Конспект урока музыки в 6 классе «Музыкальные обработки»

Конспект урока музыки в 6 классе

Каспшаков Николай Александрович

учитель музыки высшей категории

МБОУ СОШ № 5

Каневского района Краснодарского края

Каспшакова Ирина Григорьевна

учитель музыки высшей категории

МБОУ СОШ №11

Каневского района Краснодарского края

Тема: «Музыкальные обработки»

Тема урока: Музыкальные обработки.

Цель: Расширить знания о музыкальных обработках.

Задачи:

обучающие – знакомство:

— с музыкой И.С.Баха;

— с понятиями музыкальные обработками, переложения, аранжировка;

— с понятием remix в современной музыке.

развивающие – развитие музыкально-образного восприятия музыки; развитие эмоциональной сферы учащихся; развитие интереса к музыке прошлых веков через современные музыкальные обработки.

воспитательные – воспитание уважения к музыкальной культуре разного времени.

  1. Введение в тему урока.

Презентация слайд № 3

Сегодня мы, продолжая тему полугодия «В чём сила музыки», поговорим о музыкальных обработках или переложениях. Музыканты часто обработки называют аранжировками. Аранжировка в переводе с французского языка означает — устраивать, приводить в порядок. Однако в музыке этот термин приобретает иное значение. В самом деле, трудно представить, что музыкальное произведение нужно приводить в порядок. Ведь композитор своё произведение сочинил таким, каким он его задумывал. Ведь своей музыкой он передаёт какой-то образ, и внесение какого-либо изменения в произведение может нарушить этот образ. Вот поэтому слово аранжировка в музыке переводится как переложение. (Терминология — http://www.as-workshop.ru/faq/2010-01-30-22-27-05 )

Последний раз мы с вами встречались с аранжировкой в 5 классе, когда слушали

«Вокализ» С.В.Рахманинова для голоса с фортепиано и его переложение, где человеческий голос заменяла труба. При этом «Вокализ» в переложении терял свою чистоту, теплоту и чувственность присущую человеческому голосу.

Раньше в фотоателье можно было встретить картонные картины с вырезом для лица. Вставляешь голову, щёлк… И получается лицо на фотографии твоё, а всё остальное чужое. Сейчас, конечно, ни в какое фотоателье для этого идти не нужно. Можно сидя дома за компьютером с помощью компьютерных программ сделать себе фотосессию по всем странам и достопримечательностям мира.

Вот так и в музыке. Бывает, слушаешь какую-нибудь песню или инструментальное произведение, а узнать сразу не можешь. В лицо, т.е. по мелодии музыка знакомая, но какая-то не такая, другая. Это и есть аранжировка. В наше время аранжировки сплошь и рядом встречаются в эстрадной музыке, только называются они не аранжировки, а remix. Изменили темп, ритм кое-что добавили в мелодию и всё новая песня готова.

Но аранжировки в наше время встречаются не только в таком эстрадном варианте.

Современные композиторы, в том числе и эстрадные, делают достаточно много переложений известных произведений великих композиторов прошлых веков Чайковского, Бетховена, Моцарта, Вивальди и многих других.

2. Слушание музыки.

Сегодня мы с вами обратимся к музыке великого немецкого композитора XVIIXVIII веков И.С.Баха (31.03.1685г. – 28.07.1750г.).

Презентация слайд № 4

Бах занимает одно из первых мест по количеству аранжировок, сделанных в наше время на его произведения. Объектом нашего внимания сегодня станет уже знакомое вам произведение Баха «Шутка». Давайте вспомним это произведение.

Звучит «Шутка» И.С.Баха

— Какая музыка по характеру? (свободная, лёгкая, весёлая, игривая)

— Соответствует музыка названию произведения? (да, потому что шутка такая же лёгкая, забавная, от хорошей шутки всегда весело)

С какой птицей можно сравнить эту музыку? (маленькая птичка)

Определите её положение в пространстве. (кружащаяся в воздухе)

— Что имеет главенствующую роль в произведении, мелодия или аккомпанемент?

А сейчас давайте послушаем ещё одну «Шутку» Баха.

Презентация слайд № 5

Проследите, пожалуйста появятся в музыке какие-либо изменения или нет.

Звучит «Шутка» И.С.Баха в эстрадной обработке

— Что нового приобрела музыка? (ритм)

— Что стало с этой «Шуткой»? Она осталась такой же лёгкой, изящной, как и была

(с приобретением ритма она потеряла лёгкость, свободу, игривость)

— С какой птицей можно сравнить это звучание и где теперь она находится в пространстве? (более крупная птица, не высоко кружащая, а более приземлённая)

А сейчас давайте послушаем ещё один вариант «Шутки»

Презентация слайд № 6

Звучит «Шутка» И.С.Баха в исполнении В.Зинчука

— Какой стала музыка на этот раз? Что она приобрела или потеряла? (ритм преобладает над мелодией, можно сказать даже задавливает её, музыка стала тяжёлой, отсутствует даже намёк на лёгкость, игривость…)

— С какой птицей теперь можно сравнить это звучание и где она находится в пространстве? (страус, несущийся по земле, оставляя в ней глубокие следы)

Виктор Зинчук — заслуженный артист России, виртуозный гитарист, композитор и аранжировщик.

Хорошая обработка может улучшить, украсить произведение, дать ему новую жизнь, а плохая — может испортить, даже изуродовать до неузнаваемости прекрасную музыку.

Сами композиторы, добиваясь наибольшей красоты своего произведения, делали иногда по несколько обработок одного и того же произведения.

— В прозвучавших аранжировках «Шутка» Баха стала лучше или хуже?

— Как, по-вашему, зачем современные композиторы вновь и вновь обращаются к музыке?

великих мастеров прошлого, зачем делаются подобного рода аранжировки, переложения?

(основная цель – приблизить музыку прошлых веков к современности, донести её до современного слушателя)

— Какая из аранжировок более современная? («Шутка» в обработке В.Зинчука)

— Какой вариант «Шутки» интереснее слушать вам и почему? (ответ учащихся)

— «Шутка» Баха «прожила» несколько столетий. Сможет ли понравившаяся вам аранжировка «прожить» столько же, сколько и оригинал произведения и почему? (с появлением новых стилей и направлений будут появляться всё новые и новые аранжировки, а старые уходить в небытие)

Презентация слайд № 7

4. Проверочные задания.

Давайте вспомним:

  1. Что означает слово «аранжировка»? (переложение, изменение состава исполнителей, музыкального стиля и т.д.)

  2. Кто такой И.С. Бах? (немецкий композитор17-18 вв.)

  3. Кто такой В.Зинчук? (заслуженный артист России, виртуозный гитарист, композитор и аранжировщик.)

  4. Для чего создаются музыкальные обработки? (приближение к современному звучанию, современному слушателю)

Молодцы. Вы были внимательны на уроке.

5. Вокально-хоровая работа. На усмотрение учителя подбирается песня, изученная ранее и исполняется в оригинале и в аранжировке. Например, песня исполняется под музыкальный инструмент, а затем под эстрадную минусовую фонограмму, что тоже будет аранжировкой.

6.Рефлексия. Подведение итогов. Оценивание.

Сегодня на уроке вы все замечательно работали. Узнали много нового о способах создания новой музыки. Побывали в роли экспертов-аналитиков. Все вы заслуживаете отличных оценок.

7. Домашнее задание: подобрать произведение какого-либо композитора и найти аранжировку этого произведения.

Ну, а на сегодня мне остаётся с вами попрощаться. До свидания, до следующей встречи.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

И.С.Бах — http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/bf/JSBach.jpg/250px-JSBach.jpg

Виктор Зинчук — http://zinchuk.ru/Discography.htm

Эстрадный ансамбль — http://t3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRRzKg3b-2Lw9FHKiSu-uAfkCu3kzZEx6axChDXzJPufGvU3kit6Q

Бах 2 — http://vseportrety.ru/bach-rz.gif

Терминология — http://www.as-workshop.ru/faq/2010-01-30-22-27-05

Шаблон презентации — http://prezentacii.com/shablony-powerpoint/250-muzykalnyy-shablon-dlya-prezentacii.html

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *