Конспект урока литературного чтения «Способ создания образа» на материале сказки Андерсена «Чайник» 3 класс

Конспект урока литературного чтения «Способ создания образа» на материале сказки Андерсена «Чайник»

3 класс

Учитель: Максимова Ю.Ю.

(учебник Матвеева Е.И. «Литературное чтение» 3 кл.)

  1. Место урока в теме.

Тема урока является частью раздела « И сразу стало все не так», в ходе изучения которого дети знакомятся с такими приемами изображения как олицетворение и звукопись. При работе над изучаемой темой обращаем внимание на способы создания образа: описание героя, анализ его действий, особенностей речи.

Нынешний урок предполагает еще одно открытие: речь автора о герое и речь героя может содержать разную оценку.

Продолжаем уделять внимание формулировке авторской идеи текста.

  1. Цели урока:

  • Познавательные: создать условия для осмысленного понимания произведения.

Учебная задача №1. Выявление авторской позиции.

Учебная задача №2. Развитие умения анализировать эпическое произведение в жанре авторской сказки. Анализ образа.

  • Развивающие: формирование умения анализировать материал, делать выводы, развитие способности понимания,

  • Воспитывающие: формирование умения работать в команде.

  1. Формируемые УУД

В области образовательных компетенций:

  • Ставить вопрос.

  • Отбирать необходимые материалы.

В области компетенций взаимодействия:

  • Задавать «умные» вопросы,

  • Договариваться внутри группы.

План урока:

  1. Актуализация знаний : проверка ДЗ

  2. Чтение с остановками (беседа на уточнение значений некоторых слов, расстановка акцентов). Введение понятий Р-А и Р-Г

  3. Драматизация: выразительное чтение по частям в группах.

  4. Анализ характера героя – поиск подходящих эпитетов.

  5. Индивидуальная работа: постановка вопросов.

  6. Групповое обсуждение вопросов, поиск проблемных вопросов.

  7. Беседа (фронтально) по поставленным проблемным вопросам.

  8. Подведение итогов.

Ход урока:

  1. Актуализация знаний. Проверка ДЗ

Выразительное чтение учащихся стихотворения Ю.Мориц «Пузатый чайник»

Кто рассказчик в этом стихотворении? Автор. Какой литературный прием делает чайник таким привлекательным? (Олицетворение, звукопись, сравнение)

Сегодня мы познакомимся с еще одной историей про чайник. Автор этой сказки Г.Х.Андерсен. Андерсен написал много сказок, нередко в его сказках оживают обычные предметы (например, воротничок или подвязка). Надо помнить, что Андерсен писал сказки для взрослых, но и ребенок найдет для себя много полезного, если, конечно, сумеет быть внимательным читателем, умеющим видеть то, что написано между строк.

  1. Знакомство с текстом. Чтение учителя с остановками. По ходу чтения ра

Часть 1.

— Кто рассказывает о чайнике? (автор-рассказчик)

— Какое слово Вас удивило? (горденёк)

По словарю Даля:

ГОРДЫЙ, гордынный, гордостный, горделивый, надменный, высокомерный, кичливый; надутый, высоносый, спесивый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше прочих.

Горделивый, смягчает свойство это; гордоватый или горденек.

(пометка для группы 1.)

Часть 2.

— От чьего имени повествование? (чайник) – рассказчик-герой.

СМИРЕННЫЙ – покорный,

— Почему чайник называет себя королем? (приносит пользу: утоляет жажду, превращает воду в ароматный чай).

Часть 3.

— Что чувствуете вы? Почему?

Часть 4.

А теперь рассказ самого Чайника. «Меня прозвали калекою…»

— Что больше всего беспокоит чайник? («стоять без всякой пользы, без всякой цели – и внутренней, и внешней.»)

— Чем стала луковица для чайника? (сердцем)

Часть 5.

-Что осталось у чайника? (Его воспоминания – то, что внутри, в душе!)

-Что вам было интересно в сказке?

3. Подготовка выразительного чтения.

Групповая работа: распределение ролей и обязанностей, репетиция – 5 минут.

Представление работы – выразительное чтение сказки от начала до самого конца.

  1. Анализ образа героя.

На доске расположены фигуры и слова, обозначающие качества и состояния героя.

чайник

горшок

черепок

счастливый

богатый

полезный

несчастный

ненужный

заботливый

горденёк

красивый

скромный

гордый

смиренный

король

мудрый

смешной

сердечный

глупый

Дети по очереди выходят, перемещают качество, поясняют позицию.

В итоге получаем характеристику:

Чайник – красивый, горденёк, несчастный, полезный, смешной.

Горшок – заботливый, полезный, скромный, сердечный, счастливый.

Черепок – мудрый, смиренный, богатый, ненужный.

Уточняем, совпадает ли позиция героя и позиция автора размещении карточек.

  1. Анализ содержания. Прием постановки вопросов.

  • Индивидуальная работа в тетради:

Записать вопросы, помогающие понять позицию автора (3 шт.)

  • Групповое обсуждение вопросов:

Выбрать в группе наиболее удачные вопросы.

  • Задать вопрос классу.

Фронтальное обсуждение. Беседа, организованная учащимися.

  1. Автор вложил мудрую мысль в уста своего героя. Найдите ее.

«Какое блаженство забывать себя самого ради других!»

Зависит ли счастье от красоты?

Рефлексия: про полезное, интересное, сложное.

ДЗ Чему учит нас Андерсен?

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector