Конспект урока по ИЗО «Роспись ткани. История батика»

Бидюк Наталья Вячеславовна учитель ИЗО и Черчения

КГУ «Средняя школа №2 города Тайынша»

Северо –Казахстанской области

урока по изобразительному искусству по теме: Роспись ткани. История батика. (1 слайд)

Цель: развитие интереса, умений, навыков у обучающихся, к популярному виду, декоративно-прикладного искусства – батику.

Задачи:

  • познакомить детей с видами техники батик;

  • научить создавать декоративные узоры на ткани

формировать у детей потребность включения в творческую деятельность;

  • формировать качества творческой личности обучающегося: художественное самовыражение, развитие чувства композиции, эстетическую культуру

Тип урока: урок-мастерская. Комбинированный.

1 часть. Теория. Наблюдение. Усвоение нового материала.

2 часть. Практика. Творческая импровизация и фантазия.

Содержание урока:

1. История возникновения батика.

2. Виды батика.

3. Инструменты. Красители. Ткани.

4. Композиция расположения узора на изделии.

5. Динамическая пауза.

6. Правила ТБ.

7. Способы завязывания узлов и окрашивание.

8. Составление технологической карты.

9. Практическая работа.

10. Актуализация и закрепление нового материала.

11. Организация выставки: подведение итогов. Само и взаимооценка. Вывод учителя. Оглашение оценок. Домашнее задание.

12. Уборка рабочего места.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте, очень рада вас видеть, спасибо, что пришли в нашу мастерскую, все ли добрались и готовы к познанию нового?

2. Повторение. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы с вами изучили тему, для того чтобы вспомнить тему и изученный материал решим кроссворд.

1изученная тема (Ковроткачество) ( 2-3 слайд)

2вид ковров (ворсовый)

3вид ковров (безворсовый) (4-5 слайд)

4безворсовый ковёр ручной работы (гобелен) (6-7 слайд)

5перед выполнением ковра необходимо сделать (эскиз) (8-9 слайд)

6чем украшают ковры (орнаментом) (10-11 слайд)

7 родина гобелена (Франция) (12-13 слайд)

Также вам было дано задание, выполнить эскиз ковра. Каким правилом мы руководствовались при выполнении эскиза.

Основное назначение ковров.

В каком году в Казахстане начали ткать первые гобелены (в конце 70 года, Впервые казахстанские мастера ,выставили свои экспозиции на Республиканской выставке народного творчества, посвящённой 50 Каз ССР).

Назовите фамилии казахстанских художников, которые выполняли эскизы к знаменитым гобеленам.( Базарбаев «Утренний рассвет». Беккулова «Родник оленя»)

Какие стили применяли художники в своих работах (регент, рококо, барокко)

3 выставление оценок за повторение и домашнее задание.

4 новая тема. Тема нашего урока «Роспись ткани. История батика» ( 14 слайд)

Каждый из вас любит и по-своему умеет рисовать. Рисовать можно палочкой на снегу и пальцем на замершем окне, мелом и углем, карандашами и красками. Сегодня мы с вами будем рисовать на ткани в технике батика.

Батик — это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. (15 слайд)

Посмотрите, какие красивые изделия можно получить, используя технологию батика. (16 слайд)

Рассмотрите здесь всё хорошенько, и приступим к нашей беседе.

Рассматриваем работы художников. (17-18 слайд)

Рассматриваем работы учеников. Выставка готовых работ.

(19 слайд) Родиной батика считается о. Ява в Индонезии, где и по сей день, очень популярна одежда, расписанная вручную Яванский традиционный батик – не просто роспись, он использовался часто в качестве оберега. Этот способ получения рисунка на ткани использовали в древнем Шумере, Перу, Японии, Шри-Ланке, Индокитае, в африканских странах. В Европе батик начали применять при декорировании тканей во второй половине 19 века. Голландцы наладили небольшое производство, а немцы поставили его на поток. В России батик появился в 20-е годы. Русские художники не опирались на какую-либо традицию, так как не знали истоков. Образовались артели по производству платков, шалей, штор. В 30-е годы были изданы учебники, пособия, организовалось несколько фабрик. Древнее и удивительно многообразное искусство сейчас занимает достойное место среди других видов декоративного искусства. Но чтобы полноценно познакомиться с этим искусством, необходимо изучить все виды батика. Посмотрите на представленную выставку – здесь изделия разнообразной техники. (20 слайд)

(21-22 слайд) Горячий батик выполняется с помощью парафина, растопленного на водяной бане. Наносится рисунок, окрасив ткань. Снять воск, получаем рисунок на цветном фоне. Горячим способ называется потому, что резервирующее вещество наноситься на ткань при помощи кисти из щетины

Сначала наносят краситель, затем при помощи кисти из щетины горячий воск.

Затем повторить процедуру резервирования, и закрашивания.

Просушить ткань.

После остывания воска работу снова окрасить в цвет.

(23-24 слайд) Более лёгкий и распространённый метод – холодный батик – это европейское изобретение. Суть его в создании рисунка с помощью контурной обводки специальным составом – резервом. В начале ХХ века в России изобрели резервирующий состав, не требующий нагревания. Это сделало Россию родиной «холодного батика». Эта техника в сочетании со свободной росписью, достаточно проста в исполнении, но в тоже время содержит некоторые технические приемы, позволяющие создавать уникальные работы. Этапы выполнения: Нарисовать шаблон. Наносить рисунок на ткань с помощью спринцовки поместить в трубочку резерв. Нанести резервный состав по контуру. Просушить 40-50 мин. Приступить к росписи фона.

(25-26-27 слайд) Самый древний вид «бандхари» или на современном языке «узелковый батик». Узор появляется благодаря стягиванию ткани и крепкому перевязыванию суровой ниткой или сама ткань завязывающаяся узлом. Это один из первых способов украшения ткани. Он известен в странах Востока с древних времен. В Индии она широко распространена и по сей день под названием бандхей (бандхана, бандхини), что означает «обвяжи-окрась». Рисунок состоит из множества белых и цветных точек. Из таких тканей делают свадебную и праздничную одежду. В Малайзии, Индонезии узелковая техника называется планги, что значит «пробел, пятно». Создание рисунка способом прошивания ткани — более утонченный прием. В Индонезии такая техника называется тритик. Основной прием в узелковом крашении — завязывание ткани в обычные узлы. Это делают по долевой нити (1) или по косой (2).  С помощью узлов можно получить круги или концентрические круги.

( 29 слайд) Следующий вид батика свободная роспись. Свободная роспись выполняется без использования резервных смесей. Известно несколько способов свободной росписи ткани: красками с применением солевого раствора; печатными красками; по тканям, аппретированным загустками; масляными красками. Все вышеназванные способы свободной росписи требуют закрепления, кроме росписи масляными красками. Однако декоративные изделия (панно и т.д.), изготовленные разными методами свободной росписи, можно не закреплять, а выполнять различными классами красителей на разных волокнах. Но в дальнейшем их нельзя подвергать стирке и нужно охранять поверхность от попадания на нее капель воды. Техника выполнения: Загрунтовать солевым раствором. Начинается рисунок со светлых пятен. Постепенно переходить на темные пятна. Чтобы рисунок казался выразительным, нанести выборочно черным резервом.

Сегодня мы с вами научимся выполнять батик в свободной росписи.(30 слайд)

Инструменты, ткани, красители. (31-32-33 слайд)

красители существуют разнообразные: нам необходимы акриловые, которые безвредны и разбавляются водой и закрепляются утюгом. Кисти круглые №5 Рамы, кнопки, палитра, банки для воды.

Ткань использовать лучше натуральную. — Это может быть хлопок, шёлк или смесовая ткань.

Чтобы не получить увечья необходимо соблюдать правила техники безопасности

Можно самостоятельно продумать узор. Можно срисовать с готовых работ. Рассмотрим их. (34-35-36-37 слайд). Запомнили? Для наилучшего восприятия составим инструкционную карту. ( 38 слайд)

Теперь по этой карте и по своей фантазии приступаем к работе.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

Скоро вы покинете эту мастерскую и пойдёте постигать другие науки, а что вы запомните от сегодняшнего занятия?

Выставка работ обучающихся.

Теперь посмотрим на выставку, которую вы организовали. Рассаживаемся вокруг неё, возьмём работу и скажем, учитывая наши критерии, что вы о ней думаете. (Дети дают оценку).

ВЫВОД учителя: Сегодня вы познакомились с видами батика, научились выполнять батик в свободной росписи, повторили темы, изученные раннее, самостоятельно составили инструкционную технологическую карту. И, конечно же, заслуженно должны заработать оценки. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

12. Уборка рабочего места.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector