Конспект урока по экологии в 8 классе «Экопортрет большого города»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №89»

Конспект урока по экологии
в 8 классе

«Экопортрет большого города»

подготовила

учитель экологии

Потапова Наталья Владимировна

г. Саратов

2011

Экопортрет большого города…

(Урбанизированные территории)

Цель: познакомить учащихся с экологическими проблемами,

вызываемых урбанизацией; выяснить причины и последствий экологических проблем, а также пути решения некоторых из них.

Задачи: образовательная — осмысление и выделение учащимися

экологических проблем города, причины их возникновения.

развивающая: развитие навыков самостоятельного поиска

информации, логическое мышление.

Воспитательная: поведение и культура в городской среде.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы: рассказ (беседа), использование иллюстраций;

самостоятельная работа с тетрадью, картой; использование презентаций.

Пособие карта: 1) функциональная зонирование территории г. Саратова. 2) районирование территории г. Саратова по условию проветриваемости 3) снимок г. Саратова из космоса; презентации по теме:

1. объяснение, цели и задачи;

2. Сейчас почти у каждого из вас есть компьютеры, вы

играете в виртуальные игры. И сегодня у нас будет виртуальное занятие, на котором вы превратитесь в виртуальных художников, ведь сегодня вы должны будете нарисовать экологический портрет города. Эпиграфом к уроку нам послужат слова К. Бальмонта: «мучительно, тесно в громадах домов живут некрасивые, бледные люди…»

Ребята, а что такое город? (это среда, в которой проживает человек хорошо, а теперь скажите ребята — на данный момент большинство людей где проживают в сёлах или в городах?; да, конечно более половины населения земного шара проживает в городах. Как же можно связать термин «урбанизация» с городами; (это процесс, связанный с ростом городов и городского населения) итак, мы с вами обитаем в городской или иначе урбанизированной среде, а все города строятся на определённых

ландшафтах. Давайте вспомним — что же такое ландшафт (это обширная территория с входящим в неё компонентами: горными породами, рельефом, водой, воздухом, климатом, растительным и животным миром, почвой, человеком и техновеществом).

Да, и эти компоненты можно объединить в 4 группы — абиотические, биотические, биокосный и Социально-экономические. Теперь, пожалуйста, вспомните какие компоненты ландшафта входят в каждую из перечисленных групп? (Работа с тетрадью).

Абиотические Биотические

горные породы Растительность

рельеф животные

вода микроорганизмы

климат

Биокосные Социально-экономические

Почва человек

Техновещество

Теперь назовите мне, какие бывают ландшафты (степи, леса, горы, лесостепи) .Правильно. Итак, мы с вами проживаем в городе, Саратове. А на каком же ландшафте находится наш город? Чтобы ответить на этот вопрос,

откройте учебник ст. 40. Найдите карту России и на ней наш город. А теперь переверните страничку и посмотрите карту Саратовской области. Вы видите, что территория Саратовской области включает три ландшафтные зоны,

какие? (лесостепную, степную и полупустынную). А Саратов располагается. В какой? (да, степной зоне).

А теперь, ребята, посмотрите на таблицу «компоненты ландшафта» и скажите — какие из перечисленных компонентов можно выделить в городе? (Все). А как город влияет на эти компоненты? (Он их изменяет).

Итак, сделаем первый вывод, что город — изменяет компоненты природного ландшафта.

Да, структура городского ландшафта отличается от структуры природного: появляется больше техногенных компонентов: улицы, площади, скверы, дома, предприятия. Есть это всё в Саратове? (Есть). По своим функциям территория Саратова, в том числе и другого города; делится на селитебные, промышленные транспортные, садово-парковые, складские, агро — и аквальные зоны. Работа с тетрадью, ребята записывают задания в таблицу. Давайте теперь определим, что будет относиться к этим зонам. Откройте карту «функциональное зонирование территории города Саратова».

Промышленная зона — все промышленные предприятия. Садово-парковая зона (сады, поля, теплицы, дачные массивы). Складская зона (гаражи, склады, хранилища).

Транспортная зона — автодороги, железные дороги, вокзалы,

автозаправочные станции, автомойки, водный транспорт

Агрозоны — сельскохозяйственные земли.

Аквальные зоны (реки, пруды, озёра).

Селитебные зоны (жилые дома).

Ребята теперь мы с вами знаем, что в городе есть промышленность и

различные дома, здания, хорошо развито транспортное обслуживание.

Теперь вам предлагаются отрывки стихов современных поэтов горожан Мы дети города! Улицы наши полянки, Вместо цветов на полянках растут гаражи, Вместо зелённых лугов — только автостоянки. Ты посмотри, как живёшь, посмотри. Плотным кольцом нас окружают бетонные башни,

Тысячи окон! И дым из трубы заводской.

Мы дети города, город стал нашей — судьбой.

(сообщение ученика «Уменьшение площади зелённых насаждений»)

Заводы у нас мощные — слава наша и сила.

Но воды у них сточные — всему живому могила.

Отходам свои могильники заводам искать не надо.

Сливают в водохранилище нитраты, смолу и яды.

(сообщение ученика «Загрязнение окружающей среды»)

По дороге мимо школы машины мчат, не удержать,

Выхлопные газы всюду воздухом нельзя дышать.

Мусора много — весь не уберут

. Ведь есть еще в городе нашем дворы,

Где он дождется лучшей поры.

Это стихотворение есть на ваших листочках. Задание- подчеркнуть красным то, что вы считаете отрицательным изменением, а зелёным ­

положительное явление в городе.

Что город делает с природой? (ответы ребят)

Да, город захватывает у природы территорию. Можно ли город назвать

захватчиком? У ученого Одума есть такие слова: «Город — паразит у

биосферы».

Итак, наш 2 вывод — город — захватчик природы.

Итак, ребята, мы сейчас с вами выяснили, что в городской среде

наиболее заметны отрицательные изменения природы человеком. А это порождает многочисленные и разнообразные экологические проблемы. Мы ­жители большого города, его проблемы не могут оставить нас равнодушными, т.к. сказываются на каждом из нас.

Ведь мы должны знать, какую воду мы пьём, что едим, где лучше жить, где можно купаться, отдыхать. Учёные выделяют три типа экологических проблем города, запишите их в тетрадь.

1) ПРИРОДНО

2) Техногенно

3) Социально

Экологические

экологические

экологические

а) плохая

а) большое

а) ухудшение

проветриваемость

количество

здоровья

б) сокращение

вредных

населения

биологического разнообразия

предприятий

б) повышение

в) уменьшение

б) загрязнение

травматизма.

площади земельных

в) непродуманная

насаждений

планировка

г) изменение

г) истощение

рельефа

природных

ресурсов

Итак, ребята, какой же вывод можно сделать? (что город очень сильно загрязнен)

А ведь город не пустой, в городе живут люди! Посмотрите сколько

проблем. Всё это приведёт к тому, что ухудшается здоровье населения, Посмотрите сценку:

Пациент: Доктор! Я это…

Врач: что с вами, голубчик? На что жалуетесь?

Пациент: Доктор! Что-то у меня руки трясутся, да голова кружится. А

ещё доктор, глаза из орбит так и вываливаются

‘,

Врач: Да, это случай тяжелый.

Пациент: Доктор! А ещё я стал раздражительный, от всего я устаю. Врач! Молодой человек! Вы меня не удивили! Сейчас много

подростков страдают различными заболеваниями, и большое количество заболеваний связано с загрязнением окружающей среды.

Пациент: Как это?

Врач: вот, например, выделяемые в атмосферу загрязнители — оксиды,

углероды, сернистый газ, сажа, свинец ведут к хронической интоксикации

Организма. За последние 30 лет наблюдается увеличение заболеваемости людей.

Пациент: Так надо же заботиться об охране природы! Спасибо Вам,

доктор! Я теперь всем буду советовать изучать экологию нашего города!

Доклад (Ухудшение здоровья населения)

Какой вывод вы теперь сделаете? Да, что загрязнение вызывает у

городского жителя различные заболевания.

Вспомните цитату Бальмонта, которую я вам говорила в начале урока:

«мучительно тесно в громадах домов живут и красивые, бледные люди».

Вывод №3: Мы с вами написали экопортрет города. Какой он? (ответ).

Он вам понравился?

Ребята, а теперь я хочу, чтобы вы ответили на такой вопрос: кто бы из вас хотел бы совсем уехать из города и жить в деревне! А почему бы остались? Город — это культура, искусство, музеи, кинотеатры и театры.

Что же делать? Какой же выход из создавшейся ситуации вы можете предложить? Ведь человек не уйдёт из города. Что же нужно сделать, чтобы человек мог выжить? безотходное производство, альтернативные источники

энергии, установка фильтров, штрафы, изучать экологию, убирать мусор Молодцы! Обычно выделяют 5 направлений решения экологических

проблем.(запись в тетрадь)

1. Технологическое- альтернативные источники энергии,

безотходное производство, фильтры)

2. Экологическое— штрафы

3. Юридическое (экологическое право)

4. Архитектурно-планировочное- застройка с учётом экоархитектуры

5. Воспитательное- быть экологически грамотным

Подведение итогов.

Домашнее задание: параграф 2.5, сделать проект «Город будущего». Для закрепления пройденного материала — тест.

Список использованной литературы

Список литературы:

1.Чумаченко Н.А. Введение в ландшафтную экологию. Учебное пособие. КИЦ «Саратовтелефильм- Добродея», 2006 г.

2.Фадеева Г.А. Международные экологические акции в школе. _ Волгоград: Учитель, 2005.

3.Педагогический опыт: Сборник методических работ. -Вып.1. Экология./ Под ред. канд. биол. Наук, доцента Ю.И. Буланого. Саратов, 2004.

4.Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы. — М.: 5 за знания, 2005г.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector