Конспект урока на тему «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию: проблемы , методические рекомендации»

Кайченкова Людмила Александровна

МАОУ «СОШ № 26» г. Стерлитамак

Учитель истории

Подготовка к ЕГЭ по обществознанию: проблемы , методические рекомендации.

Обществознание относится к числу наиболее массовых экзаменов, которые сдаются по выбору. Его результат востребован большим количеством учреждений высшего и среднего специального профессионального образования. В течение многих лет этот экзамен предпочитали как подготовленные учащиеся, ориентированные на продолжение учёбы в вузах социально – гуманитарного профиля, так и выпускники, не рассчитывавшие на хорошую и отличную оценку своей обществоведческой подготовки. Слабоуспевающие учащиеся  зачастую выбирают обществознание потому, что необходимо было сдать любые три экзамена по выбору из числа предметов, изучавшихся в 10 и 11 классах, а сдавать, к примеру физику или химию им не по силам.

Серьёзной проблемой является отсутствие методики подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ по данному предмету. Сложность заключается в том, что эта дисциплина включает в себя основы социально -гуманитарных наук ( философии, политологии, права, экономики, социологии, культурологии, а так же истории ). Изучение человека и общества невозможно с помощью методов точных и естественных наук. На обществознании необходимо думать абстрактно, то есть владеть отвлеченными понятиями, это основной инструмент познания человека и общества. Обществознание – это социальная наука, претерпевающая изменения практически каждый день. В тестовых заданиях часто встречаются вопросы, проверяющие знания школьника о современной политической и социальной обстановке в мире. А школьная программа усложняется с каждым годом, и, для того чтобы знать обществознание на «отлично» уже недостаточно просто ознакомиться с материалом учебника.

Именно поэтому подготовка к ЕГЭ по обществознанию несколько отличается от подготовки к экзаменам по другим предметам.

Залогом успешной сдачи единого экзамена по предмету является полноценное усвоение обществоведческого курса в единстве его знаниевой и компетентностной составляющих. Недопустима подмена изучения курса в его полноте непосредственной подготовкой к экзамену, которая нередко сводится к непрерывному тренингу на основе заданий с выбором ответа, в изобилии представленных в многочисленных специальных изданиях.

Использование при изучении курса моделей заданий единого экзамена должно осуществляться в органической связи с рассматриваемым учебным материалом, с целями занятия, его общим педагогическим замыслом.

Обратимся для примера к изучению вопросов познания, в частности такого его вида, как научное познание. По данному содержательному блоку учащиеся допускают немало ошибок, выполняя задания ЕГЭ. Прежде всего, важно, чтобы любой вопрос курса раскрывался как составная часть более общего сюжета. Научное познание выступает одним из видов познавательной деятельности. Значит, важно установить связи науки с обыденным познанием, познанием средствами искусства и т.п., показав, как

они дополняют друг друга.

На этом этапе в качестве обучающего средства можно использовать составление развернутого плана ответа на вопрос «Значение многообразия видов познания в достижении истины». Причем важно показать, что отбор и структурирование материала могут быть различными (а значит, разными могут быть и планы, но есть базовые позиции, которые должны присутствовать обязательно), в частности пункт «Многообразие видов познания» с соответствующими подпунктами, пункт о взаимовлиянии видов познания как условии постижения картины мира. Может быть и пункт, отражающий определенное «напряжение» между различными видами познания (например, наука и религия), которое возникает, когда на одни и те же вопросы даются разные ответы. Установление связей с другими компонентами, формирование целостных представлений об определенной области не менее важная задача, чем отработка отдельных понятий. На этом этапе обучения могут использоваться задания с кратким ответом на соотнесение позиций из двух рядов (один ряд позиций – виды познания, другой – характерные черты).

Когда место науки в системе познания определено, уместно переходить к более детальной проработке того, что отличает научное познания от других его видов. Для закрепления знаний можно использовать задания на выбор из позиций (единственный или множественный): научному познанию, в отличие от других видов познания, присущи…

Для контроля усвоения уровней научного знания (теоретического и эмпирического), а также структуры теоретического знания (законы, теоретические положения, гипотезы) уместны задания на соотнесение, классификацию, заполнение схемы, именно потому, что здесь есть наборы достаточно четко выделяемых элементов. Изучение вопроса о методах научного познания неизбежно потребует конкретизации. Здесь уместно использование задания формата С6. Завершить изучение темы можно вопросом о значении научных знаний в современном мире. Поскольку оценка может быть противоречивой, можно самостоятельно сформулировать задание-задачу или даже тему эссе. Таким образом, сам характер материала подскажет преподавателю, где и какой вид задания уместнее всего ис-пользовать. Главное, помнить, что любой вид задания всегда средство, а цель – знания, умения, ценностные ориентации учеников.

Сложными познавательными умениями для учащихся являются умения преобразовывать социальную информацию, интерпретировать ее, синтезировать знания, извлеченные из разных источников, использовать полученные знания для анализа и оценки социальных явлений.

Большое внимание на уроках уделяю работе с фрагментами текстов. На практикумах ученики отрабатывают умение находить, комментировать информацию, полученную из текста. Текст на уроках должен становится стимулом для обсуждения различных проблем. Тексты для анализа можно подбирать как из учебной, так и из художественной литературы, а так же использовать тексты научного и публицистического стиля (газетные и журнальные статьи, фрагменты из справочников, энциклопедий). Для выполнения различного рода заданий предлагаю учащимся памятки, в которых определяется последовательность действий. Памятки помогают развивать умение доказывать, конспектировать, анализировать документы, работать с книгой.

Для подготовки к экзамену рекомендую ученикам завести отдельный конспект, в котором четко прописываются формулировки понятий и терминов по определенной теме, что особенно важно для слабоуспевающих учащихся, так же важно научить видеть составные части понятия и их взаимосвязь, так как в КИМах часто дается часть определения того или понятия.

Наиболее сложным видом деятельности по обществознанию является по общему мнению, написание в свободной форме краткого сочинения (эссе). Выбор темы эссе – ответственная задача. Ученику можно дать ряд рекомендаций. Поскольку предлагаются высказывания видных мыслителей по шести разделам (философия, психология, право, социология, политология, экономика), можно выбрать для подготовки два раздела, чтобы хорошо ориентироваться по предложенной проблеме как на теоретическом, так и на бытовом уровне. Одного недостаточно, так как поднятая автором высказывания проблема может оказаться слишком сложной для ученика, а у него не будет выбора. Выбирая проблему, выпускник должен быть уверен в том, что он:

1) имеет неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится;

2) ясно понимает смысл высказывания (что именно утверждает автор);

3) может выразить свое отношение к нему;

4) владеет обществоведческими терминами, необходимыми для обсуждения темы;

5) сумеет привести примеры в поддержку своей позиции.

Для того, чтобы ребята лучше усвоили требования к структуре эссе, необходимо систематически анализировать выполнение учениками такого типа заданий. В своей практике я стараюсь научить ребят анализировать не только собственные работы, но и работы одноклассников.

Не снимая ответственности за подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ педагог должен разъяснить ученикам и родителям, что невозможно добиться глубоких знаний по предмету без организации самостоятельной деятельности учащихся. Необходимо научить учащихся определенным приемам самостоятельной работы. При составлении календарно-тематического планирования определяю темы или фрагменты тем для самостоятельного изучения. Но обязательно это должно сопровождаться определенной формой контроля.

В связи с неодинаковым раскрытием в отдельных учебниках содержания обществоведческого курса необходимо рекомендовать использовать помимо основного дополнительные учебники из федерального перечня, допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях.

Системность в работе по подготовке к ЕГЭ предполагает соблюдение следующих принципов: работа на высоком уровне сложности; работа в соответствии с разработанными алгоритмами выполнения заданий; анализ заданий, вызывающих наибольшие затруднения; постоянный тренинг в решении заданий; тренинг в заполнении бланков ЕГЭ.

Постоянная и целенаправленная работа учителя и следование вышеуказанным принципам позволит выпускникам успешно сдать Единый государственный экзамен по обществознанию.

Библиографический список.

1. Григоренко Т.Ф. Некоторые практические рекомендации при подготовке к ЕГЭ по обществознанию// Преподавание истории в школе.2009 № 4.

2. Репетитор ЕГЭ по обществознанию: Эксмо, 2011.

3. Материалы сайта www.fipi.ru/binaries/1360/2.7. ( стр. 17)

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector