Конспект урока на тему «Волшебная кисточка»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) «Детский дом № 2»

,

«Волшебная кисточка»

Автор — составитель:

Мельникова Ольга Петровна

педагог дополнительного образования

Прокопьевск

2010

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования детей «Мудрость природы» разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения: Начальная школа. Она является модифицированной на основе авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» и И.Т. Цапиш «Природные формы».

Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность и предназначена для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поэтому актуальность данной программы состоит в том, чтобы помочь ребёнку адаптироваться в социуме, освободиться от гнетущих мыслей, «снять стрессовое состояние», под которым подразумевается реакция на неблагоприятную жизненную ситуацию, в которой воспитывался ребенок. Рисуя, ребёнок отражает и упорядочивает свои знания о мире, осознаёт себя в нём.

Необходимость разработки программы по изобразительному искусству связана с проблемами художественно-эстетического развития детей-сирот и отсутствием программы соответствующей направленности, предназначенной ля данной категории.

Искусство формирует и развивает человека разносторонне, влияет на его духовный мир в целом. Оно развивает глаз и пальцы, углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, формирует кругозор, формирует нравственные принципы. И в этом состоит педагогическая целесообразность программы.

Умение строить, видеть, анализировать форму необходимо и найдёт применение в любой сфере деятельности. Мудрый создатель окружающего нас мира позаботился о его красоте достойной восхищения. Наблюдая за его строением, ребенок видит, что в нём присутствует «архитектура» — в широком смысле этого термина. Работа ребёнка ведётся по принципу: «восприятие — осмысление — творчество».

Цель программы:

Создать условия для накопления опыта творчества детей в изображении окружающего мира.

Задачи программы:

  • Сформировать у детей знания, умения, навыки в изображении природных форм.

  • Развивать наблюдательность, творческое воображение, фантазию и интерес к художественно-эстетической деятельности.

  • Воспитывать эстетический вкус, культуру труда.

Возраст детей, участвующий в реализации данной образовательной программы: 4-5 лет, 5-6 лет, 7-11 лет, 12-15 лет, принимаются все желающие.

1 год обучения – 36 часа (1 раз в неделю по 1 учебному часу), 2 год обучения – 72 часа (2 раза в неделю по 1 учебному часу) для детей-дошкольников, не владеющих базовыми знаниями и умениями в области художественной деятельности. Направлен на первичное знакомство с изобразительным искусством.

3 год обучения – 72 часа, (2 раза в неделю по 1 учебному часу), для детей, имеющих общее представление об изобразительном искусстве. Даёт базовую подготовку для использования знаний, полученных на первом году обучения в дальнейшем.

4 год обучения – 72 часа, (2 раза в неделю по 1 учебному часу), для детей имеющих базовые знания и умения и желающих их реализовать.

Углубление уровня усвоения знаний и умений.

Формы организации деятельности детей на занятии: групповая, подгрупповая, индивидуальная. Формы проведения занятий: беседа, выставки, конкурсы, творческая мастерская, экскурсии, защита проектов, игра-путешествие, студия.

К концу первого года обучения ребёнок будет:

иметь первоначальные представления об изобразительном искусстве.

иметь первичные умения в изображении простейших форм.

уметь передавать настроение в работе.

Сформирован интерес к занятиям изобразительной деятельности. Сформировано умение доводить начатое дело до конца, доброжелательно оценивать свою и чужую работу.

К концу второго года обучения ребёнок будет:

иметь базовые знания и умения в изобразительном искусстве,

уметь применять полученные знания на практике (Уметь строить композицию с выделением композиционного центра. Знать основы цветоведения).

Развита наблюдательность, фантазия.

Улучшена моторика, пластичность, гибкость руки.

Развито умение работать в коллективе, умение давать самооценку.

К концу третьего года обучения дети будут знать:

закономерности конструктивного построения предметов, основные закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции и применять их на практике. Знать различные приемы работы карандашом, тушью, акварелью, гуашью. Уметь работать в графическом редакторе. Передавать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту. Должна быть развита творческая активность и воображение. Должен быть развит эстетический вкус. В ребёнке должна быть воспитана культура труда.

К концу четвертого года обучения:

Дети должны овладеть знаниями, умениями в области изобразительного искусства и применять их на практике. Должен быть развит устойчивый интерес к занятиям. Умение смело и свободно выражать себя.

В процессе деятельности выработалась определённая система контроля успехов и достижений детей, используя классические методы и приемы или авторские методики. При наборе детей первого года обучения проводится входная диагностика сформированности навыков рисования Г.П.Миловановой, О.В.Овчинниковой, в конце 1-го полугодия (декабрь) — промежуточная диагностика, в конце учебного года (май) – итоговая диагностика. По результатам этих диагностик можно судить не только об изобразительных возможностях ребенка, но и о его способностях к творчеству.

Цель входной диагностики – выявить уровень развития:

— Координации и тонкой моторики;

— Умения изображать рисунок в цвете;

— Творческого мышления ребенка;

— Умение представлять объекты в различных пространственных положениях.

Для выявления уровня развития творческих способностей детей применяется упрощенный вариант диагностики креативности Торренса «Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма» — адаптация теста Торренса на образное творческое мышление в обработке И.С.Авериной и Е.И.Щеблановой; методика изучения особенностей воображения детей Е.Г.Речицкой и Е.А.Сошиной. Эти диагностики проводятся в конце первого, второго и третьего годов обучения по программе.

Подведение итогов по результатам освоения данной программы проводится в форме:

— итоговых занятий по изученным темам;

— тестирование;

— конкурсы;

— выставки детских работ.

Приобретенные практические навыки и теоретические знания, в процессе освоения данной программы подготовят ребенка к жизни: поведению в природе, в обществе, государстве. Пусть не все станут художниками. Это дело таланта и осознанного выбора. Занятия изобразительной деятельностью помогут сформировать творческую личность, научат мыслить смело и свободно, а это необходимо для человека любой специальности.

Учебно-тематический план первого года обучения (дошкольники 4-5 лет)

п/п

Раздел, тема

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

1

1

0

2.

Щедрая осень.

12

1

11

2.1 Трава для зайчат

2.2 Трава и кусты осенью

2.3 Королева кисточка рассказывает

2.4 Травы и цветы на клумбах

2.5 Овощи на зиму

2.6 Консервируем фрукты

2.7 Огурцы и лук

2.8 Печать растений.

2.9 Светофор

2.10 Билеты и рельсы для игрушечной железной дороги

2.11 Кляксография.»

2.12 Подготовка и проведение итоговой выставки.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0,5

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0,5

0

0,5

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0,5

1

3.

Здравствуй зимушка-зима.

12

1

11

3.1 Зимушка-зима

3.2 Маски и короны для игрушек

3.3 Ёлка

3.4 Лесенка

3.5 Шарики в коробке

3.6 Монетки, сушки и печенье

3.7 Волшебные нитки

3.8 Пирамидки

3.9 Коробка с кубиками

3.10 Деревья в инее

3.11 Ящик для лесной почты

3.12 Подготовка и проведение итоговой выставки.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0,5

0

0

0

0

0

0

0

0

0,5

0

0

0,5

1

1

1

1

1

1

1

1

0,5

1

1

4.

Мы и наши друзья.

7

1

6

4.1 Берлога для медведя

4.2 Норка для мышонка

4.3 Тележка для ежика

4.4 Ёжик под елкой

4.5 Птичка

4.6 Зайчик

4.7 Подготовка и проведение итоговой выставки.

1

1

1

1

1

1

1

0,5

0

0

0

0

0,5

0

0,5

1

1

1

1

0,5

1

5.

Какого цвета весна и лето.

4

1

3

5.1 Солнечная полянка

5.2 Первые цветы

5.3 Бабочка» (монотипия)

5.4 Подготовка и проведение итоговой выставки.

1

1

1

1

0,5

0

0,5

0

0,5

1

0,5

1

Итого:

36

5

31

Содержание

Раздел 1. Введение

Теория. Ознакомление детей с изобразительной деятельностью, с художественными материалами (цветные карандаши, краски, цветные мелки и т.д.) Показ приема работы одним из них (цветные карандаши). Выяснить, что дети знают о том, как правильно пользоваться карандашами, какие цвета карандашей им известны.

Практика. Игра на компьютере «Цвета».

Раздел 2. «Щедрая осень»

Тема 1. «Трава для зайчат»

Цель: Воспитывать у детей доброжелательность и сочувствие к игровым персонажам, желание помогать им.

Рисование травы короткими штрихами, свободно располагая штрихи по всей поверхности листа (усложнение – только по нижнему краю листа). Знакомство и закрепление зеленого цвета.

Материал: бумага, цветные карандаши, игрушки зайчат.

Задание: приготовить для зайчат на обед травку, нарисовав ее на листе.

Тема 2. «Трава и кусты осенью»

Цель: Продолжать воспитывать у детей доброе отношение к игровым персонажам, вызывать желание помогать им.

Какого цвета осенью становится трава, листва на кустарниках. Нанесение штрихов по краю, из одной точки в разных направлениях, короткие и длинные прямые линии. Закрепление цветов: желтый, зеленый.

Материал: бумага, цветные карандаши, игрушки зайчат.

Задание: подготовить полянку для игры зайчатам.

Тема 3. «Королева Кисточка рассказывает»

Цель: Вызвать интерес у детей к рисованию красками. Воспитывать умение беречь изобразительные материалы.

Знакомство с красками, кисточкой, способами работы с ними. Что значит бережное отношение к инструментам и материалам.

Материал: Королева Кисточка (большая малярная кисть, на которой нарисованы и наклеены глаза, рот; на ручку надета красивая юбка), маленькие кисточки, гуашь одного цвета.

Задание: поиграть с кисточками – пустить их поиграть по листочку.

Тема 4. «Трава и цветы на лужайке»

Цель: продолжать воспитывать доброе отношение к игровым персонажам, желание помочь им, учить правильно работать с изобразительными материалами.

Рисование травы штрихами, добиваясь выразительности передачи линий, расположения по всей поверхности листа. Рисование цветов приемом примакивания.

Материал: бумага, гуашь, игрушки зверят.

Задание: Сделать приятное своим друзьям – украсить клумбы цветами.

Тема 5. «Овощи на зиму»

Цель: Вызвать у детей интерес к работе взрослых по заготовке овощей фруктов на зиму.

Рисование предметов круглой формы. Знакомство с овальной формой и умение передавать её особенности в рисунке.

Материал: Краски, листы белой бумаги в виде мешков.

Задание: помочь зайчатам заготовить картофель на зиму.

Тема 6. «Консервируем фрукты»

Цель: Продолжать формировать представления у детей о заготовке продуктов на зиму.

Умение передавать особенности овальной формы.

Материал: листы бумаги в виде силуэта банок, гуашь.

Задание: наполнить банки, яблоками и сливами.

Тема 7. «Огурцы и лук»

Цель: Развивать у детей интерес к работе взрослых по заготовкам.

Закрепление умения передачи овальной формы в рисунке.

Материал: гуашь желтого и зеленого цвета, несколько луковиц, огурцов, листы бумаги, разделенные на квадраты (ячейки в ящиках)

Задание: Сложить в присланные зайчихой ящики лук и огурцы.

Тема 8. «Печать растений»

Цель: Развивать творческое воображение.

Познакомить с новой графической техникой, вызвать к ней интерес.

Материал: высушенные листочки, гуашь, кисти.

Задание: Листочки положить на лист бумаги и покрыть гуашью мягкой кистью и сразу укладывать на другой лист бумаги крашеной стороной вниз, прижать другим листком.

Тема 9. « Светофор»

Цель: Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности.

Изготовление атрибутов для игр, понимание значение зеленого, красного на светофорах. Рисование кругов, ориентируясь на 4 опорные точки.

Материал: Рисунок светофора, листочки с четырьмя опорными точками для кругов, карандаши цветные.

Задание: сделать светофоры и запасные колеса для поезда.

Тема 10. «Билеты рельсы для игрушечной железной дороги»

Цель: Воспитывать доброту и отзывчивость.

Нанесение штрихов и прямых линии (длинные, короткие) в разных направлениях. Короткими линиями изображать на рельсах шпалы. Рисовать длинные горизонтальные и короткие вертикальные, изображая рельсы со шпалами.

Материал: гуашь, бумага.

Задание: необходимо для зайчат уложить рельсы и изготовить билеты на поезд.

Тема 11. «Кляксография»

Цель: Развитие творческой фантазии.

Знакомство с техникой.

Материал: бумага, тушь, трубочки.

Задание: Из капли туши раздувать изображения (солнце, дерево и т.д.).

Тема 12. Подготовка и проведение итоговой выставки.

Цель: Развивать и поощрять желание к изобразительной деятельности.

Раздел 3. «Здравствуй зимушка-зима».

Тема 1. «Зимушка-зима»

Цель: Вызывать у детей интерес к изображению зимы, эмоциональный отклик на поэтические образы. Учить отражать в рисунке впечатления, полученные при наблюдении зимней природы. В работе использовать нетрадиционную технику изображения «тычок». Развивать творчество детей.

Материал: Листочки голубого цвета, белая гуашь. Репродукции картин.

Задание: изобразить деревья зимой, снег, лежащий на деревьях, снегопад.

Тема 2. «Маски и короны для игрушек»

Цель: Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности, вызывать желание нарисовать и подарить игрушкам новогодние маски и короны.

Закрепление способов рисования кистью, точек, мазков, штрихов, колец и т.д. Последовательно пользоваться красками 2 цветов, самостоятельно придумывать узор и располагать его по всей поверхности маски и короны. Познакомить с предметами народного искусства одного из художественных промыслов. Показать, что красота узора зависит от повторения одних и тех же элементов. Учить ритмичному их расположению.

Материал: Куклы, игрушки зверят, шаблоны масок и корон, гуашь, образцы народного декоративно-прикладного искусства.

Задание: сделать для игрушек к празднику красивые маски и короны.

Тема 3. «Ёлка»

Цель: Продолжать воспитывать у детей доброту и отзывчивость. Формировать заинтересованное отношение к общему результату коллективной деятельности.

Среди знакомых им предметов находить те, которые имеют округлую и овальные формы, и рисовать их. Развивать воображение и фантазию. Рисовать иголки на ветвях ели.

Материал: Гуашь, лист бумаги с изображением ели (ствол и ветви), игрушки.

Задание: дорисовать иголки к ветвям ели, украсить елку игрушками и подарить игрушкам.

Тема 4. «Лесенка»

Цель: Воспитывать у детей отзывчивость и доброжелательность.

Рисовать прямые линии вертикальные и горизонтальные. Рисовать короткие горизонтальные (перекладины), не пересекаясь с вертикальными.

Материал: гуашь, бумага, изображения лесенок.

Задание: Нарисовать спортивный инвентарь для зайчат. Изобразить несколько лесенок маленьких и больших.

Тема 5. «Шарики в коробке»

Цель: продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности.

Рисовать и закрашивать круги разного цвета.

Материал: гуашь, бумага, расчерченная на квадраты.

Задание: Нарисовать зайчатам много шариков для новогодней елки и сложить их в коробки.

Тема 6. «Монетки, сушки и печенье для лесного магазина»

Цель: Учить использовать полученные умения и навыки для изготовления атрибутов к игре.

Рисовать и закрашивать круги, ориентируясь на внешнюю наглядную опору. Врисовывать в большой круг маленький (сушки) и закрашивать их.

Материал: гуашь, листы бумаги, расчерченные на квадраты.

Задание: нарисовать для лесного магазина сушки и печенье в коробках, нарисовать монетки.

Тема 7. «Волшебные нитки»

Цель: Развивать творческое воображение

Знакомство с нетрадиционной техникой.

Материал: гуашь, нитки, бумага.

Задание: нитки размером 15 см опускать в жидко разведенную гуашь и укладывать на лист бумаги. Сверху прикрывать другим листом и потихоньку вытягивать нитки. Несколько ниток разных цветов. И каждый раз сверху кладется новая бумага. Полученное изображение дорисовать.

Тема 8. «Пирамидки»

Цель: Учит рисовать круги, помещая их в квадрат.

Рисовать овалы разной величины, с самого большого, постепенно уменьшая размер. Учить видеть натуру и рисовать с неё. Закреплять основные цвета.

Материал: Листы бумаги с вычерченными 3 квадратами от большого до маленького. Чистые листы. Гуашь красного, синего и зеленого цвета. Пирамидка.

Задание: нарисовать пирамидку врисовывая круги в квадраты. Нарисовать пирамидку с овалами с натуры.

Тема 9. «Коробка с кубиками»

Цель: Выявит уровень сформированности навыков в изображении предметов четырехугольной формы.

Изображать предметы четырехугольной формы, ориентируясь на форму «ячеек» коробки, и закрашивать их.

Материал: листы бумаги, поделенные на квадраты, гуашь, кубики, игрушки зверят.

Задание: сделать коробку с кубиками для игрушечных персонажей.

Тема 10. «Деревья в инее»

Цел: Побуждать детей рисовать по представлению.

Рисование дерева (ствол, ветви), добиваясь передачи заснеженных деревьев. Умение видеть красивое.

Материал: бумага тонированного цвета, гуашь, репродукции картин Грабаря.

Задание: нарисовать деревья в инее по представлению, впечатлению по картинам художников.

Тема 11. «Ящик для лесной почты»

Цель: вызвать у детей добрые чувства к игровым персонажам, желание помочь им.

Рисование почтового ящика по представлению.

Материал: бумага, гуашь, игрушки зверят.

Задание: нарисовать для зайчат почтовый ящик.

Тема 12. Подготовка и проведение итоговой выставки.

Раздел 4. «Мы и наши друзья»

Тема 1. «Берлога для медведя».

Цель: Восптывать у детей отзывчивость, доброту.

Зимой медведи спят в берлоге. Закрашивание круглой формы, накладывание штрихов в соответствии с формой, в одном направлении.

Материал: бумага, карандаши.

Задание: Помочь медвежонку укрыться от зимней стужи в теплой берлоге. Нарисовать круглую берлогу (кто может добавить медвежонка), заштриховать.

Тема 2. «Норка для мышонка»

Цель: Продолжать воспитывать у детей отзывчивость, доброту.

Выполнение правил работы карандашом. При закрашивании круглых форм, накладывать штрихи в соответствии с формой, в одном направлении.

Материал: бумага с изображении мышонка, карандаши, игрушка кошки.

Задание: Спасти мышонка от кошки в норке. Нарисовать вокруг мышонка круг и заштриховать.

Тема 3. «Тележка для ёжика»

Цель: формировать у детей способность замечать яркость цветовых образов, (в иллюстрациях Ю.А.Васнецова), умение называть действия персонажей, замечать форму, цвет.

Рисование тележку, сочетая округлые формы с четырёхугольными. Правильная передача соотношения корпуса тележки и колес, украшение различными элементами: мазками, точками, кругами, римично располагая по краю, по углам, в центре.

Материал: бумага, гуашь, иллюстрация Ю.А.Васнецова к потешке «Чике-чике-чикалочки».

Задание: нарисовать тележку для ежика.

Тема 4. «Ёжик под елкой»

Цель: учить детей рисовать ежика.

Рисовать штрихи короткие и отрывистые. Воспитывать доброту по отношению к братьям нашим меньшим.

Материал: бумага с начатым изображением ели и ежа, карандаши.

Задание: Нарисовать ежика под елкой.

Тема 5. «Птичка»

Цель: Воспитывать желание заботиться о птичках зимой.

Рисование птицы, передавая характерные особенности строения её тела.

Материал: бумага, гуашь, игрушка птицы.

Задание: нарисовать птичку и корм для неё.

Тема 6. «Зайчик»

Цель: Воспитывать доброжелательность к зверятам.

Рисовать зайчика, передавая характерные особенности строения его тела.. Учить самостоятельно добавлять среду.

Материал: бумага, гуашь, игрушки и изображения зайчиков.

Задание: нарисовать зайчика и самостоятельно добавить среду, в которой он находится.

Тема 7. Подготовка и проведение итоговой выставки.

Раздел 5. «Какого цвета весна и лето?»

Тема 1. «Солнечная полянка»

Цель: учить рисовать деревья, кусты, траву и солнышко.

Рисование по представлению солнечной полянки. Первая зеленая травка. Правильно пользоваться красками.

Материал: бумага, гуашь, картины весны.

Задание: нарисовать по представлению солнечную полянку, с деревьями и кустами.

Тема 2. «Первые цветы»

Цель: Учить подбирать контрастные цвета.

Рисование одуванчиков в траве, передавая характерные особенности. Развитие умения видеть красоту природы и любоваться ей.

Материал: бумага, карандаши, изображения цветов, настоящие цветы.

Задание: нарисовать цветы в траве.

Тема 3. «Бабочка» (монотипия)

Цель: Развивать умение видеть и любоваться красивым.

Знакомство детей с новой графической техникой – монотипия. Использование её в изображении бабочки. Применять яркие цвета.

Материал: бумага, согнутая пополам, (на одной стороне нарисована половинка бабочки), краски.

Задание: Заполнить цветом силуэт крыльев бабочки, сложить, прижать, получив при этом бабочку с раскрытыми крыльями.

Тема 4. Подготовка и проведение итоговой выставки.

Цель: развивать и поощрять желание заниматься изобразительной деятельностью.

Учебно-тематический план второго года обучения.

(дошкольники 5-6 лет)

Раздел, тема

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

1

1

0

2.

Наблюдаем и изображаем осень.

24

2

22

2.1 Экскурсия в парк (наблюдение, сбор листьев коряг)

2.2 Графическая техника – печать.

2.3 Основы цветоведения (основные цвета). Просмотр картин художников об осени.

2.4 «Золотая осень»

2.5 «Вкусные дары щедрой осени» (овощи)

2.6 «Вкусные дары щедрой осени» (фрукты)

2.7 Натюрморт «Осенний букет»

2.8 «Сухие травы»

2.9 «Осенняя берёза»

2.10 «Дары леса»

2.11 «Корзина с грибами»

2.12 «Осеннее дерево под дождём и ветром»

2.13 «Лес в осеннем убранстве»

2.14 «Грустные дни дождливой осени»

2.15 «Летят перелётные птицы»

2.16 «Осенние заготовки» (овощи)

2.17 «Осенние заготовки» (фрукты)

2.18 «Осенний ковер»

2.19 «Сказочный образ Осени»

2.20 «Украшение и природа» (узор на платочке, на сумочке)

2.21 «На чем люди ездят»

2.22 Подготовка и проведение итоговой выставки.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

1

3.

В чем красота зимы.

24

2

22

3.1 Знакомство с картинами зимы известных художников.

3.2 Основы цветоведения (введение белой и черной). «Летят снежинки»

3.3 «Первый снег»

3.4 «Морозный узор»

3.5 Связь живописи с поэзией и музыкой. «Вьюга».

3.6 «В гостях у Деда Мороза»

3.7 «Елочка нарядная»

3.8 «Зимние игры»

3.9 «Лыжная прогулка»

3.10 «Снеговичок»

3.11 «Как весело на празднике елки»

3.12 «Снежинка» (декоративное рисование)

3.13 «Деревья в инее»

3.14 «Дед и баба вылепили снегурочку»

3.15 «Дед Мороз красный нос»

3.16 «Как мы играем зимой»

3.17 «Зимняя сказка»

3.18 «Дворец Снежной королевы»

3.19 «Мой уютный дом»

3.20 «Украшение карнавальных масок» (декоративное)

3.21 Подготовка и проведение итоговой выставки.

1

1

1

1

2

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

1

0,5

0

0

0,5

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1,5

1

1

1,5

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

4.

Мы и наши друзья.

14

1

13

4.1 Беседа о животных птицах.

4.2 «Снегири на ветке»

4.3 «Совушка-сова»

4.4 «Сказочная птица»

4.5 «Курица и цыплята»

4.6 « Петушок с семьей»

4.7 «Ай да коты»

4.8 «Собачка»

4.9 «Ежиха с ежатами в ельнике»

4.10 «Звери в зоопарке»

4.11 «Мои любимые игрушки животных»

4.12 «Наш аквариум»

4.13 «Подводное царство»

4.14 Подготовка и проведение итоговой выставки.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5.

Какого цвета весна и лето.

9

1

8

5.1 Знакомство с картинами о весне знаменитых художников.

5.2 «Ранняя весна, первые цветы»

5.3 «Одуванчики в траве»

5.4 «Весенний букет в вазе»

5.5 «Яблони в цвету»

5.6 «Прилет птиц»

5.7 «Травы и жуки»

5.8 «Сказочный образ Весны»

5.9 Подготовка и проведение итоговой выставки.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

1

1

1

Итого:

72

7

65

Содержание программы

Раздел 1. Введение

Теория. Ознакомление с художественными материалами (краски, цветные карандаши, цветные мелки, простой карандаш и т.д.) Показ приемов работы одним из материалов. Сказка о красках. Развитие чувства прекрасного по отношению к природе. Многообразие цвета в природе. Организация рабочего места. Игра «Цвета»

Практика. Радуга-дуга. Это было летом.

Раздел 2. Наблюдаем и изображаем осень

Теория. Эмоциональное восприятие цвета. Звонкие краски осени. Основные цвета. Теплые, холодные цвета. Знакомство с многообразием растительных форм в природе. Знакомство с новой графической техникой – печать. Эстетическое восприятие разных форм овощей. Знакомство с основными формами предмета: круглый, овальный, длинный, плоский, толстый. Формирование понятия «натюрморт». Многоцветие и многообразие окружающего мира. Воспитывать умение видеть изменения в окружающей природе при разных погодных условиях. Навык работы цветными карандашами (штриховка, проведение вертикальных линий, изгибистых, с разным нажимом, расширять ствол и ветки неотрывными вертикальными линиями). Композиция пейзажа (деревья, кустарники, передний план дальний). Передача эмоционального настроения природы, состояния погоды. Репродукции картин известных художников. Первичные представления об украшении и стилизации форм.

Практика. Рисование: «Золотая осень», «Сухие травы», «На чем люди ездят», «Вкусные дары щедрой осени (овощи), «Вкусные дары щедрой осени (фрукты, ягоды), «Осенняя берёза, «Дары леса», «Корзина с грибами», «Осеннее дерево под ветром дождём», «Лес в осеннем убранстве», «Осенний букет», «Грустные дни поздней осени», «Летят перелётные птицы», «Украшение и природа» (узор на платочке, сумочке и.д.), «Осенний ковер», «Сказочный образ Осени».

Раздел 3. В чем красота зимы.

Теория. Знакомство с зимними явлениями природы. Развитие наблюдательности, эмоционального восприятия красоты (деревья в инее, узоры на окнах и т.д.) Расширение понятий о цвете (белая, черная гуашь). Зимние игры и забавы. Связь живописи с поэзией и музыкой. Освоение техники работы гуашью с белилами. Использование нетрадиционной техники «тычек», «набрызг».

Практика. Рисование: «Первый снег», «Морозный узор», « Вьюга», «В гостях у Деда Мороза», «Зимние игры», «Лыжная прогулка», «Снеговичок», «Как весело на празднике елки», «Снежинка», «Деревья в инее», «Дед и баба вылепили снегурочку», «Дед Мороз – красный нос», «Как мы играем зимой», «Зимняя сказка», «Дворец Снежной королевы», «Мой уютный дом», «Украшение карнавальной маски», «Елочка нарядная».

Раздел 4. Мы и наши друзья

Теория. Привлечение внимания к животным, птицам. Забота о домашних животных. Выразительность силуэта, поз, движений животных. Характерность строения тела и отличительные особенности птиц. Подводное царство. Многообразие форм рыбок: круглые, плоские, длинные, гладкие, колючие.

Практика. Рисование. «Совушка-сова», «Снегири на ветке», «Сказочная птица», «Курица и цыплята», « «Ай да коты», «Собачка», «Ежиха с ежатами в ельнике», «Звери в зоопарке», «Мои любимые игрушки», «Наш аквариум», «Подводное царство».

Раздел 5. Какого цвета весна и лето

Теория. Эмоциональное восприятие весны. Признаки весны, красота оживающей природы. Сказочный образ весны. Изображение по памяти, фантазии, после наблюдений. Рисование чистыми цветами и путём смешивания красок. Первые травы, бабочки, жуки. Работа с графическим материалом.

Практика. Рисование. «Ранняя весна, первые цветы», «Одуванчики в траве», «Весенний букет в вазе», «Яблони в цвету», « Прилет птиц», «Травы и жуки», «Скоро лето», «Сказочный образ весны» .

Раздел 6. Подготовка и проведение итоговой выставки.

Методическое обеспечение программы (дошкольники)

Раздел программы

Формы занятий

Приёмы и методы

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий и материал

1-ый год обучения

1

Введение

Презентация, практическое занятие

Наглядный, вербальный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Презентация «Сказка о красках», стихи, загадки. Игра «Цвета» (см. Электронное приложение к программе)

Компьютер, гуашь, карандаши цветные, бумага, кисти.

2

«Щедрая осень»

Практическое занятие, экскурсия, игра

Наглядный, вербальный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Иллюстрации, игрушки, муляжи овощей и фруктов, изображения в электронном виде.

Бумага, кисти, карандаши цветные, гуашь, компьютер

3

«Здравствуй зимушка – зима»

Практическое занятие, игра

Наглядный, вербальный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Игрушки зверей, иллюстрации, изображения в электронном виде, музыка, стихи

Бумага, кисти, карандаши цветные, гуашь, компьютер

4

«Мы и наши друзья»

Практические занятия, игра

Наглядный, вербальный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Изображения зверят в электронном виде и на иллюстрациях, стихи, загадки о животных. Презентация «Зоопарк»

Бумага, кисти, карандаши цветные, гуашь, компьютер

5

«Какого цвета весна, лето?»

Занятия практические с группой, индивидуально, игра

Наглядный, вербальный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Картины художников о весне, лете, стихи, музыка природы

Бумага, кисти, карандаши цветные, гуашь, компьютер

2-ой год обучения

1

Введение

Презентация, практическое занятие

Наглядный, вербальный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Презентация «Сказка о красках», стихи, загадки. Игра «Цвета» (см. Электронное приложение к программе)

Компьютер

Бумага, кисти, карандаши цветные, гуашь

2

«Наблюдаем и изображаем осень»

Беседа, экскурсия, практическое занятие,игра

Наглядный, вербальный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Аудиозапись Чайковский «Времена года», схема по цветоведению, презентация по цветоведению, муляжи фруктов овощей, видеозаписи: «Овощи», «Фрукты, ягоды», «Грибы», видеозапись «Осень в творчестве русских художников», репродукции картин (электронный вариант) (см. «Приложение к программе)

Бумага, кисти, карандаши цветные, гуашь, компьютер

3

«В чем красота зимы»

Беседа, практическое занятие, игра

Наглядный, вербальный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Чайковский «Времена года», схемы по цветоведению, стихи И.Никитин «Встреча зимы», Есенин «Поет зима, аукает», репродукции картин (электронный вариант), видеозапись «Зима в картинах русских художников» (см. «Приложение к программе)

Компьютер

Бумага, кисти, карандаши цветные, гуашь

4

«Мы и наши друзья»

Практическое занятие, игра

Наглядный, вербальный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Видеозаписи: «Зоопарк», «Животные дома», «Дикие животные», «Птицы», «Рыбы», плакаты, репродукции, стихи, аудиозапись «Звуки природы» (см. «Приложение к программе)

Компьютер

Бумага, кисти, карандаши цветные, гуашь

5

«Какого цвета весна и лето?»

Экскурсия, практическое занятие, игра

Наглядный, вербальный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Видеозаписи: «Весна в картинах художников», «Лето», «Насекомые», «Бабочки», «Пчелы»

Компьютер

Бумага, кисти, карандаши цветные, гуашь

Критерии и показатели оценки выставочных работ (дошкольники)

Критерии

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Содержание рисунка

Замысел стереотипный, нет попыток передать пространство, пропорции.

Замысел эмоциональный, динамичный. Непрорисованы детали, компоненты.

Замысел оригинальный, динамика, эмоциональность. Художественное обобщение. пропорции в рисунке, пространство.

Передача формы

Простые формы переданы искаженно

Простые формы переданы точно, сложные искаженно

Простые и сложные формы переданы точно

Цвет

Знает не все цвета

Все цвета используются достоверно, но не умение получать цвета путём смешивания.

Умение пользоваться палитрой для смешивания, знания о холодных и теплых тонах

Характер линий

Линия слабая не уверенная. Штриховка в разных напрвлениях, мелкими штрихами с выходом за контур.

Линия более уверенная, но штриховка в разных напрвлениях, с пропусками.

Линия уверенная, штриховка в одном направлении, без пропусков.

Знания

10% — знания теории содержания программы

50% — знания содержания теории программы

100% — знания теории содержания программы

Эстетический вкус

Неумение видеть красоту в произведениях искусства.

Есть понимание ценности красоты, но нет умения её беречь.

Сформированы основы эстетического вкуса. Умение видеть, чувствовать красоту окружающего мира, беречь её.

Учебно-тематический план третьего года обучения

п/п

Раздел, тема

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Введение в программу.

1

1

0

2.

Виды художественной деятельности. Восприятие произведений искусства.

2

2

0

3.

Азбука искусства (как говорит искусство?)

3.1 Композиция. Основы композиции. Построение композиций с использованием шаблонов.

— Один герой, его эмоциональное состояние, одежда, атрибуты (повар, садовник, врач и т.д.)

— Несколько героев, объединенных одной темой. Создание среды. Передний и дальний план.

3.2 Цвет.

— Цветоведение (теория)

— Салфетка «Осень» — теплые тона.

— Салфетка «Зима» — холодные тона.

3.3 Линия.

— Композиция из прямых линий.

— Композиция из волнистых линий.

— Интегрированная (линии, пятна, точки, ощущение плавного, резкого)

3.4 Форма.

— Силуэт животного одним пятном.

— Портрет или силуэт человека, состоящего из соответствующих аксессуаров.

— Обобщающая форма тел. («Очередь», «Толпа», «Дискотека». «Ярмарка». «Трибуна» ит.д.)

3.5 Ритм. Объем.

— Передача объема предмета светотенью.

— Композиция с передачей движения (стая птиц, рыб, падающая листва)

— Декоративная композиция, передача ритма.

15

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

13

0

1

1

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4

Рисунок

18

2

16

4.1 Материалы рисунка и приемы работы с ними.

— Графический рисунок из материала по выбору.

4.2 Графика растений.

— Изображение растений по выбору.

— Изображение дерева.

— Стилизация.

4.3 Графика насекомых.

— Кляксография (симметрия)

— Зарисовки насекомых.

— Стилизация.

4.4 Ящерицы, змеи, черепахи.

— Зарисовки животных.

— Составление композиции из группы животных.

— Архитектурное сооружение (принцип строения – природная форма, н-р панцирь – цирк, стадион)

4.5 Птицы.

— Зарисовки птиц.

— Композиция из птиц.

— Сказочный образ птицы.

4.6 Животные.

— Зарисовки животных.

— Составление композиции «Мама и детёныши»

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

2

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1

5.

Живопись

8

3

5

5.1 Цветоведение

— Составление композиции на теплые цвета «Солнечный городок»

— Холодные цвета «В царстве Снежной королевы»

5.2 Пейзаж в живописи.

— Просмотр произведений художников-пейзажистов. Линейная и воздушная перспектива. Общий колорит.

— Построение композиции на передачу перспективы.

— Построение композиции на передачу состояния погоды.

— Архитектурный пейзаж.

1

1

1

2

1

1

1

1

0

0

2

0

0

0

0

1

1

0

1

1

1

6.

Скульптура

6

1

5

— Беседа по произведениям великих скульпторов.

— Лепка животного.

— Сказочный персонаж.

— Лепка головы человека.

— Лепка фигуры человека.

1

1

1

1

2

1

0

0

0

0

0

1

1

1

2

7.

Художественное конструирование и дизайн

6

1

5

7.1 Разнообразие материалов.

— Моделирование «Детская площадка».

— «Сказочный зоопарк»

7.2 Искусство дизайна в современном мире.

— Разработка обложки книги.

— Разработка плаката, поздравительной открытки.

— Дизайн интерьера – создание проекта.

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

8.

Декоративно-прикладное искусство

6

1

5

8.1 Сказка о декоративном искусстве.

8.2 Дымковская игрушка.

8.3 Городецкая роспись.

8.4 Русская матрешка.

8.5 Жёстовская роспись.

8.6 Хохлома.

1

1

1

1

1

1

1

0

0

0

0

0

0

1

1

1

1

1

9.

Оформительские, конкурсные и выставочные работы.

10

0

10

Итого:

72

13

59

Содержание программы

Раздел 1.Введение

Теория. Ознакомление с работой кружка «Волшебная кисточка», содержание и порядок работы. Вводный инструктаж по ТБ.

Раздел 2.Виды художественной деятельности. Восприятие произведений искусства.

Теория. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства – сходство и различия. Виды художественной деятельности: рисунок, живопись, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство. Человек – мир природы в реальной жизни – образ человека, природы в искусстве. Представление о разнообразии и богатстве художественной культуры. Ведущие художественные музеи России: ГТГ, Русский музей, Эрмитаж и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных искусств (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Раздел 3. Азбука искусства (как говорит искусство?)

Тема 3.1 Композиция.

Теория. Композиция, форма, ритм, линия, цвет, фактура – средства художественной выразительности изобразительных искусств. Композиция – основа языка всех искусств. Способы построения простой композиции при изображении природы, человека, тематического сюжета. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, спокойное и динамичное и т.д. Композиционный центр (зрительный центр композиции).

Практика. Построение композиции с использованием шаблонов главных героев (зверят), объединенных одной темой. Последовательность: обводка одного или нескольких шаблонов, эмоциональное состояние, насыщение атрибутами, создание среды.

Тема 3.2 Цвет.

Теория. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Цветовой круг. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета, характера персонажа, его эмоционального состояния.

Практика. Составление палитры теплых цветов для салфетки «Осень». Составление палитры холодных цветов для салфетки «Зима».

Тема 3.3 Линия.

Теория. Многообразие линий (толстые, тонкие, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Практика. Работа с графическими материалами. Выразить линиями, пятнами, точками ощущение плавного, резкого. Дать название работе («музыка», «шум», «тишина» и т.д.).

Тема 3.4 Форма.

Теория. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Практика. Характер человека через мир его вещей. Связь между формой и содержанием. Передать изобразительными средствами смысл задания. «Мир внутри человека», «Мир снаружи человека». Портреты, силуэты людей, состоящие из соответствующих для профессии аксессуаров.

Тема 3.5 Объем. Ритм.

Теория. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.) Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

Практика. Выполнение упражнений на ритм. Передача движения и эмоционального состояния в композиции на плоскости: изображение птичей стаи, стайки рыб, падающей листвы. Уравновешенные и динамичные композиции.

Раздел 4. Рисунок.

Тема 4.1 Материалы для рисунка и приемы работы сними.

Теория. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.д. приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Практика. Выполнение графического рисунка любым материалом по выбору.

Тема 4.2 Графика растений.

Теория. Выбор растений наиболее интересных, геометричных, по форме, окраске, рисунку листьев, стеблей, архитектурному строению. Одуванчик (шар), папоротник (треугольник), бутоны цветков, укроп (зонтик).

Практика. Изучение строения растений – форма чашечки цветка, стебель, парашутики у одуванчика. Узор листа папоротника, елочки. Нахождение закономерностей в строении, подчинении частного общему: опора – стебель, домик – цветок, крыша – зонтик и т. д. Стилизация форм.

Тема 4.3 Графика насекомых.

Теория. Графичность строения тела насекомых. Узор на крыльях. Движение крыльев в воздухе. Аналогии с вертолётом. Строение глаза у стрекозы. Поиски декоративного решения изображения насекомых.

Практика. Композиция листа. Центр, Динамика. Перспектива дальнего и ближнего положения объектов. «Кляксография», «Зарисовки», «Стилизация образа».

Тема 4.3 Ящерицы, змеи, черепахи.

Теория. Формы тел этих животных, обобщение, приближение к простым геометрическим формам – ромб, овал, треугольник, прямоугольник неправильной формы. Внешний покров, структура поверхности, окраска. Роговые пластины, броня, кольчуга. Панцирь у черепахи. Чешуя у змеи – строгая геометрическая форма.

Практика. Составление композиции по данным животным. Панцирь, как архитектурная форма для покрытия сооружений (цирк, стадион).

Тема 4.4 Птицы.

Теория. Строение тела птицы. Общие формы (овалы), строение пера, как перья покрывают тела птицы.

Практика. Композиция птицы (стаи птиц) – круг, ромб, клин. Построить геометрический узор. Крыло. «Жар-птица», «Курочка-ряба», «Петушок- золотой гребешок, «Павлин – царь птиц».

Тема 4.5 Животные.

Теория. Строение, общая форма тела – крупные, округлые формы. Окраски тел, геометрический узор – полоски, пятна неправильной формы. Строение тела кошки. Шерсть, хвост, усы, уши, мордочка. Разные породы собак, разная форма тела.

Практика. Зарисовки кошек, разных пород собак, крупных животных. Передача характерных особенностей строения тела, повадок, характера, настроения.

Раздел 5 Живопись.

Тема 5.1 Цветоведение.

Теория. Цвет – основа языка живописи. Живописные материалы (акварель, гуашь, масло). Красота и разнообразие природы, человека, зданий предметов выраженных средствами живописи. Основные и составные, теплые и холодные цвета. Цветовая гамма.

Практика. Составление композиций на тему: «В царстве Снежной королевы», «Солнечный городок».

Тема 5.2 Пейзаж в живописи.

Теория. Передача линейной и воздушной перспективы в пейзаже. Детальная прорисовка на переднем плане и обобщенность масс на дальнем. Просмотр произведение художников-пейзажистов. Архитектурный пейзаж.

Практика. Построение композиции пейзажа по памяти, представлению, воображению. Передача перспективы, состояния погоды. Построение архитектурного пейзажа.

Раздел 6. Скульптура

Теория. Объем – основа языка скульптуры. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина – раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Красота человека и животные, выраженная средствами скульптуры. Просмотр фотографий скульптур известных скульпторов.

Практика. Лепка животных, сказочных персонажей, человека.

Раздел 7. Художественное конструирование и дизайн.

Тема 7.1 Художественное конструирование. Разнообразие материала.

Теория. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Постройки в природе: птичьи гнёзда, ульи, норы, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.

Практика. Моделирование «Детская площадка», «Сказочный зоопарк».

Тема 7.2 Искусство дизайна в современном мире.

Теория. Дизайн – средство создания пространственно-вещной среды интерьера. Оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Полиграфический дизайн. Книга, как форма полиграфической продукции. Элементы оформления книги. Стилевое единство изображения и текста. Художники — иллюстраторы.

Практика. Разработка обложки книги. Разработка плаката, поздравительной открытки.

Раздел 8. Декоративно-прикладное искусство.

Тема 8.1 Сказка о декоративном искусстве.

Теория. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Определяющая роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Знакомство с образцами русского народного декоративно-прикладного искусства: русские матрешки, Полхов-Майдан, Хохлома, Городец, Дымковская игрушка, Жостовские подносы. Вид народного творчества художественная роспись.

Практика. Серия упражнений. Линия, симметрия, силуэт, ритм. Приёмы кистевой росписи.

Тема 8.2 Дымковская игрушка.

Теория. История возникновения промысла. Знакомство с произведениями искусства. Приёмы лепки и росписи игрушек.

Практика. Роспись шаблона дымковских игрушек.

Тема 8.3 Городецкая роспись.

Теория. Знакомство с историей возникновения промысла и произведениями искусства. Элементы росписи.

Практика. Разработка эскиза росписи городецкой доски. Роспись на шаблоне.

Тема 8.4 Русская матрёшка.

Теория. Знакомство с произведениями художественного промысла. Украшение игрушки, одежды.

Практика. Разработка эскиза и роспись шаблона матрёшки.

Тема 8.5 Жестовская роспись.

Теория. Знакомство с народным промыслом и его произведениями. Элементы и приемы росписи.

Практика. Разработка эскиза и роспись шаблона подноса.

Раздел 9. Оформительские, конкурсные и выставочные работы.

Выполнение конкурсных и выставочных работ по темам годового плана и после каждого раздела образовательной программы.

Учебно-тематический план четвертого года обучения:

п/п

Раздел, тема

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Введение в программу.

1

1

0

2.

Учимся у природы. Растительный мир. Животный мир.

20

2

18

2.1 Растительный мир. Пейзажи. Просмотр картин художников. Беседа.

— Работа на пленере.

— Пейзаж по воображению, представлению. («Листопад», «Цветочный луг», «Радуга над городом», «Солнечно и пасмурно», «День и ночь», «Летняя гроза».

2.2 Животный мир.

— Насекомые. (Кляксография. Стилизация.)

— Птицы.

— Рыбы. Обитатели морского дна.

— Кошки. Собаки.

— Крупные животные.

— Человек – частица природы.

1

2

6

1

2

1

2

2

1

2

1

0

0

1

0

0

0

0

0

0

0

2

6

0

2

1

2

2

1

2

3.

Фантастические образы в изобразительном искусстве.

7

2

5

3.1 Образы литературных и музыкальных произведений.

— Иллюстрация к сказке.

— Эскиз буквиц.

3.2 Мифы и легенды разных народов.

3.3 Перенос художественного образа с одного вида на другой

1

1

1

2

2

1

0

0

1

0

0

1

1

1

2

4.

Учимся на традициях своего народа.

13

3

10

4.1 Древние образы в народном искусстве.

— Древние образы в резьбе, росписи по дереву, украшение элементов избы.

— Украшение орнаментом шаблона посуды.

— Эскиз народного праздничного костюма.

4.2 Образ человека в традиционной культуре.

— Образ русской красавицы.

— Образ русского богатыря.

— Мать и дитя.

— «Масленица».

4.3 Религиозное искусство России.

— Древнерусский город, деревня.

1

3

1

1

1

2

1

1

1

1

1

0

0

0

0

1

0

0

0

1

0

3

1

1

1

1

1

1

1

0

5.

Приобщение к культуре народов мира.

13

5

8

5.1Страна восходящего солнца.

— Японка в национальном костюме.

— Цветение вишни-сакуры.

5.2 Искусство народов гор и степей.

— Изображение гор, степей.

5.3 Образ художественной культуры Средней Азии.

— Древний среднеазиатский город.

5.4 Образ художественной культуры Древней Греции.

— Изображение греческого храма.

— Изображение фигуры олимпийского спортсмена.

— Праздничное шествие – фигуры в одеждах.

5.5 Образ художественной культуры Средневековой Европы.

-Композиция: «Праздник цехов ремесленников на городской площади».

1

1

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

0

0

1

0

1

1

0

0

0

1

0

1

1

0

1

1

1

1

1

1

0

6.

ИЗО и компьютер. Графический редактор.

8

2

6

6.1 Знакомство с компьютером.

6.2 Цветоведение.

6.3 Графика. Черное и белое. Презентация. Черно-белые узоры.

6.4 Композиция. Статика и динамика.

2

2

2

2

1

1

0

0

1

1

2

2

7.

Оформительские, конкурсные и выставочные работы.

10

0

10

Итого:

72

13

59

Содержание программы

Раздел 1. Введение в программу.

Теория. Ознакомление с работой кружка «Волшебная кисточка», содержание и порядок работы. Вводный инструктаж по ТБ.

Раздел 2. Учимся у природы.

Тема 2.1 Растительный мир. Пейзаж.

Теория. Наблюдение природы и природных явлений; характеристика эмоциональных состояний, которые они вызывают у человека. Различие в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Пейзажи разных географических широт. Просмотр картин известных художников-пейзажистов. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Передача воздушного пространства. Разнообразие декоративных форм в природе: разные породы деревьев, цветы, растения.

Практика. Наблюдение за природой и природными явлениями и использование в художественно-творческой деятельности. Работа по памяти. Работа на пленере. «Листопад», «Цветочный луг», «Радуга над городом», «Солнечно и пасмурно», «День и ночь», «Летняя гроза», «Морозный день».

Тема 2.2 Животный мир.

2.2.1 Насекомые.

Теория. Графичность строения тела насекомых. Узор на крыльях. Движение крыльев в воздухе. Аналогии с вертолетом. Строение глаза у стрекозы. Поиски декоративного решения изображения насекомых. Симметричность форм бабочек, декоративность окраски. Стилизация природных форм, крыльев бабочки, фактура поверхности крыльев – перепончатая. Геометрический узор – треугольник, квадрат, ромб, зигзаг, волнистая линия, пятно, окружность и т.д.

Практика. Композиционное решение листа. Центр, динамика. Перспектива дальнего и ближнего положения объектов. Цветовое решение. Роль черного и белого в декоративности. Стилизация образа. «Кляксография».

2.2.1 Птицы.

Теория. Строение тела птицы. Общие формы (овалы), строение пера, как перья покрывают тело птицы. Стилизация.

Практика. Наблюдение. Композиция птицы, стаи птиц – круг, ромб, клин. Изображение разных видов птиц.

2.2.3 Рыбы. Обитатели морского дна.

Теория. Строение и окраска тел рыб – круглые, плоские, длинные, треугольные. Декоративная окраска рыб. Аквариумные рыбки. Разнообразие видов обитателей морского дна – осьминоги, звезды, коньки, крабы и т.д. Архитектурность строения раковин (развитие формы по спирали, объем, выпуклость)

Практика. Наблюдение, изображение рыб. Композиция листа. Структура чешуи рыб – основа для морского узора (звезды, кораллы, осьминоги, водоросли, пузырьки воздуха, волны и.т.д.) «Золотая рыбка», «Царь – рыба». Зарисовка ракушек с натуры, в разных положениях. Ракушка – дом для морского существа». Стилизация.

2.2.4. Кошки. Собаки.

Теория. Строение тела кошки крупные овальные формы. Шерсть, хвост, усы, уши, мордочка. Окраски шерсти. Разные породы собак – разная форма тела, шерсти, окраски.

Практика. Композиционное решение листа. Зарисовки тела кошки, котенка. Собаки. Центр. Фон. Передача характера (кошки – хитрость, лень, опасность для мышей, хищник; собаки – злая, добрая, через выражение мимики, глаз). Зарисовки разных парод собак. (Бульдог, пудель, гончая, овчарка, ризеншнауцер). Разработка эмблемы «Клуб любителей собак», «Собака- друг человека».

2.2.5. Крупные животные.

Теория. Строение, общая форма тела — крупные, округлые формы. Окраски тел – геометрический узор – полоски, шахматные клетки, пятна неправильной формы.

Практика. Узнавание животного по общей окраске, образу. Комбинация из этих узоров. Решение композиции. Зарисовки разных пород крупных животных.

2.2.6 Человек – частица природы.

Теория. Строение тела человека. Формотворчество, формообразование. Общая линия для нескольких фигур. Архитектурный анализ формы тела человека: ноги – опоры, глаза – окна, шляпа – крыша. Обобщение формы тела. Пространство полностью заполненное фигурами, подчинение одной формы другой, поглощение, обобщение частного в общее.

Практика. Наброски с натуры фигуры человека. Задания на темы: «Очередь», «Ярмарка», «Толпа», «Дискотека», «Профили и силуэты», «Автобус», «Трибуна».

Раздел 3. Фантастические образы в изобразительном искусстве.

Тема 3.1 Образы литературных и музыкальных произведений.

Теория. Сказочные образы в искусстве. Художественное воображение и художественная фантазия. Получение фантастических образов путем трансформации природных форм в изобразительной деятельности. Различные версии образов хорошо знакомых сказочных героев. Графические и живописные композиции по литературным и музыкальным произведениям. Изучение взаимосвязи текста и характера шрифта. Установление взаимосвязи между литературным произведением и иллюстрацией. Ознакомление с шедеврами русского и зарубежного искусства, изображающими сказочные и фантастические образы.

Практика. Выполнение заданий на развитие художественного и ассоциативного мышления. Создание литературных и графических композиций по выбранному произведению. Картинка-иллюстрация. Эскиз буквиц к сказкам графическими материалами.

Тема 3.2 Мифы и легенды разных народов.

Теория. Отображение в изобразительном искусстве мифов и легенд разных народов. Древнегреческая мифология, смысл, символика образов. Герои мифов: Геракл, Прометей и т.д. Образование формы тела мифологического существа. Греческие вазы. Римская мифология.

Практика. Создание сказочных и мифологических образов. Работа над композицией по выбору: птица – феникс, кентавры, фея дерева, Царевна-лебедь, Царевна лягушка. Женщина сфинкс, минотавр, грифон, Прометей, Ариада.

Тема 3.3 Перенос художественного образа с одного вида искусства на другой.

Теория. Ассоциативное сравнение произведений искусства (изобразительное искусство, музыка, литература). Перенос художественного образа с одного вида искусства на другой. Передача настроения, впечатления в цветовых композициях.

Практика. Работа над композицией по выбору: «Пение синички», «Хрустальный звук», «Шорох листьев», «Рисуем музыку», «Музыкальная радуга», «Портрет нотки» и др.

Раздел 4. Учимся на традициях своего народа.

Тема 4.1. Древние образы в народном искусстве.

Теория. Значение изобразительного искусства в национальной культуре. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать-змея, древо жизни – как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декор русской избы. Декор предметов народного быта и труда. Народный костюм.

Практика. Работа над композицией: Древние образы в резьбе, росписи по дереву, украшение элемента избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска), украшение орнаментом шаблонов посуды. Эскиз народного праздничного костюма (регион по выбору).

Тема 4.2 Образ человека в традиционной культуре.

Теория. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладное искусство. Тема любви, дружбы, семьи в искусстве. Ознакомление с шедеврами русского искусства, затрагивающими темы русских сказок, истории Отечества.

Практика. Работа над композицией. «Образ Русской красавицы», «Образ Русского богатыря», «Мать и дитя», «Масленица».

Тема 4.3 Религиозное искусство России.

Теория. Религиозное искусство России и его нравственный смысл. Знакомство с главными культурно-историческими памятниками и историей их возникновения (Московский кремль, Покрова на Нерли, храм Василия Блаженного).

Практика. Работа над эскизом «Русский город», «В древнерусской деревне».

Раздел 5. Приобщение к культуре народов мира.

Тема 5.1 Страна восходящего солнца.

Теория. Образ художественной культуры Японии. Особое поклонение природе. Японские сады .Цветение вишни-сакуры. Изящная конструкция зданий. Совершенно иной образ женской красоты – изящные ломкие линии, изобразительный орнамент росписи японского платья-кимоно, отсутствие интереса к индивидуальности лица. Ознакомление с шедеврами японских художников.

Практика. Работа над композицией: изображение японок в национальной одежде (кимоно), передача характерных черт лица, прически, волнообразного движения фигуры, «Праздник цветения вишни-сакуры».

Тема 5.2 Искусство народов гор и степей.

Теория. Поселения в горах. Растущие вверх каменные постройки с плоскими крышами. Крепостной характер построений. Традиции, род занятий людей, костюм и орнамент. Юрта как произведение архитектуры. Утварь и кожаная посуда. Орнамент и его значение; природные мотивы орнамента, его связь с разнотравным ковром степи. Знакомство с живописными произведениями азиатских художников.

Практика. Изображение жизни в степи и его красоты пустых пространств. Изображения гор.

Тема 5.3 Образ художественной культуры Средней Азии.

Теория. Города в пустыне. Мощные портально-купольные постройки с толстыми стенами из глины их сходство со станом кочевников. Глина – главный строительный материал. Присутствие крепостных стен. Здание мечети: купол, торжественно украшенный огромный вход – портал. Минареты. Купольные сооружения – мавзолеи. Орнаментальный характер культуры. Сплошная вязь орнаментов и ограничения на изображения людей.

Практика. Работа над образом – древний среднеазиатский город.

Тема. 5.4 Образ художественной культуры Древней Греции.

Теория. Особое значение искусства Древней Греции. Образ греческой природы. Мифологические представления древних греков. Воплощения в представлениях о богах образа прекрасного человека: красота его тела, смелость, воля и сила разума. Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Конструкция храма. Древнегреческий ордер и его типы. Афинский Акрополь – главный памятник греческой культуры. Древнегреческая скульптура – «архитектура тела». Искусство греческой вазописи. Знакомство с шедеврами изобразительного искусства Древней Греции.

Практика. Изображения греческих храмов. Изображения фигур олимпийских спортсменов (фигура в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в одеждах).

Тема 5.5 Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.

Теория. Образ готических городов средневековой Европы. Активная жизнь и теснота за городскими стенами. Узкие улицы и сплошные фасады каменных домов. Образ готического храма. Средневековая скульптура. Ратуша и центральная площадь города. Городская толпа, сословные разделения людей. Ремесленные цеха. Сои одежды, свои знаки отличия у членов каждого цеха. Средневековые готические костюмы, вертикальные линии, удлиненные пропорции, обтягивающие трико, шлейфы. Единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкциях и украшениях. Знакомство с шедеврами изобразительного искусства мастеров средневековой Западной Европы.

Практика. Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади»

Раздел 6. ИЗО и компьютер.

Тема 6.1 Знакомство с компьютером.

Теория. Знакомство с компьютером: системный блок, клавиатура, монитор, “мышка”. Работа с окнами. Знакомство с графической средой PAINT . Построение прямых линий, овалов, квадрата. Отмена последней операции.

Практика. Первое занятие посвящается знакомству с программой PAINT, Работа с терминами и понятиями (файл, режимы работы, панель инструменты и их свойства, и т.д.). Проба работы с различными инструментами, в соответствии с презентацией «PAINT. Презентация «Техника безопасности». Презентация PAINT .

Тема 6.2 Цветоведение. Колорит.

Теория. Цветоведение – колорит. Цвет и настроение. Навыки работы на компьютере: инструмент по выбору — «распыление», карандаш, кисть, «палитра».

Практика. Композиция на тему «Цвет и настроение» (радость, грусть, одиночество, злость и т.д.). Презентация «PAINT».Презентация «Настроение». Пейзаж на тему «Зима», «Ночь», «Рассвет» (с учетом цветовой гаммы). Презентация «PAINT».Презентация «Рисуем пейзаж», презентация «Цветоведение» 1, презентация «Пейзаж».

Тема 6.3 Графика. Чёрное и белое.

Теория. Знакомство с графикой. Книжная графика И. Я. Билибина, линия и её выразительные возможности. Режимы «выделение», «копирование», «поворот», «отображение».

Практика. Узор в квадрате. Навыки работы на компьютере: инструменты по выбору, Презентация «Графика».Презентация «PAINT»Презентация «Чёрно- белые узоры».

Тема 6.4 Композиция. Статика и динамика.

Теория. Работа в Power Paint – знакомство с программой, панель рисования. Равновесие, ритм. Работа с палитрой.

Практика. Изображение композиции: «Домик зимой», «Пейзаж» (время года по выбору)

Раздел 7. Оформительские, конкурсные и выставочные работы.

Выполнение конкурсных и выставочных работ по темам годового плана и после каждого раздела образовательной программы.

Методическое обеспечение программы

(школьный возраст)

Раздел программы

Формы занятий

Приёмы и методы

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий и материалы

3-ий год обучения

1

Введение в программу

Беседа

Вербальный, объяснительно-иллюстративный

Инструктаж по ОТ

2

Виды художественной деятельности. Восприятие произведений искусства.

Беседа

Наглядный, вербальный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Печатные издания: «Третьяковская галерея», «Эрмитаж», «Русский музей», Видеозаписи: «Виды художественной деятельности», фотографии природы.

компьютер

3

Азбука искусства (как говорит искусство?)

Практическое занятие (групповое и индивидуальное)

Наглядный, вербальный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Таблицы, шаблоны, презентация и таблицы по цветоведению, композиции художников, видеоматериалы.

Компьютер, бумага, карандаш, акварель, гуашь, кисти, тушь, уголь.

4

Рисунок

Практическое занятие (групповое и индивидуальное)

Наглядный, вербальный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Таблицы, видеозаписи: «Насекомые», «Жуки и травы», «Бабочки», «Пчелы», «животные», «Птицы», «Рептилии», «Лесные жители», «Породы собак», «Путешествие в страну Графика»

Бумага, карандаш, фломастер, ручка, уголь, тушь

5

Живопись

Практическое занятие (групповое и индивидуальное)

Наглядный, вербальный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Таблицы и презентации по цветоведению, Видеоматериалы «Пейзажи великих художников», таблицы по линейной перспективе.

Компьютер, бумага, карандаш, акварель, гуашь, кисти

6

Скульптура

Практическое занятие (групповое и индивидуальное)

Наглядный, вербальный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Видеоматериалы: «Произведения известных скульпторов»

Компьютер, пластилин, стеки, глина, проволока и дощечки для каркасов

7

Художественное конструирование и дизайн

Практическое занятие (индивидуальное и групповое), творческая мастерская

Наглядный, вербальный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Образцы полиграфич. Дизайна, макетов.

Компьютер, пластилин, бумага, картон, клей, вырезки из журналов

8

Декоративно-прикладное искусство

Практическое занятие (индивидуальное и групповое), творческая мастерская

Наглядный, вербальный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Образцы фотографий и рисунков произведений разных промыслов, видеоматериалы промыслов,

Компьютер, бумага, шаблоны, акварель, гуашь, кисти

9

Оформительские, конкурсные и выставочные работы.

Выставка, конкурс

Бумага, карандаш, акварель, гуашь, кисти

4-ый год обучения

1

Введение в программу

Беседа

Вербальный, объяснительно-иллюстративный

Инструктаж по ОТ

2

Учимся у природы. Растительный мир. Животный мир.

Экскурсия, пленер, практические занятия (индивидуальные и групповые)

Наглядный, вербальный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Таблицы, аудиоматериалы: «Голос природы», Чайковский «Времена года», видеоматериалы: «Картины известных художников-пейзажистов», «Разные виды растений», «Насекомые», «Птицы», «Животные», «Обитатели морского дна»

Компьютер, бумага, карандаш, акварель, гуашь, кисти

3

Фантастические образы в изобразительном искусстве

Практические занятия (индивидуальные и групповые)

Наглядный, вербальный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Видеоматериалы: «Шедевры русского и зарубежного искусства»

Компьютер, бумага, карандаш, акварель, гуашь, кисти

4

Мифы и легенды разных народов

Практические занятия (индивидуальные и групповые)

Наглядный, вербальный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Иллюстрации, видеоматериалы: «Боги Греции», «Славянская мифология»,

Компьютер, бумага, карандаш, акварель, гуашь, кисти

5

Учимся на традициях своего народа

Беседа, практические занятия (индивидуальные и групповые), виртуальная экскурсия.

Наглядный, вербальный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Иллюстрации «Русский национальный костюм», видеоматериалы: «Богатырские образы в искусстве», иллюстрации художников «Мать и дитя»,

Компьютер, бумага, карандаш, акварель, гуашь, кисти

6

Приобщение к культуре народов мира

Беседа, практические занятия (индивидуальные и групповые), игра-путешествие

Наглядный, вербальный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный

Иллюстрации, видеоматериалы: «Культура Японии», «Известные сооружения мира».

Компьютер, бумага, карандаш, акварель, гуашь, кисти, тушь, перо

7

ИЗО и компьютер

Индивидуальное занятие

Наглядный, вербальный, практический

Видеоматериал: «Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий», «Влияние цвета».

компьютер

Критерии и показатели оценки выставочных работ (школьники)

Критерии

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Содержание рисунка

Замысел слабо основан на наблюдениях, статичный, стереотипный. Есть пространство, нет светотени.

Замысел оригинальный, основан на наблюдениях, но нет динамики, и эмоциональности. Пространство, светотень.

Оригинальный замысел, динамика, эмоциональность, художественное обобщение. Пространство, светотень.

Передача формы

Пропорции искажены. Схематичность.

Верная передача пропорций. Допущены неточности в дета-

лях.

Правильная и точная передача пропорций и деталей формы.

Цвет

Слабые знания основ цветоведения. Не использование оттенков в работе.

Знания основ цветоведения, но редкое использование оттенков, чаще локальные цвета.

Знания основ цветоведения. Использование оттенков в работе

Умение пользоваться различными средствами выразительности

Не умение использования отдельных средств выразительности. Нет самостоятельности в выборе.

Разнообразие средств выразительности, но в выборе нужна подсказка.

Разнообразие средств выразительности. Самостоятельность выбора.

Эстетический вкус, умение видеть красивое

Замечает и видит красивое вокруг, но не в произведениях искусства.

Умение видеть, наблюдать, наслаждаться красотой произведений искусства. Но в изображении и выборе средств нуждается в подсказке взрослого.

Умение видеть, наблюдать и отражать в рисунке красоту природы, используя необходимые средства выразительности. Наслаждаться красотой произведениями искусства.

Знания

10% знания теории программы

50% знания теории программы

100% знания теоретической части программы

Список литературы для детей:

  1. Алленов, М.М. — Русское искусство Х – начала ХХ века./ О.С. Евангулова, Л.И. Лифшиц,– М.: Искусство, 1989. – 480с.

  2. Алпатов, М.В. — История русского искусства / Том второй, книга первая. Искусство второй половины XIX века./ И.А. Бартнев — М.: Изобразительное искусство, !980. -312с.

  3. Белюстина, О. — Ромадин. Пейзажи. М.: Советская Россия, 1975. -120с.

  4. Дмитриева, Н.А. — Михаил Врубель. Жизнь и творчество. – М.: Детская литература, 1988. – 143с.

  5. Живопись народов СССР, — М.: Советский художник, 1977. – 216с.

  6. Катаева, Н. И была жизнь. И.Селиванов. Дневники, письма, картины. – М.: Млодая гвардия, 1980. – 392с.

  7. Кустодиева, Т.К. — Итальянское искусство эпохи возрождения XIIIXVI века. Ленинградское отделение: Искусство, 1985. – 180с.

  8. Лидин, А. — Природа вокруг тебя. –Волгоград: Международный центр просвещения «Вайланд-Волгоград», 1994. – 152с.

  9. Немилова, И.С. Загадки старых картин. — М.: Изобразительное искусство, 1989. – 350с.

  10. Пахомова, В.А. — Графика Ганса Гольбейна Младшего. – Ленинградское отделение:, Искусство, 1989. – 230с.

  11. Русская живопись в музеях РСФСР //Художественные сокровища СССР. М.: 1958. – Вып 4. — 43с.

  12. Русская живопись в музеях РСФСР // Художественные сокровища СССР. М.: 1958. – Вып. 5. – 50с.

  13. Туберовская, О. — В гостях у картин. – Ленинград: Детская литература, 1964. – 160с.

  14. Шанина, Н.Ф. — Сказка в творчестве русских художников. – М.: Искусство, 1969. – 135с.

  15. Шишкин И.И. / под ред. Гладышевой И.Л. – М.: Искусство1972. -30с.

Список литературы

Раздел 1. Список литературы, использованный в работе:

  1. Аксенова, Ю.- Цвет и линия./ М. Левидова. – М.: Советский художник, 1986. – 256с.

  2. Алексеева, В.В. Что такое искусство? – М.: Советский художник, 1973. – Вып. 1. -162с.

  3. Алексеева, В.В. Что такое искусство? – М.: Советский художник, 1979. – Вып. 2. – 334с.

  4. Вагнер, Л.А. С веком наравне. – М.: Молодая гвардия, 1966, -316с.

  5. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок. М.: Педагогика, 1972. 245с.

  6. Герань, И. Удивительные животные. – М.: Мир, 1985. – 207с.

  7. Горяева, Н.А.- Изобразительное искусство / Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2008. – 192с.

  8. Горяева, Н.А.- Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. / Неменская, Л.А.- М.: Просвещение, 2008. – 144с.

  9. Государственная Третьяковская галерея: под ред. Я.В.Брук. История и коллекции. – М.: Искусство, 1986. – 448с.

  10. Дмитриева, Н.А. Античное искусство./ Л.И. Акимова.– М.: Детская литература, 1988. – 256с.

  11. Иваницкий, М.Ф. — Школа изобразительного искусства. / М.Г. Минизер, К.М. Максимов, А.М. Соловьев.– М.: Изобразительное искусство, 1989, — Вып 3. – 200с.

  12. Иогансон, Б.В., Школа изобразительного искусства./ Н.Н. Клиндухов, Л.В. Присяжнюк. — М.: Изобразительное искусство, 1988. – вып. 2. – 156с.

  13. Кол, М.-Э. Наука через искусство./ Поттер, Дж. – Минск.: Попурри, — 2005. – 144с.

  14. Каменева, Е. Какого цвета радуга. М.: Детская литература, 1971. – 230с.

  15. Каменева, Е. Твоя палитра. – М.: Просвещение, 1963. – 120с.

  16. Нейхардт, А.А. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. – М.: — Правда, 1990. – 576с.

  17. Неменская, Л.А. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь, строишь. М.: Просвещение, 2008. -111с.

  18. Неменская. Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ художник. М.: Просвещение, 2007. – 158с.

  19. Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. // под рук. Б.М. Неменского М.: Просвещение, 2005. – 139с.

  20. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Серия: стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2009.

  21. Смирнова, Р. — Уроки рисования./ И. Миклушевская. – М.: Издательство Астрель, 2000. -224с.

  22. Чумичева, Р.М. Дошкольникам о живописи. – М.: Просвещение, 1992. – 126с.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector