Конспект урока по математике «Введение понятия «Задача»» 1 класс

Широкова Вера Геннадьевна, АНО «Павловская гимназия», учитель начальных классов, Московская область, д. Веледниково.

Конспект урока по математике «Введение понятия «Задача»» с презентацией для учащихся 1 класса.

Математика. 1 класс

Тема урока: Введение понятия «ЗАДАЧА».

Цели урока. Создать условия для достижения следующих планируемых результатов обучения:

  • Личностные: навык сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебной ситуации, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • Метапредметные: поиск необходимой информации в справочных источниках для выполнения учебного задания; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • Предметные: представления об основных математических понятиях: «задача», «условие», «вопрос», «известное число», «неизвестное число».

Оборудование: фигурки сказочных персонажей (Винни Пух, Буратино, Знайка, Заяц, Лягушка, Енот, Медвежонок), карточки с текстами высказываний героев, карточки для моделирования («задача», «условие», «вопрос», «известные числа», «неизвестные числа», «связь по смыслу», «вопросительные слова»), маркеры синего и красного цвета, текст «Что такое задача?».

Ход урока

этапы

учитель

учащиеся

доска

Актуализация знаний

— Какой сейчас урок?

— Какие виды работ выполняют школьники на уроках математики?

— Урок математики.

-Считают, сравнивают числа, решают задачи…

Постановка проблемы

побуждение

проблема

— Вот и в сказочной школе было дано домашнее задание – придумать задачу. Давайте посмотрим, что у героев известных вам сказок получилось.

— Рядом с карточкой «Задача» прикрепите фигурки персонажей, чьи высказывания вы считаете задачей.

— Что вы заметили?

— Смогли ли вы выполнить задание?

— В чём затруднение?

— Какой возникает вопрос?

Читают фразы, записанные рядом с изображением сказочного персонажа:

Винни Пух: «Вечером было 3 горшочка с мёдом, а утром – ни одного. Где бы подкрепиться?»

Буратино: «У меня 5 яблок. Я дал Пьеро 2 яблока. Сколько яблок у меня останется?»

Знайка: «Внутри Луны при остывании внешней оболочки образовалась полость, которая могла постепенно заполниться… Чем?»

Заяц: «Кто в теремочке живёт?»

Лягушка: «На кочке сидели 4 лягушки. Я прыгнула в воду. Сколько лягушек прыгнуло в воду?»

Енот: «На ветке сидели 5 рыб, прилетели ещё 2. Сколько рыб плавает в реке?»

Медвежонок: «1 + 1 = 2 (ромашки)»

— У нас разные мнения о работе одного героя…

— Мы не согласны друг с другом…

— Мы не знаем, кто из нас прав…

— Что такое задача?

— Как узнать задачу?

Рядом с изображениями сказочных персонажей помещены тексты высказываний (содержание: вопрос, задача, проблема, реплика и т.п.)

Рядом с карточкой «задача» учащиеся помещают фигурки героев. Мнения расходятся.

Рядом со знаком «?» фиксируются проблемные вопросы детей.

Поиск решения

Групповая работа по решению проблемы

— Каким образом обычно можно получить ответы на вопросы?

-Действительно, мы воспользуемся названным вами способом. К нам на помощь приходит наш друг «Словарик». Он приготовил тексты, в которых можно найти ответы на ваши вопросы.

— Познакомимся с планом работы:

1.Прочитать текст «Что такое задача?»

2.Назвать составные части задачи и их признаки.

3.Прочитать высказывание выбранного сказочного героя и определить, является ли оно задачей. Ответ обосновать.

-Давайте вместе определим правильность выполнения задания, например, Винни Пухом. А затем в группах вы проверите высказывания одного из сказочных героев самостоятельно.

— Всю полезную информацию о задаче, которую нам сообщил «Словарик», запишем в модель-помощницу.

— Как называются части задачи?

— Что содержит условие?

— Что ещё нам сообщил «Словарик» об этих числах?

— Что содержит вопрос задачи?

— Смотрим на схему-помощницу и исследуем высказывание Винни Пуха.

— Есть ли в нём условие?

— По каким признакам вы узнали условие?

— Есть ли в высказывании вопрос?

— Сделаем вывод. Является ли высказывание Винни Пуха задачей?

— Как поработали остальные сказочные герои, вы определите в ходе групповой работы.

Учитель курирует работу групп. Предлагает в высказываниях персонажей выполнять подчёркивание условия синим цветом, вопроса – красным.

— Спросить у родителей или учителя.

— Прочитать в книге.

— …

Читают текст «Что такое задача?»:

«Задача – математическое высказывание, состоящее из двух частей. Первая часть – условие. Оно содержит известные числа задачи, связанные между собой сюжетом. С условием связан вопрос задачи.

Вторая часть – вопрос. Он содержит неизвестное число задачи. Возможно использование вопросительных слов. После решения задачи на вопрос можно дать ответ»

Например…

— Условие и вопрос.

— Известные числа.

известные числа,

связь по смыслу

— Они связаны друг с другом.

— В нём есть вопросительные слова.

— Неизвестные числа.

— Есть: «Вечером было 3 горшочка с мёдом, а утром – ни одного».

— В нём есть известные числа 3 и «ни одного». Они связаны – говорится об одних и тех же горшочках.

— Вопрос есть, но он не про горшочки.

— Здесь ничего считать не надо. Винни проголодался…

— Нет.

Учащиеся работают в группах по 3-4 человека. В группе – фигурка героя. Подчёркивание условия и вопроса (при наличии) выполняется в тексте высказывания на листе.

План работы.

ЗАДАЧА

УСЛОВИЕ

ВОПРОС

неизвестчисла,

вопросит слова

воспроизведение

— Какие вопросы возникли у нас в начале урока?

— Можем ли мы теперь дать ответ на какой-либо из этих вопросов?

— Что такое задача?

— Как узнать задачу?

— Да.

Учащиеся представляют результаты своей работы над высказыванием отдельных сказочных персонажей. Доказывают своё мнение о наличии частей задачи – вопроса и условия, опираясь на характеристики текста «Что такое задача?»

Вновь появляются фигурки сказочных персонажей и их высказывания с пометками детей (условие подчёркивается синим цветом, вопрос — красным)

рефлексия

— Сможем ли мы теперь оценить правильность выполнения домашнего задания сказочными героями?

— Почему сейчас у нас всё получилось без сомнений и спора?

— Каким образом мы получали знания?

— Кто из вас сможет убедительно рассказать своим близким (другу, который был болен и отсутствовал на уроке) о том, как узнать задачу среди прочих высказываний?

— Спасибо за работу на уроке! Поблагодарите друг друга за удачную работу в группе.

— Да. Задача была у Буратино, потому что …

(доказывают с опорой на модель)

— У нас есть необходимые знания.

— Мы работали вместе в группе. Проводили исследование.

— Нам помогал «Словарик».

Дети отвечают.

Карточку «задача» помещают к фигурке Буратино.

применение

(домашнее творческое задание)

— Придумайте задачу. Если возможно, сделайте к ней рисунок. Докажите, что это задача (разметка цветом частей задачи).

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector