Конспект урока музыки «Маршевость» 3 класс

3класс 40 минут

Тема четверти: Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость.

Тема:Маршевость.
Цель:

— познакомить детей ближе с понятиями песенность, танцевальность, маршевость,

— систематизировать и обобщить ключевые знания учащихся;

— прививать любовь и интерес к музыке;

— формировать способность анализировать музыку.

Задачи:

— научить детей прислушиваться к музыке, ее выразительным особенностям; — развивать у детей фантазию и образное восприятие музыки;

— развитие импровизации;

— развивать вокальные навыки при исполнении песен.

Формирование УУД

Познавательные УУД:

формирование интереса к музыкальным занятиям и позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности.

Регулятивные УУД:

планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, создание музыкально-танцевальных импровизаций, оценка своей музыкально-творческой деятельности, приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере прослушанной музыки, сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности.

Коммуникативные УУД:

передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности, передавать свои музыкальные впечатления в устном речевом высказывании, работа в творческих тетрадях.

Личностные УУД:

эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений

Музыкальный материал:

Диски с записями: «Ночь», «Золотые рыбки», «Царь Горох» из балета Р.Щедрина; увертюра из оперы «Кармен» Ж.Бизе, Бетховен «Симфония №5» (3 часть).

Песня « С нами, друг!» Г. Струве.

Песня «Росиночка–Россия»

Оборудование: Компьютер, иллюстрации к сказке Петра Ершова «Конёк – Горбунок», портреты композиторов, учебник «Музыка 3 класс» Л.В. Школяр, В.О. Усачева.

Ход урока:

I.Организационный

Вход под музыку Г. Струве «С нами, друг!». Исполнение песни.

— Ребята! К какому киту (жанру музыки) относится это произведение?

— Песня.

— Какого характера произведение?

— Задорное, весёлое и т.д. Что хочется делать, слушая и исполняя его? (маршировать).

— Действительно, киты могут встречаться вместе, образовывая песню-танец или песню-марш.

Ребята! В большом мире музыки много загадок! Оказывается под музыку танца не всегда можно танцевать, под музыку песни петь, а под музыку марша маршировать.

II.Объяснение урока:

На предыдущих занятиях мы уже говорили о песенности, танцевальности и маршевости, которые встречаются в крупных музыкальных произведениях – симфониях, операх и балетах.

На сегодняшнем уроке мы прослушаем фрагменты из балета «Конёк – Горбунок» Р.Щедрина по сказке Петра Ершова.

Р.Щедрин – композитор нашего времени, написал много опер, балетов и другой музыки. (Показываю портрет композитора)

Давайте вспомним содержание сказки. (Дети рассказывают)

А сейчас я прочитаю отрывки из сказки. А вы внимательно следите за текстом и определите, какому жанру они соответствуют.

А теперь прослушайте три музыкальных фрагмента из балета «Конёк – Горбунок» Р.Щедрина и определите, какой фрагмент относится к песенной музыке, а какой к танцевальной и маршевой.

У каждого из вас есть таблица, куда вы впишите свои результаты

(у каждого ученика распечатана таблица).

Р.Щедрин

Балет «Конёк – Горбунок»

Песенность

Танцевальность

Маршевость

  1. «Ночь»

+

  1. «Золотые рыбки»

+

  1. «Царь Горох»

+

Прослушивание записи: «Ночь», «Золотые рыбки», «Царь Горох».

Что вы можете сказать о прослушанной музыке? (Все три темы 
контрастны).

Чем они не похожи? Расскажите о каждой части.

1.«Ночь» — построена на интонациях русской народной песни –
напевная, протяжная, напоминает колыбельную, но в ней никто не поёт. Это музыка песенного характера . Можно такую мелодию напевать с закрытым ртом, делать мерное покачивание? (Да)

2.«Золотые рыбки» — лёгкая, грациозная музыка с неожиданным ударением. Всё это делает музыку похожей на танец, но никто не танцует. Это танцевальная музыка.

3.«Царь Горох» — основная тема царя. Какие инструменты вы слышали? (Три трубы и барабан). Музыка маршевая, но это не настоящий марш, нет чёткого начала и конца (маршевость слышна в музыке, можно представить идущего коня или людей, но нельзя сказать, что это марш, под неё нельзя маршировать). Звучит музыка торжественно и смешно.

 

— Какой он Царь Горох? (Царь лысый , с седой бородой, глупый, жадный, толстый, в большой короне, думает, что величина короны добавляет величия. Под звуки фанфар вступает он в город на богато украшенном коне, народ падает на колени, а он, восседая высоко на коне, с презрением и высокомерием смотрит на толпу, свита его тоже шествует, высоко подняв носы. Дети рисуют картину шествия Царя Гороха.)

— Все вы говорите правильно, а особенно ценно то, что вы нарисовали картину шествия царя, значит, вы услышали маршевые интонации в музыке? (Да. Это не был марш, но была слышна в музыке балета поступь, прозвучала маршевость. Под этот марш в жизни маршировать нельзя, а в балете можно  (Дети делают вывод сами.)

В музыке оперы люди «вступают в разговор», общаются между собой ариями, речитативами и другими «песнями». А балет, это музыкальный спектакль, в котором артисты тацуют.

В балете люди общаются движением, танцем, но это тоже разговор. Вот вы услышали характер царя и придворных и их шествие.

— Но что сатирическое в музыке? (Нестройные аккорды подчеркивают глупость царя, его хромота) Дети исполняют фрагмент. Повторное прослушивание с исполнением шага хромого царя.

А теперь вашему вниманию я хочу представить увертюру к опере

  • « Кармен» французского композитора Ж. Бизе.

  • Увертюра – это музыка, которой открывается оперный или балетный спектакль.

  • Какую музыку вы здесь услышите?

  • Маршевую, песенную. А какой характер увертюры яснее выражен?

Вывод: (делают дети)

Песенность – это когда музыка напевная, песенно- мелодичная, но не обязательно для пения.

Маршевость – ритм, темп говорит о марше (ритмы походные, торжественные, бравурные, но не обязательно для марширования.

Танцевальность – музыка напоминает танец, пронизана ритмами танцев (от народных до польки и вальса), но не обязательно предназначена для танцев.

— Какое настроение у такой музыки? (Хорошее, веселое, бодрое и т.д.)

Во все времена человек борется со злом.

В музыке Бетховена эти страстные призывы слышны очень часто. Достигается это использованием определенных музыкальных средств – громкого звучания, быстрого темпа, решительного и мужественного характера музыки, волевых, жестких интонаций, четкого ритма.

— Все эти характеристики приближают музыку Бетховена к какому жанру? (Марш.)

— Прослушайте фрагмент 5-й симфонии Бетховена и подтвердите мои слова. В произведениях этого великого композитора мы будем часто встречаться с героическим звучанием. 5-я симфония – один из самых ярких образцов именно такой музыки.

 Слушание фрагмента третей части 5-й симфонии Л. Бетховена. Какая это музыка? Расскажите. (Музыка сильная, победная, жизнеутверждающая, величественная).

  — Услышали вы все о том, о чем мы с вами говорили? (Да.)Давайте разучим главную мелодию этой симфонии. Исполняю на фортепиано. Разучиваем по фразам.

— Исполнение песни «Росиночка – Россия».

— Разучивание песни «Осень» С. Юдиной.

III. Обобщение.

— О чем мы говорили сегодня на уроке? (О песенности, танцевальности и маршевости).

— Музыку каких композиторов слушали? Узнайте их на портретах. 

 

Домашнее задание: Ребята, нарисуйте рисунок к любому прослушанному музыкальному отрывку.

Урока время истекло, я вам, ребята, благодарна, за то, что приняли тепло и поработали ударно!!!

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector