Конспект урока по ИЗО «Сатирические образы человека» 6 класс

Открытый урок для районного семинара директоров март2011год

План урока по изобразительному искусству в 6 кл.

Тема урока «Сатирические образы человека».

Тип урока:

По основной дидактической теме: Формирование новых знаний на основе применения полученных раннее навыков.

По основному способу проведения: Сочетание различных активных форм учебной деятельности.

По форме проведения: Урок-мастерская, урок-игра

Цели:

Обучающая: Применение навыков изображения портрета в новом виде практической работы.

Развивающая: Формирование и развитие коммуникативной компетентности

Воспитательная: Воспитание социально значимых качеств личности

Задачи:

1. Изучить особенности сатирического портрета.

2. Создать портрет по описанию.

3. Формировать навыки работы в группе.

4. Развивать творческое воображение.

Оборудование. Мультимедийный проектор, презентация к уроку, технологические карты разного цвета, план описания портрета, стихи Полонского.

Слова для логической цепочки: человек, портрет, с натуры, по описанию, по представлению, по памяти, образ, карикатура, шарж, юмор,сатира.

План описания портрета.

Возраст

Овал лица (круглое, квадратное, грушевидное)

Глаза (цвет, форма: маленькие, круглые, большие, узкие, вытаращенные… ), брови, лоб.

Нос (курносый, прямой, с горбинкой, длинный, широкий, плоский, сломанный…)

Губы(тонкие, пухлые, большие, бантиком…)

Подбородок(острый, прямой, с ямочкой…)

Волосы ( длинные, короткие, ежиком, кудрявые )

Одежда ( перечислить…)

Критерии оценки.

1.Создание словесного образа

2.Соответствие нарисованного образа словесному образу

3.Творческий подход к работе

4.Работа в паре

5.Защита работ

Вопросы для рефлексии.

1) Что успел и смог? Достиг ли цели?

2) В чем затруднялся?

3) Как преодолеть затруднения?

4) С каким настроением работал?

5) Как оцениваете свою деятельность на уроке? (Я работал…

Я пытался выразить, сделать…

Я собой…

Надо сделать…)

6)Я оцениваю свою работу на… .

Для детей: бумага и графические материалы.

  1. Орг. момент

Добрый день, ребята. Сегодня на уроке вам понадобятся графические материалы.

А мне понадобится помощник.

Приготовьтесь к работе,

начнем урок со слов  Бертольта Брехта

1cлайд. «Безошибочный признак того, что что-то не является искусством или кто-то не понимает искусства, — это скука.»

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Давайте его прочитаем.

Согласны ли вы с этим высказыванием? Чему он нас учит?

2.Целеполагание, мотивация, актуализация знаний.

Тема нашего урока: Сатирические образы человека.

Поразмышляем над предложенной темой.

Составим логическую цепочку: (помощник у доски пишет)

начнем со слова —Человек

Как называется жанр, где изображается человек? — портрет:

Как можно классифицировать портреты по различию выполнения? с натуры, по представлению, по памяти, по описанию

3слайд. Как написан этот портрет? Ответьте, пользуясь элементами логической цепочки.

( с натуры — но образ)

(«Портрет М. Лопухиной» Автор Боровиковский Скончалась в 22 года

«Нет уже тех глаз, и той улыбки, что молча выражали страданья – тень, любви и мысли- тень печали…Но красоту ее Боровиковский спас.»

«Так часть души ее от нас не улетела.

И будет взгляд и эта прелесть тела

К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить – страдать – прощать- молчать»

Полонский)

4слайд. «Подобно видению, всегда без спутников, одна, дыша, духами и туманами, она на мгновенье останавливает на нас высокомерный взгляд…она недоступна в своей величавой красоте…»

О какой картине идет речь?

Кто автор?( «Неизвестная» Крамской)

Некоторые видели в ней «Анну Каренину» Л.Н.Толстого, «Незнакомку»А.Блока.

Ссобирательный образ –«целой эпохи» в исполнении Крамского — портрет «Неизвестной»

5слайд. Чем отличается этот образ от предыдущего? (неправдоподобный, смешной, комичный)

6слайд. Терминологическая работа: юмор, шарж, сатира, карикатура, гротеск.

Помощник дополняет логическую цепочку на доске.

лайд. Образ на следующем слайде, к какому виду изобразительного искусства относится?

8. 9слайд. Показ слайдов на сатирическую тему. Карикатурный и шаржевый портрет.

Предположите, чем мы сегодня на уроке будем заниматься и какую цель мы можем поставить.

Прочитайте задачи, предложенные мною, на следующем слайде, совпадают ли они с вашими? Можно дополнить.

Какую задачу мы уже с вами выполняем?

  1. Физминутка.

Проведем физминутку. Cгодня я предложу вам упражнения для глаз. Ваша задача: следить за анимацией на экране, повторять глазами все предлагаемые движения.

  1. Мотивация на практическую работу

10слайд. Внимание на экран. Прочтите описание портрета. Представили этого человека? Можно к такому описанию применить прием гротеск?

11слайд. А теперь посмотрите как представил такого человека художник Агин — выдающийся иллюстратор «Мертвых душ»Н.В. Гоголя- Вы будете изучать это произведение на литературе в 9 кл.– он словесный портрет воплотил в графике — это Плюшкин.

  1. Практическая работа

Вернемся к работе. Нас ожидает практическая работа «Сатирический портрет по описанию»: она состоит из двух частей.

Итак, первая часть: составить, придумать, записать словесный портрет по плану, предложенному вам, он лежит у вас на парте, для составления по нему рисунка.

Вторая – меняетесь с соседом описаниями, и рисуете по нему образ, применяя прием гротеска, создавая карикатуру или шарж.

Обратите внимание, на листе с планом описания написаны критерии оценки, прочтите их самостоятельно, и придерживайтесь их во время работы.

Самостоятельная работа. Приступайте к работе. Советоваться и помогать друг другу можно.

  1. Защита работ.

Защита работ будет заключаться в следующем: выступать будете парами, один читает описание, другой показывает рисунок, затем наоборот.

6.Итог урока

Прочитайте логическую цепочку с конца до начала.( юмор,сатира — карикатура, шарж-образ- с натуры, по описанию, по представлению, по памяти- портрет- человек ).

Почему даже портрет с натуры можно назвать образом?

Чем отличается карикатура от шаржа?

Что в них общего?

Рефлексия

Возьмите розовые листочки и по предложенному вам перечню вопросов проведите рефлексию вашей деятельности на уроке. Не забудьте подписать листочки и сдать мне .

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *