Конспект урока на тему «Система подготовки к ЕГЭ по обществознанию»

Сухоненко Инна Александровна

учитель истории и обществознания

МБОУ Покровской СОШ «НОК»

Система подготовки к ЕГЭ по обществознанию

В настоящее время остро стоит вопрос о создании системы подготовки учащихся к проведению итоговой аттестации в фор­ме ЕГЭ.

Как известно, система — это целое, со­стоящее из взаимосвязанных частей. В на­шей школе такими взаимосвязанными частями являются ступени обучения уча­щихся. С V по XI кл. мы осуществляем преподавание курса «Обществознание» по учебно-методическому комплекту под редакцией Л.Н. Боголюбова. Преимущест­ва этого сквозного курса заключаются в том, что на всех этапах преподавания изучаются единые темы с учетом возраст­ных и психологических особенностей уча­щихся. В учебных и методических пособи­ях понятийный аппарат, различные виды заданий даются авторами именно в фор­мате ЕГЭ.

В VVII кл. учащиеся обучаются техно­логии работы с тестами, проблемными и творческими заданиями. Для учащихся разработаны памятки, определяющие по­следовательность действий при выполне­нии различного рода заданий. В VШ-IХ кл. происходит ознакомление со структурой экзаменационной работы. Ученики знако­мятся с типологией заданий всех трех час­тей, изучают алгоритмы их выполнения. Тематический и итоговый контроль знаний осуществляется в соответствии с требованиями к ЕГЭ. Практика показывает, что де­вятиклассники вполне справляются с зада­ниями ЕГЭ базового уровня.

В ходе подготовки можно выделить сле­дующие формы организации учебного процесса.

  1. Учебные лекции. Во время лекции про­исходит коллективное восприятие, осмыс­ление, усвоение новых знаний. Именно на лекции осуществляется работа над содер­жанием учебного материала. На учебных лекциях уделяется особое внимание харак­теристике основных научных подходов к изучению рассматриваемых проблем, а также понятийному аппарату.

  2. Практикумы. На практикуме происхо­дит осмысление материала и применение знаний на практике. Как правило, практику­мы проходят с использованием раздаточного дидактического материала, включающего задания ЕГЭ частей В и С. На практикумы выносятся задания повышенного и высоко­го уровней сложности.

Анализ выполнения заданий ЕГЭ пока­зывает, что наибольшее затруднение у уча­щихся вызывают следующие виды зада­ний:

  • анализ двух суждений;

  • классификация понятий, явлений, со­циальных объектов;

  • выбор позиций из предложенных;

— дифференциация оценочных факторов и суждений;

— решение проблемных задач.

В связи с этим на практикумах происхо­дит постоянная и целенаправленная работа по приобретению навыков работы с подоб­ными видами заданий.

Большие проблемы возникают у уча­щихся по выполнению заданий к тексту. При работе с текстом затруднение вызыва­ют задания на интерпретацию текста, уста­новление связи материала текста с обще­ствоведческими знаниями, формулировку оценочных суждений. Выпускники недо­статочно владеют умениями осуществлять поиск социальной информации по опреде­ленной теме из фрагментов предложенного текста. На практикумах осуществляется по­стоянная работа с текстами.

Значительные проблемы возникают у учащихся при написании эссе. Частым недостатком эссе является неумение рас­крыть проблему на теоретическом уровне, грамотно аргументировать собственную позицию. Умения и навыки написания эс­се закладываются в основной школе в VШ-IХ кл., когда происходит обучение развернутому ответу с элементами аргу­ментации, введение понятий «тезис» и «аргумент». В Х-ХI кл. учащиеся знако­мятся со структурой эссе, требованиями к его написанию, отрабатывают навык на­писания эссе.

Таким образом, работа на практикумах направлена на устранение, типичных оши­бок и недостатков, развитие навыков дея­тельности с заданиями повышенного и вы­сокого уровней сложности.

3. Семинары. На семинарах происходит закрепление, совершенствование и творческое применение знаний, умений и навыков. На семинары выносятся проблемные вопросы, в ходе самостоятельной подготовки к семинару учащиеся приобретают на­выки работы с научной литературой. Принимая участие в обсуждении вопросов в хо­де самого семинара, учащиеся совершен­ствуют навыки решения проблемных зада­ний, коммуникативные навыки.

  1. Консультации. Во время проведения консультаций осуществляется применение знаний, умений и навыков и их коррекция. На консультации учитель разъясняет на­иболее трудные вопросы темы. Под руко­водством учителя производится освоение алгоритмов выполнения заданий, вызывающих существенные затруднения.

  2. Тематические зачеты. На зачетах про­исходит обобщение и систематизация зна­ний по теме. Все задания тематического зачета даются в формате ЕГЭ.

Таким образом, в рамках лекционно-семинарско-зачетной системы учебный мате­риал многократно отрабатывается, что ведет к его наиболее полному усвоению.

Системность в работе по подготовке к ЕГЭ предполагает соблюдение следую­щих принципов:

  1. работа на высоком уровне сложности;

  2. работа над пониманием формули­ровки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос;

  3. работа в соответствии с разработан­ными алгоритмами выполнения заданий;

  4. анализ заданий, вызывающих на­ибольшие затруднения;

  5. постоянный тренинг в решении зада­ний;

6) тренинг в заполнении бланков ЕГЭ.
Постоянная и целенаправленная работа учителя и следование вышеуказанным принципам позволит выпускникам успеш­но сдать Единый государственный экзамен по обществознанию.

Подготовка к написанию эссе по обществознанию

Наиболее сложным видом деятельности в рамках ЕГЭ по обществознанию является, по общему мнению, написание в свобод­ной форме краткого сочинения (эссе).

Подготовка учащихся к данной работе начинается с общего ознакомления. Каждый вариант экзаменационной работы содержит пять тем сочинения, представленных в форме высказываний известных мыслителей, публицистов, политиков прошлого и современности по проблемам, охватывае­мым содержанием школьного обществознания. Среди областей знаний, на которых базируются предлагаемые темы, — филосо­фия, социальная психология, экономика, социология, политология, правоведение. Из этих тем следует выбрать одну и рас­крыть ее в виде письменного мини-сочинения. Я обычно рекомендую ученикам ори­ентироваться приблизительно на две страницы текста.

Основные требования к написанию «тре­нировочного» эссе: представить собствен­ную точку зрения при раскрытии пробле­мы; в ответе использовать соответствую­щие избранной области знания понятия и термины; опираясь на факты обществен­ной жизни и собственный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.

Практическая подготовка к написанию эссе включает:

  • обобщение и закрепление понятий и терминов по основным содержательным линиям обществознания;

  • выработку умения распознавать дан­ные понятия и термины в контексте и пра­вильно использовать их в письменной речи;

  • использование проблемных суждений из предложенных областей знаний для по­строения собственных выводов и умозак­лючений;

  • формирование умения опираться на научные факты, современные процессы, конкретные случаи из собственной жизни и жизни близких для аргументации своей точки зрения;

  • написание эссе с использованием по­лученных знаний и соблюдением логики изложения.

Пример использования алгоритма подготовки к написанию эссе

Этапы

Пример

1.

Выбор темы, выделение понятий и терминов по ее содержанию

Политическая сфера: закон, право, правовое государство, общество, судебная система, политический режим и т. д.

2.

Идентификация терминов и понятий в высказывании

«Нет общества без права» (Папиниан)

3.

Определение собственной позиции по данной проблеме с использованием соответствующей терминологии

С автором можно согласиться полностью либо частично. В первом случае акцент делается на том, что ни одно (ци­вилизованное) общество не может существовать без зако­нов и судебной системы. Можно спорить о роли и месте суда, эффективности работы органов правосудия и т. д., но ни у кого не вызывает сомнения необходимость право­вых институтов. Другой вариант: в высказывании «про­свечивается» характерное для Западной цивилизации преувеличенное представление о роли права в жизни об­щества как универсального регулятора. Представители других цивилизаций, где право исторически играло менее важную и подчиненную роль, могут с таким представле­нием не соглашаться

4.

Аргументация своей точки зрения на основе фактов общественной жизни и собственного жизненного опыта

На основе конкретных примеров (от законов царя Хамму-рапи до современного законодательства) следует показать огромную роль права в прошлом и настоящем человечес­кого общества. Вместе с тем в истории различных цивили­заций право играло неодинаковую роль. На Западе со вре­мен Древнего Рима его роль была чрезвычайно велика, и высказывание Папиниана следует понимать в этом кон­тексте. Напротив, в России праву нередко отводили подчи­ненную роль, стремясь построить общество на основе вы­соких нравственных принципов (здесь можно вспомнить славянофильскую критику Западной цивилизации, ком­мунистический эксперимент и пр.)

3

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector