспомните опыты, которые мы проводили на уроке. (Воздух бесцветный, прозрачный, без вкуса, без запаха, сжимается, упругий, легкий)

Ребята, сейчас какое время года? (зима)

5)Скажите, пожалуйста, ребята, почему звери к зиме надевают теплые пушистые шубки? (в пушистых шубках между ворсинками больше воздуха, который сохраняет тепло)

6)А почему птицы и звери в сильные морозы прячутся в снег? (Хоть снег и холодный, но между снежинками есть воздух. Этот воздух и защищает животных от холода)

7) И последний вопрос, посмотрите на окно, почему здесь в классе и у нас в домах сделаны двойные рамы? (между двумя рамами тоже воздух и он сохраняет тепло)

Так вот, сделаем вывод: значит, воздух обладает еще одним полезным свойством –сохранять тепло)Молодцы! Спасибо за ответы.

Проблемный вопрос— А сейчас представьте, что вы находитесь в загородном доме. Тихий зимний вечер, за окном вьюга. Вы сидите перед камином, в котором горят дрова. Вопрос: — Куда девается дым? (дым выходит в трубу)

— Почему дым не заходит в комнату? (Дым вытягивается в трубу)

— Почему дым вытягивается в трубу? (ученики затрудняются ответить)

Затрудняемся ответить? Ребята, не переживайте, изучив новую тему, я думаю что к концу урока вы сами догадаетесь почему дым вытягивается в трубу.

III. Изучение нового материала.

1. Слово учителя. Определение темы и задач урока. Беседа.— Сегодня мы продолжим знакомство с явлениями атмосферы.

Садитесь все правильно, слушаем внимательно.

Итальянский ученый Эванджелиста Торричелли в1643 году изобрел прибор, который состоял из стеклянной трубки, запаянной сверху и сосуда с ртутью. В стеклянную трубку Торричелли налил ртуть, затем перевернул ее. Сначала какое-то количество ртути из трубки выливалось, но потом высота столбика почти не менялось. Это было в пункте А. Ученый поднялся в т.В, уровень ртути в трубке опустился. В точке С ртуть начала подниматься по трубке, а в т. Д она сильно опустилась и выливалась в сосуд. Какой возникает вопрос? (Почему уровень ртути в трубке меняется с высотой) Как ответил Торричелли? (ученики выдвигают свои версии)

Ребята, обратите внимание на толщину атмосферы в точках С и Д и еще вам подсказка, воздух имеет вес. Ну , как ответил ученый, почему уровень ртути меняется с высотой???(Ответы ,версии учеников)

В точке С столб воздуха больше, и он давит на ртуть и она поднимается, а в т.Д столб воздуха меньше давит на ртуть , и она выливается. Вот как ответил Торричелли.

О каком же явлении атмосферы мы будем говорить в начале?(ответы детей)

Правильно, об атмосферном давлении. А кто может дать определение, что называют атмосферным давлением? (Атмосферное давление –это сила, с которой воздух давит на земную поверхность и все находящиеся на ней предметы)

Хочу отметить, что стеклянную трубку высотой 1м Торричелли разделил на 1000 частей. Значит, чему равна 1 часть?(!мм). Поэтому атмосферное давление измеряется в миллиметрах ртутного столба. Нормальное атмосферное давление считается 760 мм рт. ст.

И так, давайте выполним задание: расставьте следующие данные, записанные на доске( 760 мм.рт.ст, 780мм.рт.ст, 740мм рт.ст., 710 мм.рт.ст.)

Первое поставлю я , 760 мм. рт. ст. –это нормальное атм. давление в т.А (В-740, С-780, Д-710)

Молодцы! Значит, чем выше мы поднимаемся в гору, тем атмосферное давление понижается, воздух становиться менее плотным и поэтому очень трудно дышать.

При подъеме на 10,5 м атмосферное давление понижается на 1 мм рт. ст.

Решим задачку. Например, высота нашего населенного пункта 2000м .высчитайте атмосферное давление на данной высоте. (2000 : 10,5= 190 мм.рт .ст.)

Ребята, атмосферное давление изменяется не только по высоте, но и зависит и от температуры. Давление теплого воздуха на земном поверхности меньше, чем холодного.

Атмосферное давление измеряют с помощью прибора – барометр. (Все хором)

И так, слушаем загадку и узнаем о каком явлении атмосферы мы будем говорить далее:

Без рук, без ног, а дерево гнёт. (ветер)

Летит без крыльев и поёт,

Прохожих задирет,

Одним проходу не даёт,

Других он подгоняет. (ветер)

Значит, о чем мы будем говорить далее на уроке.(о ветре)

С ветром вы встречаетесь в повседневной жизни, имеете личный опыт, значит, сможете выполнить следующую работу.

2. Самостоятельная, индивидуальная и парная работа учащихся с таблицей «Ветер».

Задание.

— Ознакомьтесь с таблицей. Впишите в первую колонку все, что знаете о ветре, используя только ключевые слова. Сначала работайте самостоятельно, индивидуально. Затем в парах дополните и исправьте информацию.

— Заполните самостоятельно вторую колонку.

— На основе содержания колонки (Хочу узнать) сформулируйте задачи урока по теме «Ветер», работаем в парах.

(Слайд 1) Наша задача на уроке — узнать, что такое ветер, выявить причины образования ветра на Земле и его значении для жизни на Земле.

3. Проблемный диалог.

(Слайд 2) — Ребята, слово ветер, хорошо нам знакомо. А что такое ветер? Дайте определение.(Ветер –это движение воздуха в горизонтальном направлении)

— Какие причины могут вызвать движение воздуха?( разница в атмосферном давлении)

Ребята, запомните ветер дует всегда с области высокого давления в область низкого давления)

Вспомним пример с трубой

— Так почему дым вытягивается в трубу? (На уровне топки атмосферное давление больше, а на верхнем конце трубы меньше. Дым движется от области высокого давления в область низкого.)

Вот почему дымоходы и заводские трубы делают очень высокими.

Нужна тяга! А тяга возникает из-за разницы в давлении у земли и на большой высоте. Кроме того, ветер выносит вредные загрязняющие вещества и разносит их на большие расстояния, чтобы не загрязнять воздух в одном месте (экологическая проблема).

Чем больше разность давления, тем сильнее ветер, тем больше его скорость.

Давайте решим задания:

Обратите внимание на записи на доске

1) 760 720

2) 740 720

В каком направлении будет дуть ветер в этих двух случаях?760 -720,740-720)

— Где будет ветер сильнее?(в первом случаи)

Повторяю еще раз! Чем больше разница давления, тем сильнее ветер, тем больше его скорость

Раз мы заговорили о скорости ветра, я хочу познакомить вас со шкалой Бофорта, которую предложил британский адмирал Френсис Бофорт в 1806 г. и с помощью которой по двенадцатибалльной шкале определяют силу ветра.

Ознакомьтесь и ответьте на мои вопросы:0 баллов по шкале Бофорта это…(штиль)

12 баллов по шкале Бофорта это…(ураган) Молодцы!

4. Слово учителя. Проблемно-учебная ситуация.

Работа по группам.(проблемная ситуация)

Давайте представим, что первая группа ребят отправилась на берег реки в жаркий летний день, А вторая группа ребят отправилась на берег реки ночью.

Задание: Опишите, какая будет температура воды и песка на берегу, и откуда будет дуть на вас ветерок? Почему?

Вывод:

  • Почва быстро нагревается и нагревает воздух, а теплый воздух становится легким, поднимается вверх. Устанавливается область низкого давления (Н).

  • Вода медленно нагревается и поэтому воздух над водой – холодный и тяжелый. Устанавливается область высокого давления (В).

  • Ночью картина наоборот, почва быстро остыла, а вода теплая и медленно остывает.

Этот ветер называется бриз.

Бриз – ветер, меняющий направление два раза в день. А ещё бывает ветер муссон. Муссон – ветер, меняющий свое направление два раза в год.( просмотр видеофильма о бризе, муссоне, самуме)

— Скорость ветра определяют с помощью –анемометра в метрах в секунду (м/с). А направление ветра определяют с помощью прибора – флюгера.(показ приборов) Название происходит от названия стороны горизонта, откуда он дует.

5. Физминутка

Упражнение «Флюгер» с музыкальным сопровождением.

— Я называю стороны горизонта, а вы поднимайте руки вверх или вниз (север-юг), вправо или влево (запад – восток). Наклоны – в зависимости от названной стороны горизонта.

— Когда я говорю «штиль», вы приседаете, а когда я говорю «ураган», встаете.

Теперь я вам предлагаю послушать Симухину Васелину, она расскажет о значение ветра

— Так можем ли мы с уверенностью утверждать что: «Ветер –друг»? (нет)

Вывод: Ветер может быть разрушителем(враг) и созидателем(друг).

IV. Закрепление знаний, умений. Индивидуальная самостоятельная работа. Взаимоопрос и фронтальный опрос.

Задание: Продолжите фразу:

-нормальное атмосферное давление- …(760 мм рт. ст.)

— Ветер это — …(движение воздуха в горизонтальном направлении)

— Главная причина образования ветра — …(разница в атмосферном давлении)

— Бриз это — …(ветер, меняющий направление два раза в день)

— Прибор для определения направления ветра называется …(флюгер)

V. Подведение итогов урока. Рефлексивно – оценочный этап.

1. Слово учителя. Работа учащихся с таблицей.

— Ребята, в начале урока вы выбирали смайлики настроения, которое у вас было на начало урока. Продемонстрируйте, какое у вас сейчас настроение?

— Пришло время заполнить нам последнюю колонку в нашей таблице, начатой в начале урока, я предлагаю вам заполнить третью колонку (Узнал).

— Чему вы научились на уроке?

— На этом наш урок подходит к завершению. Оценка деятельности учащихся. Благодарю вас, ребята, за работу.

VI. Домашнее задание. Заключительное слово учителя. Стр. 75 учебника прочитать

1)Оформить на листе формата А-4 подборку пословиц, поговорок, песен, стихов, народных примет, в которых упоминается ветер.

2)нарисуйте, как вы представляете ветер.

3)Подготовить сообщение в тетради о следующих видах ветра – тайфун, торнадо, смерч, бора, фен, самум и др(по выбору)

-4) Написать рассуждение на тему: «Что было бы на Земле, если бы не стало ветра?» ( по желанию)

Список использованной литературы:

  • Учебник. Природоведение 5 класс. Н.И.Сонин

  • Электронный учебник. “География. Школьный курс”.

  • Библиотека электронных наглядных пособий.

  • Школьный практикум. География. Начальный курс. 6 класс. Н.Н. Петрова.

  • Земля. Полная энциклопедия. Ананьева Е.Г., Мирнова С.С.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector