Конспект урока «Падение республики» 5 класс

Урок №57

Класс: 5

Предмет: история

Тема: Падение республики (1 час).

Цель: формирование представление о причинах краха римской республики, возрождения римской империи.

Задачи:

  • создать общие представления о смене формы правления в Риме и своеобразии принципата, сочетающего черты республики и монархии;

  • продолжить становление критического отношения к историческим источникам, развитие умений самостоятельно давать оценку исторической личности.

Тип урока: комбинированный (повторение, изучение нового материала).

Основные понятия: император, империя, республика.

Личность в истории: Октавиан Август, Марк – Антоний.

Основное содержание: Последние республиканцы. Наследники Цезаря. Жребий брошен. Антоний или Октавиан?

Оборудование урока:

— учебник «Всеобщая история. История Древнего мира» автор Михайловский;

— раздаточный материал для учащихся, рабочие листы с тестовым заданием.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I

Орг. момент.

-приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

-приветствуют учителя.

-настраиваются на работу.

II

Текущий контроль знаний и умений.

— проводится проверка решения тестового домашнего задания.

— работа над ошибками ( во время проверки домашнего задания необходимо вывести тестовое задание на экран, для более наглядного объяснения материала).

Ключ:

Эталон ответа

вопроса

1

2

3

4

5

3

2

3

1

2

-проверяют домашнее задание.

III

Изучение нового материала

Объяснение нового материала

Сенат ожидал, что смерть Цезаря народ встретит с ликованием. Однако на речь Брута собравшееся население ответило молчанием. Не увенчались успехом и попытки сената объявить Цезаря тираном и сбросить его тело в Тибр. Антоний и другие противники этого предложения разъяснили, что тогда следует отменить все указы Цезаря, включая его назначение на должности многих людей, в том числе и заговорщиков.

На основе данных словаря «Исторические личности» дается характеристика главным участникам борьбы за власть Бруту, поддерживаемому сенатом, а также Марку Антонию и Октавиану, которые считали себя наследниками дела Цезаря.

Можно отметить, что военные действия велись в различных концах римской державы. Брут после поражения от Октавиана в Македонии покончил жизнь самоубийством. От этого поражения сторонники республики уже не оправились.

Кратко рассказывается о трагической судьбе Антония, который влюбился в египетскую царицу Клеопатру, отправился за ней в Александрию, чем вызвал недовольство сената. Незаурядная правительница Египта рассчитывала на поддержку Антония для восстановления своего ослабленного государства. Октавиан, бывший союзник Антония, воспользовался сложившейся ситуацией и выступил против Антония и Клеопатры. Решающее морское сражение произошло у мыса Акций.

В августе 30 года Октавиан торжественно вступил в Александрию. Последнее из восточных государств Средиземноморья было присоединено к римской державе. Через год он отпраздновал свой триумф в Риме.

Дополнительные сведения.

В связи с триумфом титул «император», который Октавиан неофициально употреблял несколько лет, был присвоен ему официально и превратился в его личное имя.

-работа с терминами:

Император – первоначально – почетный титул, который воины присуждали своему командующему после большой победы. В более широком смысле слова – полководец, облеченный всей полнотой военной и судебной власти. В эпоху империи – глава государства.

Империя – монархическое государство.

Республика – форма правления, при которой глава государства избирается населением, а законодательная власть принадлежит выборному представительному органу.

Дополнительные сведения.

Сам Август называл себя «первым лицом в государстве» – принцепсом (его имя все годы правления возглавляло список сенаторов).

Опасаясь участи Цезаря, на словах он ратовал за восстановление республики. Но по существу он сосредоточил в своих руках все ветви власти. Пожизненно именование императором и многократное избрание его консулом практически позволяло Октавиану удерживать в своих руках военную власть. Также пожизненно он оставался трибуном при сменяемости всех остальных трибунов, это открывало ему постоянную возможность для внесения законов. Октавиан занимал должность верховного понтифика – тем самым он прибрал к рукам религиозную власть. В качестве цензора именно он составлял списки сенаторов, включая в них нужных себе людей. Кроме того, была создана личная охрана императора – преторианская гвардия. На десятилетнюю, хорошо оплачиваемую службу в ней набирались исключительно италики. Император стал выпускать золотую монету. Октавиан получил право личного контроля над значительной частью провинций.

— отмечает, что как форма власти принципат существовал и при последующих римских правителях.

-узнают, что после гибели Юлия Цезаря в 40–30 годы I в. до н. э. в стране возобновились гражданские войны.

-анализируют, размышляют над вопросом.

-слушают рассказ учителя.

-во время беседы подводятся к определению принципата. Для этого организуется беседа по вопросам: какие стороны государственного правления показывают, что в Риме сохранялись черты республики? Что в системе, созданной Августом, противоречило его словам, что «власти у него не больше, чем у других»? После этого они делают вывод, что принципат – это власть в Риме, сочетавшая черты республики и единоличного правления одного человека.

-отвечают на вопросы: Какое участие принимал Август в делах республики? Какой урок извлек Октавиан из правления Цезаря?

IV

Закрепление изученного материала.

Для закрепления изученного материала, предлагаю вам сыграть в игру «Иду на ВЫ»!

-придумывают вопросы, задают одноклассникам.

V

Домашнее задание

Изучить § 48. Подготовиться итоговому тестированию, повторить основные события.

-записывают домашнее задание.

Приложение 1.

Республика в дословном переводе с латинского означает …

1) «власть народа»;

2) «общественное дело»;

3) «власть знати»;

4) «власть одного человека».

2. Помпей, Красс и Цезарь создали первый триумвират в …

  1. 60 г. до н. э.;

  2. 70 г. до н. э.;

  3. 50 г. до н. э.

3. Что такое гражданская война?

1) война граждан государства за свои права;

2) война между гражданами одного государства;

3) война граждан с правителем государства.

4. Правитель, обладающий неограниченной властью и никому не обязанный отчитываться в своих действиях, назывался

1) диктатор;

2) сенатор;

3) консул.

5. «Жребий брошен!», — так сказал Цезарь, переправившись через эту реку …

1) Тигр;

2) Ганг;

3) Рубикон.

6. В годы своего правления Цезарь это не сделал …

1) наделил участками земли несколько тысяч солдат-ветеранов;

2) раздал жреческие должности простым гражданам;

3) отстроил разрушенные Коринф и Карфаген.

7. Замышляя убийство Цезаря, заговорщики хотели…

1) установить царскую власть;

2) установить империю;

3) восстановить республику;

4) утвердить демократию.

  1. Сторонники республики убили Цезаря:

  1. 15 марта 49 г. до н.э.;

  2. 15 марта 44 г. до н.э.;

  3. 15 марта 60 г. до н.э.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector