Конспект урока литературного чтения 4 класс «Е.Велтистов «Приключения Электроника». Начало фантастических событий»

МИНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13

Конспект урока литературного чтения

Образовательная система: «Школа 2100».

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма проведения: мультимедиа.

Тема урока: Е.Велтистов «Приключения Электроника». Начало фантастических событий.

Класс: 4 (1-4)

Ф.И.О. преподавателя: Кулашкина Алена Николаевна.

г. Сургут,

2013/14 учебный год.

Технологическая карта урока

Тема:

Е.Велтистов. «Приключения Электроника». Начало фантастических событий.

Цели урока:

Образовательные: познакомить детей с произведением Е.Велстистова «Приключения Электроника»; его идейно-смысловым и художественным содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыка чтения.

Развивающие: развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей, устную речь учащихся, умение анализировать, обобщать, сопоставлять, формировать коммуникативные навыки в ходе групповой работы.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свои поступки, взаимоуважение, умение работать дружно. (Слайд 2)

Тип урока:

Формирование нового знания

Форма проведения

комбинированный с использованием информационных технологий

Ресурсы:

Оборудование учителя:

мультимедийный проектор;

ноутбук;

экран;

мультимедийная презентация к уроку ;

учебник Литературное чтение » В океане света» . Авторы Р.Н.Бунеев ,Е.В.Бунеева, 4 класс, 1 часть;

самоанализ урока;

Оборудование учащихся:

учебник Литературное чтение » В океане света». Авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, 4 класс, 1 часть;

толковые словари: С.И. Ожегова; О.Д.Ушакова,В.В.Репкина,В.И.Даля.

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа , работа в парах.

Этап урока/время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся

Предметные результаты

  1. Мобилизующий этап.

Самоопределение к в деятельности. / 2 мин

Цель.

Включение детей

в деятельность на

личностно-значимом

уровне.

Мотивирует учащихся к учебной деятельности.

Приветствуют учителя.

Определяют автора слов к песне из кинофильма «Приключения Петрова и Васечкина».

Школьная жизнь, идет день за днём, месяц за месяцем….

Если умеешь радоваться жизни, интересным становится всё. А что каждый из вас считает интересным в школе? Послушайте фрагмент песни о школе!

С каким настроением вы пришли сегодня в школу?

Внутренняя позиция школьника. Положительное отношение к процессу познания.

  1. Актуализация знаний./ 8 мин. Введение в тему

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Организует проверку домашнего задания.

Использует подводящий диалог.

Повторяют изученный ранее материал.

Класс делится на группы. Учащиеся выбирают источник информации и осуществляют поиск значения указанного слова. Фиксируют индивидуальное затруднение в учебном действии.

Выполняют задание в группах, по окончании работы проговаривают, как действовали.

— Узнали, кто автор слов к песне видеофрагмента?

— Есть ли у вас любимое стихотворение Генриха Сапгира?

-Чтение наизусть стихотворений Генриха Сапгира.

Проверка домашнего задания.

— Можно ли сказать, что Генрих Сапгир — фантазёр?

— Как вы понимаете значение слова «фантазия»?

«Фантазия — способность к творческому воображению; само такое воображение; нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное;

прихоть, причуда». По словарю Ожегова.

— Когда говорят «богатая фантазия», «полет фантазии», « на крыльях фантазии»?

Именно благодаря фантазии человек может творить. Древние греки называли Фантазом — бога сна. Он заведовал на Олимпе иллюзиями. От этого корня и произошли слова слово «фантазия» и «фантастика» Слово «фантазия» произошло от греческого (от греч. « воображение»).

Как вы понимаете значение слова «фантастика»?

Где точнее найти определение этого слова?

Первая группа самостоятельно формулируют значение слова «Фантастика», используя журналы научного характера..

Вторая группа работают в книге по чтению.

Третья группа работают в со словарём С.И.Ожегова, Н.Ю.Шведова.

Четвертая группа ищет в словарях В.И.Даля, М.Фасмера.

Пятая группа использует для поиска толковый словарик школьника О.Д.Ушакова.

Выступление представителей групп.

Какая группа дала наиболее точное и доступное определение?

Фантастика, 1. Что-либо невероятное. Невообразимое ( разг.).2. Литературные произведения, описывающие сверхъестественные события. По словарю О.Д.Ушакова.

Фантастика

1. Похожий на фантазию, причудливый, волшебный сверхъестественный.

2. Совершенно неправдоподобный, невероятный, несбыточный.

По словарю С.И.Ожегова.

Формирование мотивационной основы учебной деятельности;

формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Выбор источника информации.

Работа с учебной задачей.

  1. Постановка учебной проблемы. / 10 мин. Работа с текстом до чтения.

Цель.

Формулирование темы урока

Обогащает словарный запас обучающихся, кругозор.

Выполняют задания в рабочей тетради.

Формулируют тему урока, определяют жанр произведения.

Работают с текстом в учебнике.

Современная фантастика представлена в литературе основными направлениями: фентези, ужасы и научная фантастика.

— Кто из вас любит читать фантастику?

— Как вы думаете можно ли фантастику написать стихами?

Следующее задание для работы в парах. Игра «Шутка или фантастика?»

В рабочей тетради (стр. 6) прочитайте задание 1.1.

Как надо прочитать стихотворение Генриха Сапгира? Сначала прочитать стихотворение как шуточное, несерьёзное, а потом прочитать как фантастическое. Поиграйте с соседом по парте, один читает, а другой определяет: шутка или фантастика.

Показательное чтение 2-3 человек.

Герои нашего учебника Оля и Игорь очень любят играть в эту игру.

Хотите узнать какая фантастическая повесть им больше всего нравится?

Чтение текста на стр.8.

-Сформулируйте, какой будет тема нашего урока?

-Кто это «Электроник»?

Прочитайте имя и фамилию автора произведения. Может быть кто-то уже знаком с героями Евгения Велтистова?

А что вы знаете об авторе этой прекрасной книги?

Выступления учащихся.

Евгений Велтистов.

Москвич. Родился в семье военного инженера в 1934 году. Очень любил чтение книг. Когда его однажды спросили: «Кем ты станешь в будущем?», он ответил «Продавцом детских книжек, чтобы прочитать всё!» Потом он передумал. Стал журналистом. Работал редактором в популярном журнале «Огонёк».

Как возник образ «Электроника — мальчика из чемодана»?

Однажды молодой автор собрался в отпуск , к морю. Уложил чемодан. Сел в такси. Чемодан показался Велтистову очень тяжелым. Чтобы нести его было легче, он стал фантазировать: может в чемодане что-то есть?

Может там ……электронный мальчик? Вошел в купе , открыл чемодан и ахнул! Оказывается писатель в спешке перепутал чемоданы: взял другой, набитый книгами. Поезд тронулся…. Пришлось у моря почитать вволю.

Электроник сразу полюбился ребятам. Ребята стали рисовать и конструировать собственных роботов. Потом появилась вторая и третья часть книги под названиями «Ресси — неуловимый друг» и «Победитель невозможного».

А когда на телеэкран вышел фильм, поставленный по сценарию Е.Велтистова — успех превзошёл ожидания. Вот так прогресс.

— Что интересного узнали?

— Рассмотрите произведение в учебнике. Докажите, что это повесть. ( Разделена на главы, каждая глава имеет название, большой объём).

— Рассмотрите иллюстрации к произведению. Предположите, о ком пойдет речь в повести?

-Прочитайте справку. Кому она выдана?

-Что необычного заметили?

-Кто составитель справки? Кем она выдана?

-Значит появление Электроника это результат какого труда? (научного труда).

-Может ли быть выдана такая справка в реальной действительности?

-Что вы знаете о роботах?

-Предположите, о каком мальчике пойдёт речь в первой главе?

Повесть «Приключения Электроника»- это научная фантастика?

Умение формулировать тему урока.

Правильное и умелое пользование речью в различных жизненных ситуациях.

Вступают в диалог с учителем.

Динамическая пауза.

Выполняют действия по инструкции учителя

  1. Поиск решения проблемы.

Работа с текстом во время чтения. / 10 мин

Цель. Обогащение словарного запаса обучающихся, расширение общего кругозора

Отвечают на поставленный вопрос, ориентируясь по книге.

Предлагают свои версии ответов на поставленные вопросы.

Чтение вслух с комментированием.

Комментированное чтение 1 главы.

— Для чего собираются кибернетики на конгрессе? (Для того, чтобы обменяться опытом, доложить об успехах и достижениях в науке.)

— Как была организована встреча профессора Громова? (Встреча организована торжественно, что говорит о важности конгресса.)

— О чём предполагает директор гостиницы, увидев чёрный чемодан? (Что в нём приборы.)

— Что доказывает, что ящик действительно тяжелый? (Лицо директора покраснело от тяжести чемодана.)

— Какие детали в благоустройства города кажутся необычными, фантастическими ? (Воздушное такси — маленький вертолёт, прозрачные раздвижные купола на крышах зданий, видеотелефон.)

— Почему, не один человек не мог бы догадаться , что в чемодане был кибернетический мальчик. т. е. робот?

( Робот был похож на обычного мальчика.)

Рассмотрите иллюстрацию. Каким может быть робот? (Ответы учащихся)

Робот — это машина, автомат, который может заменять человека. Робот питается электроэнергией.

— Почему процедура подкрепления электрическим током была так необходима мальчику? (Профессор предупредил, что Электронику предстоит много двигаться.)

-. Что же произошло?

( Робот получил заряд высокого напряжения.)

— Какой электрический заряд получил Электроник? (220 вольт.)

— Как это повлияло на поведение Электроника?

( Прыгает со второго этажа и убегает.)

Профессор встревожен. Предположите, почему?

( Электроник окажется среди людей.)

— Что за необычайные события ждут Электроника, пофантазируйте. (Ответы детей.)

Оценить ситуацию с точки зрения моральной нормы, правил поведения.

Анализировать содержание рассказа.

Умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнения других.

Словарная работа.

Организует словарную работу с учащимися.

Словарная работа ведётся по ходу чтения текста произведения.

На основе жизненного опыта определяют толкование слов.

Конгресс — собрание ученых.

Кибернетика-наука о передаче и управлении информацией.

Кибернетики — ученые, которые изучают, конструируют электронные, вычислительные и другие машины.

Робот — это машина, автомат, который может заменять человека. Робот питается электроэнергией.

Развитие связной речи младших школьников.

Гимнастика для глаз

Цель. Расслабление глаз.

Выполняют действия по инструкции учителя

  1. Построение плана выхода из затруднения и решение проблемного вопроса.

Работа с текстом после чтения./ 10 мин.

Цель. Формировать умение анализировать и оценивать прочитанное.

Дает возможность учащимся самостоятельно оценить свое настроение и свою работу.

Учащиеся самостоятельно оценивают свою деятельность на уроке.

Формулируют учебный вопрос, называют этапы работы.

Отвечают на вопрос, формулируя выводы и предложения.

Выполняют здание в парах, проговаривают, как действовали.

Обобщают, делают выводы.

-Интересна история об Электронике? (История об Электронике заряжает энергией тех, кому интересна наука, достижения человечества.)

После первичного прочтения можно ли ответить на главный вопрос?

Класс делится на 3 группы. Каждая группа получает отрывок текста из первой главы. Задача: прочитать текст, найти факты, подтверждающие, что повесть – научно- фантастическая. Составляем план действий:

  1. Прочитать.

  2. Выбрать фрагменты из текста, подтверждающие научную направленность повести.

  3. Изобразить.

  4. Аргументировать выбор и сформулировать вывод.

Смысловое чтение. Извлечение необходимой информации.

Умение делать выводы в результате совместной работы

  1. Итог урока.

Воспроизведение нового знания. / 2 мин

Цель. Подвести итоги работы на уроке

Воспроизведение нового знания обучающимися.

-Какой был проблемный вопрос?

-Какой решение мы нашли ?

-Чья версия подтвердилась?

Комментированное выставление оценок.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость к прочитанному, к героям и их поступкам, прививать этические качества личности — доброту, скромность.

Рефлексия учебной деятельности./ 2 мин

-Может быть сегодня ночью, где-то нашей школе будет светиться одно окно: это Электроник в кабинете математики листает то за томом всю ночь напролёт.

Посмотри на эту школьную лестницу, подумай и отметь, на какую ступеньку ты поставишь себя, если встретишь Электроника

Нижняя ступенька – Не смогу стать ему другом.

Средняя — Сомневаюсь.

Верхняя — Уверен, смогу стать другом мальчика из чемодана

— Что получилось?

Домашнее задание. / 1 мин

Записывает задание на доске.

Записывают задание в дневник.

Нарисуй робота будущего и составь два вопроса для внимательного читателя.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector