Конспект урока по ИЗО «пейзаж «В осеннем лесу»» 6 класс

МОУ Луговская средняя общеобразовательная школа; автор Жукова Светлана Васильевна, педагог ИЗО

МОУ Луговская средняя общеобразовательная школа

Тальменского района Алтайского края

Урок с использованием ИКТ

педагог ИЗО : Жукова Светлана Васильевна

Пояснительная записка

Данный урок проведён в 6 классе в рамках первой четверти по программе В.С.Кузина по теме курса «Красота в жизни и в искусстве» .

Ведущей задачей в преподавании изобразительного искусства является задача формирования у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. Это становится возможным, только если удастся закрепить в сознании ребенка понимания прочной связи искусств с его личным миром, с миром мыслей и чувств каждого человека.

Восприятие литературного текста, музыки и произведений искусства неразрывно связано и во многом дополняет друг друга, что говорит о том, что их объединение, даже в небольшой степени, приводит и к положительным результатам в свете развития у ребенка «полноценного» художественного восприятия как искусства слова, музыки, так и изобразительного искусства.

Связь художественных произведений с поэзией и музыкой позволяет образнее раскрыть тему урока. Уроки такого рода, как правило, активизируют ребят, растёт интерес к преподаваемому предмету, повышается работоспособность.

Используя ИКТ, стало возможным в ходе данного урока применить показ авторских роликов, которые помогают достигнуть цели урока эффективнее. Дополнительно, в ходе показа, я имею возможность комментировать процесс выполнения.

Создавая ролик путём совмещения музыкального и художественного произведений, я имею возможность сопоставить характеру звучащей музыки характерное художественное произведение.

Используя возможности презентации (вставка гиперссылок), я с минимальными временными затратами имею возможность переходить из одной программы в другую, что позволяет сделать урок разнообразнее.

Применение информационных технологий позволяет использовать проблемные, эвристические, игровые методы обучения, развивающие индивидуальность мышления и творческие способности учащихся.

Тема 6 класс: пейзаж «В осеннем лесу».

Цель: познакомить с приёмами построения композиции пейзажа «В осеннем лесу», через групповые формы работы обучить умению коллективно создавать тематическую композицию, формировать устойчивый интерес к изобразительному искусству.

Задачи на урок:

  1. Закрепить понятия «пейзаж», «перспектива», «цвет», «колорит», «контраст» , правила воздушной и линейной перспективы; содействовать усвоению правил и законов перспективы, расширять видение образа осенней природы в разных видах искусства (живопись, литература, музыка);

  2. Развивать художественно-творческие способности учащихся и эмоционально-эстетическое восприятие действительности; расширить возможности ребят в творческом самовыражении через работу в смешанной технике (монотипии и торцевания);

  3. Воспитывать художественный вкус, восприятие прекрасного.

Музыкальный ряд: П.И. Чайковский «Времена года. Октябрь», Антонио Вивальди «Осень».

Зрительный ряд: ИКТ — ролик «Алгоритм выполнения композиции «В осеннем лесу»», ролик «Золотая осень в картинах Третьяковской галереи» (на основе м/ф «Времена года», 1972 год). Репродукции: Василий Поленов «Золотая осень», Исаак Ильич Левитан «Золотая осень» (1895 г.), Исаак Ильич Левитан «Золотая осень» (1896 г.), Иван Иванович Шишкин «Золотая осень», Станислав Жуковский «Золотая осень», Ефим Зверьков «Золотая осень».

Материал для учащихся: тетради, ручки, карандаши, кисточки, баночки с водой, клей ПВА, гофрированная бумага, сухие листья, гуашь, акварель, ножницы, лист для групповой работы А3.

Класс предварительно разделён на группы.

Ход урока:

    1. Орг.момент: Прозвенел и смолк звонок – начинается урок.

В путешествие пойдём – в лес осенний попадём.

Слушайте, думайте, наблюдайте,

Тему урока отгадайте!

— Садитесь.

— (открываю шторку) Посмотрите на репродукции и скажите, какая из них лишняя и почему?

(3 – пейзажа и 1 – натюрморт)

— Что такое пейзаж?

— Назовите виды пейзажа.

    1. Озвучивание темы урока и целеполагание :

— продолжаем тему 1 четверти «Красота в жизни и в искусстве». Откройте тетради и запишите тему урока « Пейзаж «В осеннем лесу»».

Часто в жизни мы не замечаем, не видим красоты форм деревьев, гармонии в окрасе природы. Но есть люди, которые умеют увидеть красоту в обычных вещах. Сейчас прослушайте отрывок и запомните цвета осени.

(включается по гиперссылке ролик «Художник – осень» Скребицкий).

— Узнав тему урока, прослушав отрывок, как вы думаете, какие цели

будут актуальны на нашем уроке? (педагог выслушивает целеполагание детей)

    1. Новый материал:

— Какие сравнения из отрывка вам запомнились? (дуб — богатырь в медную броню одет, румяные осины в яблоках, клёны в лимонной желтизне, на липах золотая парча, тёмно-зелёные ели, в пёстром уборе …)

— Отчего в отрывке лес сделался ещё более ярче? (ярко красные осины выделялись на зелёном фоне елей).

В данном случае мы говорим с вами о колорите и контрасте.

Давайте с вами повторим определение основных понятий, которые нам понадобятся на уроке.

А) актуализация знаний:

— подберите к понятиям правильное изображение.

(слайд 5, клик по выбранному учащимися квадратам)

— что такое колорит? (это согласованность и плавный переход цветов друг в друга).

— что такое контраст? (это выделение цветов на фоне друг друга).

Б) — Мы с вами услышали, как осень видит писатель. А сейчас я вас приглашаю в музей в Третьяковскую галерею, познакомиться с осенью русских художников. Сопровождать нас будет музыка Антонио Вивальди «Времена года».

— Смотрите внимательно, работы каких художников вы увидите?

(слайд 6, гиперссылка на ролик по репродукции И.Левитана «Золотая осень 1896 г.)

— Каких художников вы запомнили?

— что общего в их работах? (одно название «Золотая осень»)

— чем различаются? (по цветовой гамме, по композиции).

В) слайд 6 –

— Отгадайте, кто автор этих работ? Исаак Ильич Левитан. Он был учеником Василия Поленова. Осень была любимейшим временем года для Левитана, и он посвятил ей более сотни картин.

— Чем различаются эти 2 работы?

— «Золотая осень» — одна из самых известных картин, хотя она и не столь уж характерна для творчества художника — слишком ярко, смело, мажорно выполнена она. Возможно, что и сам Левитан был не вполне удовлетворен ею, ибо через год написал еще одну картину с тем же названием, но написанную более мягко, нежно. Именно с именем Левитана в русскую живопись вошло понятие «пейзаж настроения».

— Запишем в тетрадь: Исаак Ильич Левитан – «Золотая осень» 1895 г., 1986 г. , «пейзаж настроения».

— По плану проанализируем любую из картин. (анализ репродукций И.Левитана).

4. Практическая работа:

Сейчас мы перейдём к практической работе, которую вам необходимо выполнить в группах. Напомню вам основную задачу урока – создание художественного образа природы, передача настроения в рисунке с помощью цвета.

(слайд 7)

Композиция (от лат. compositio ) означает составление, соединение различных частей в единое целое в соответствии с какой либо идеей.

В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения.

Нам будет легче рисовать деревья, если вы уясните для себя их схему роста и основные формы. ‘Гонкие и высокие хвойные деревья, такие как ель, обычно имеют симметричную коническую форму, а их ветви отходят от ствола под одинаковым углом.

Лиственные деревья менее стройные, их крона шире, а ее форма менее правильная.

Запомните:

— ни одна часть композиции не может быть изъята или заменена без ущерба для целого;

— части не могут меняться местами без ущерба для целого;

— ни один новый элемент не может быть присоединен к композиции без ущерба для целого.

Знание закономерностей композиции поможет вам сделать свои рисунки более выразительными, но это знание вовсе не самоцель, а лишь средство, помогающее достигнуть успеха.

Композиционное пространство состоит из нескольких планов с перспективой дали, поэтому композиция одноплановая или многоплановая.

— Для нашего задания важно уметь использовать знания по линейной и воздушной перспективе.

— Проведём «мозговой штурм», надо написать всё, что помните по перспективе.

— Проверяем.

Работу выполняем в смешанной технике, используя «монотипию» и торцевание.

Что значит монотипия?

Кто знаком с техникой торцевания?

Сейчас вам надо распределить фронт работы: 2 человека – кто будет составлять композицию, делать набросок, закрашивать фон. Небо — прекрасный объект для живописи. Чтобы изобразить его требуется немного времени — менее трех минут. Небо определяет атмосферу и настроение в картине. Важно написать его хорошо.

— Где будем смешивать краски?

2 человека – подбирают листья для заднего плана и среднего плана и раскрашивают их для печатания. Почему листья лучше использовать для дальнего плана? (нечёткие отпечатки).

2 человека – делают заготовки для торцевания, нарезая квадратики, для ближнего плана.

Почему торцевание нам подойдёт для переднего плана? (ярко, контрастно, чётко).

Как пользуемся ножницами?

Посмотрите последовательность выполнения работы. (слайд 19 – гиперссылка на ролик ««Алгоритм выполнения пейзажа «В осеннем лесу») .

— Самостоятельная работа.

Выставка работ.

Рефлексия: с каким цветом ассоциируется ваше настроение в конце урока?

Какую бы себе поставили оценку?

— С какими произведениями познакомились?

— Чему научились в ходе изобразительной деятельности?

— Спасибо за урок.

Используемые ресурсы:

http://classic-music.ws/ — -музыкальные коллекции классической музыки

http://school-collection.edu.ru/ — «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»

http://teramult.org.ua — ресурс для скачивания мультфильмов хорошего качества

http://www.artandphoto.ru/themes.php?id=4&page=30 — репродукции

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector