Конспект урока на геометрии на тему «Измерение отрезков»

Тема: Измерение отрезков

Тип урока: открытие нового знания

М-1 ч.3 ур.1

Автор: Евсеева Е.Ю (ГОУ ЦО №1449)

Основные цели:

  • тренировать способность к умению учиться;

  • продолжить формирование представления о величинах и их измерении (на примере понятия длины);

  • закрепить представления о длине, полученные на предыдущем уроке;

  • сформировать способность к измерению отрезков с помощью линейки;

  • развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение.

Демонстрационный материал

    1. «Карта путешественника» с этапами урока:

-«лужайка повторения»

-«тропинка пробного действия»

-«холм затруднения»

-«пенек размышления»

-«поляна открытий»

-«поле тренировок»

-«река Самостоятельная»

    1. Два шага учебной деятельности.

    2. Смайлик.

    3. Магнитные карточки с числами.

    4. Задание 1,2 для этапа актуализации.

н

3+4=

и

9−4=

л

6−2=

а

4+5=

д

5−5=

    1. Задание 3 для этапа актуализации (3 отрезка).

    2. Отрезок для пробного действия.

    3. Таблица

Величина

Единица измерения

длина

сантиметр

    1. Эталон сантиметра.

1 см

А Б

    1. Надпись под Смайликами: «Не знаю способа измерения отрезков»

    2. Алгоритм измерения отрезков с помощью линейки.

Измерение длины отрезка с помощью линейки

1.Прикладываю линейку к отрезку АБ.

2.Совмещаю ноль на линейке с началом отрезка (точка А).

3.Определяю число, соответствующее концу отрезка (точка Б).

4.Ответ: длина отрезка АБ равна … см.

    1. Эталон измерения отрезков с помощью линейки.

А Б

0 1 2 3 4



А Б

0 1 2 3 4

    1. Задание для 6 этапа.

П О

Л

М

    1. Подробный образец для самопроверки (6 этап, работа в парах).

    2. Подробный образец для самопроверки самостоятельной работы.

    3. Задание для 8 этапа

Раздаточный материал

  1. Маршрутный лист.

  2. Лучики солнца.

  3. Лист №1 с заданием 1,2 для этапа актуализации (аналогично Д-5).

н

3+4=

и

9−4=

л

6−2=

а

4+5=

д

5−5=

  1. Лист №2 с заданием 3 для этапа актуализации (3 отрезка) (аналогично Д-6).

  2. Лист №3 с заданием для пробного действия

А Б

  1. Лист №4 с заданием для 6 этапа (аналогично Д-13).

  2. Лист №5 самостоятельная работа.

В

А Б

Г

  1. Лист №6 задание для 8 этапа (аналогично Д-16)

Ход урока

1 этап Мотивация к учебной деятельности

Цель: 1)мотивировать учащихся к учебной деятельности

2)определить содержательные рамки урока

Организация учебного процесса на этапе 1

-Что нового вы узнали на прошлом уроке? (Что такое длина, что единица измерения длины-сантиметр)

-Сегодня мы продолжим изучать эту величину.

-Тогда мы отправляемся в путешествие за новым знанием.

Открыть «карту» (Д-1)

Это карта нашего путешествия, на столах у вас точно такая же карта. Но она нам не поможет, если не выполнить самое главное условие. Как должен действовать тот, кто хочет узнать новое? Какие два шага нужно сделать? (Надо понять, чего мы не знаем, а затем самим найти способ)

На интерактивной доске появляется Д-2

-Как вы думаете, вы справитесь? (Да)

-Тогда мы отправляемся в путь вместе с нашим другом Смайликом.

2 этап Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

Цель: 1) актуализация изученных способов действий, достаточных для построения , их вербальная и знаковая фиксация и обобщение;

2) актуализация мыслительных и познавательных процессов, достаточных для построения нового знания;

3) мотивация к пробному учебному действию и его самостоятельному осуществлению;

4) фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

Организация учебного процесса на этапе 2

-Что нужно сделать, прежде чем узнавать новое? (Повторить то, что знаем)

-Мы на лужайке Повторения (отметить фишкой). Мы будем повторять все, что знаем? (Нет, только то, что нам поможет при открытии новых знаний)

-Первое задание. (Д-5). Решите примеры, запишите результат.

Дети на листах бумаги Р-3 записывают ответы. Один ученик у доски работает с магнитными карточками.

У детей получается ряд чисел: 7 5 4 9 0

н

3+4=7

и

9−4=5

л

6−2=4

а

4+5=9

д

5−5=0


-Кто согласен? Вы справились с первым заданием, поставьте на маршрутном листе на полянке Повторения знак «+». У кого были ошибки? Поставьте «!». Вы поняли причину ошибки, исправили ее? Вы тоже справились с заданием, поставьте знак «+».

Второе задание. В верхней строке таблицы расположите эти числа в порядке возрастания.

Один ученик у доски.

н

3+4=7

и

9−4=5

л

6−2=4

а

4+5=9

д

5−5=0

0

4

5

7

9

-Кто согласен? Вы справились со вторым заданием, поставьте на маршрутном листе на полянке Повторения знак «+». У кого были ошибки? Поставьте «!». Вы поняли причину ошибки, исправили ее? Вы тоже справились с заданием, поставьте знак «+».

А теперь под этими числами запишите соответствующие им буквы.

н

3+4=7

и

9−4=5

л

6−2=4

а

4+5=9

д

5−5=0

0

4

5

7

9

д

л

и

н

а

Какое слово получилось? (Длина)

Что такое длина? (Это величина, характеризующая протяженность предмета)

А что называют величиной? (Свойство предмета, которое можно измерить).

-Как измерить величину? (Надо выбрать мерку и узнать, сколько раз она содержится в измеряемой величине)

Таблица.

В каких единицах измеряют длину? (В сантиметрах)

Прикрепить эталон.(Д-9)

Возьмите карточку №2. Что вы видите? (Три отрезка)

Отрезки разбиты на части. Чему равна каждая часть? (1 см).

Среди этих отрезков найдите тот, длина которого равна разности наибольшего и наименьшего числа из нашего ряда. Какое наибольшее число? (9). Какое наименьшее число? (0). Чему равна разность этих чисел? (9). Найдите отрезок длиной 9см. (Это красный отрезок).

Как вы определите длину? (Посчитаем количество см)

Какова длина синего отрезка? Желтого? (Длины подписать).

Кто согласен? Вы справились с третьим заданием, поставьте на маршрутном листе на полянке Повторения знак «+». У кого были ошибки? Поставьте «?». Вы поняли причину ошибки, исправили ее? Вы тоже справились с заданием, поставьте знак «+».

Какие же знания мы возьмем с собой в путешествие? Что мы повторили? (Что такое величина, длина, см, вспомнили, как узнать длину отрезка).

Как вы думаете, какое задание вас ждет впереди? (Задание для пробного действия).

Для чего оно нужно? (Чтобы мы поняли, чего не знаем).

На интерактивной доске появляется отрезок.

Ваша задача — определить длину этого отрезка с помощью линейки. Мы раньше выполняли задания на нахождение длины отрезка? ( Да).

Что нового в этом задании? (Отрезок не разбит на единичные отрезки)

Мы раньше измеряли такие отрезки, мы умеем это делать? (Нет)

Какую цель вы поставите на уроке, чему вы должны научиться? (Измерять отрезки с помощью линейки)

-Какая будет тема урока? (Измерение отрезков)

Открыть тему на интерактивной доске.

-Что вы сейчас будете делать? (Мы попробуем)

-Пойдем по тропинке Пробного действия. (Отметить фишкой). Возьмите лист №3.За одну минуту определите длину этого отрезка.

— Кто не справился? У кого нет ответа?

— Вы не смогли выполнить это задание.

— Кто получил ответ? (Фиксация результатов).

— Среди результатов есть правильный ответ – 8.

— Кто не получил этот ответ? Что вы не смогли сделать? (Выполнить правильно).

— Кто получил правильный ответ? Каким правилом вы пользовались? (Не знаем).

-Шли мы, шли по тропинке Пробного действия и оказались где? (У холма Затруднения).

-У нас возникло затруднение? (Да)

-Поставьте на своих маршрутных листах знак «?». Что же теперь надо сделать? (Надо подумать).

3 этап Выявление места и причины затруднения

Цель: 1)восстановить выполненные оперции и зафиксировать место затруднения;

2)соотнести свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

— Что же, давайте сядем на этот пенёк – он так и называется – пенёк Размышлений (отметить фишкой), и подумаем.

— Какое задание вы выполняли? (Пробовали измерить отрезок линейкой.)

— В чем у вас возникло затруднение? Вы использовали линейку для измерения отрезков? (Нет).

— Значит, наше затруднение в использовании линейки.

-Почему возникло затруднение? (Мы не умеем правильно измерять линейкой.)

Т.е., наше затруднение в том, что мы не знаем способа…(измерения отрезков)

-Так чего мы не знаем? (Как измерить отрезок)

На интерактивной доске под первым шагом УД появляется Д-10.

4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:1) построить проект выхода из затруднения.

— Вы подумали, вы поняли, чего вы не знаете, что вы сделаете теперь? (Самостоятельно будем открывать новое знание).

-Отправляемся на поляну Открытий. Но прежде, чем начать работать, нужно поставить цель. Вы поняли, что вы не знаете…(способа измерения отрезков)

-Значит, какую цель мы сейчас перед собой поставим?( Открыть правило)

-Нам помогут уже изученные правила? (Нет)

— Подумаем, что нам поможет? (Учебник).

-Составим план действий:

1.Проанализируем материал учебника.

2. Откроем сами правило.

Физ.минутка

5 этап Реализация построенного проекта

Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта;

2) зафиксировать построенный способ действия в речи и знаках;

3) организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия и зафиксировать преодоление затруднения;

4) уточнить общий характер нового знания.

— Действуем по плану.

— Откройте учебник на стр.1.

— Посмотрите на рисунок. Как измеряется длина отрезка?

— Что нужно сделать сначала? (Приложить линейку к отрезку).

— Что дальше? С каким числом надо совместить начало отрезка?

— Как определить длину отрезка?

— А теперь выведем правило.

По ходу появляются шаги алгоритма.

— Давайте теперь измерим наш отрезок с помощью правила.

-Давайте составим рисунок, чтобы нам было удобнее запомнить. Я предлагаю взять рисунок из учебника.

А Б

0 1 2 3 4

Давайте дополним его, чтобы было хорошо видно, что начало отрезка надо соединить с нулем, а конец отрезка с соответствующим числом. Как это можно показать? (Стрелочками)

А Б

0 1 2 3 4

-Сможем ли мы с помощью этого правила измерить другие отрезки? (Да)

-Мы преодоление затруднение? (Да).

-Поставим знак «+».

6 этап Первичное закрепление

Цель: 1) организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи.

-Мы можем сказать, что уже хорошо умеем измерять отрезки? (Нет)

-Что нам нужно сделать? (Потренироваться)

-Отправляемся на поле Тренировок. Возьмите лист№4.

Один ученик работает у доски.

-Теперь поработаем в парах-с.1 №4.

Проверка по подробному образцу (Д-14)

-Кто выполнил задание правильно? Поставьте на маршрутном листе на поле Тренировок знак «+». У кого были ошибки? Поставьте «!». Вы поняли причину ошибки, исправили ее? Вы тоже справились с заданием, поставьте знак «+».

Физ.минутка

7 этап Самостоятельная работа

Цель: 1) проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях.

2) организовать рефлексию нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы.

-Вы очень хорошо поработали. Что нужно сделать теперь? (Выполнить самостоятельную работу)

-Для чего? (Чтобы проверить себя)

-У нас на пути речка Самостоятельная. Сможем ее переплыть? (Да)

-Возьмите лист №5 (Р-7)

После выполнения самостоятельной работы самопроверка по подробному образцу (Д-15)

Анализ и исправление ошибок.

Те ученики, которые не допустили ошибок, ставят на маршрутном листе знак «+», допустившие ошибки – знаки «!+».

8 этап Включение в систему знаний и повторение.

Цель: 1). выявить границы применимости нового знания .

2).повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

— Где на уроках математики мы встречались с отрезками? (В геометрических заданиях).

— Я предлагаю вам геометрические фигуры. Используя новые знания, измерьте длины сторон данных фигур.

Один ученик у доски, остальные на листочках.

— Вы смогли применить новое знание при выполнении другого задания? (Да).

— Поставьте знак «+».

9 этап Рефлексия.

Цель: 1).зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.

2).провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

3).оценить собственную деятельность на уроке.

4).зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.

5).обсудить и записать домашнее задание.

— Какую цель вы ставили на уроке? (Научиться измерять отрезки).

— Вы достигли поставленной цели? (Да).

— Докажите. (Выполнили сам. работу)

— Мы шли за новыми знаниями. А что же изображено на карте в конце нашего пути? (Солнышко).

— Почему именно солнышко? (Ученье – свет).

— Чего не хватает солнышку? (Лучиков).

— Давайте подарим ему лучики. Для этого вам нужно оценить свою работу на уроке. На ваших столах лучики – с одной стороны желтые, а с другой – оранжевые. Посмотрите, сколько у вас на маршрутных листах + и ! . Кто про себя может сказать: «У меня сегодня все получилось, я молодец!», прикрепите лучик желтой стороной. Кто про себя может сказать: «У меня не сразу все получилось, были трудности, ошибки, но я справился с работой», прикрепите лучик оранжевой стороной.

Посмотрите, какое красивое солнышко! Вы сегодня очень хорошо поработали. Но значит ли это, что нам можно больше не тренироваться? (Нет, нужно выполнить домашнее задание).

— На ваших маршрутных листах спрятались отрезки. Найдите их и измерьте их длину.

12

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector