Конспект урока «Колонии древних греков» 5 класс

Конспект урока по истории Древнего мира

5 класс

Учитель: Тальков С.В.

Тема: Основание греческих колоний

Тип урока: комбинированный

Форма урока: традиционная

Программное содержание: Греческие колонии на берегах Средиземного и черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».

Цель: ознакомить учащихся с основным содержанием материала

Задачи:

  1. выявить причины колонизации;

  2. обозначить основные направления колонизации, важнейшие колонии;

  3. на примере греков и скифов донести до учащихся необходимость почитания Родины даже за ее пределами;

  4. продолжить развитие навыков работы с картой;

  5. побудить учащихся к рассуждению и аргументированию своей точки зрения.

Основные даты: 8 – 6вв. до н.э.

Основные понятия: Эллада, эллины

Основные имена: Геродот, Скил

Оборудование урока: карта Средиземноморья

План изучения нового материала:

  1. Причины колонизации;

  2. Основные колонии;

  3. Соседи греческих колонизаторов, Скил;

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент

Приветствие

Отметка присутствующих

Проверка готовности к уроку (учебник, тетрадь, дневник, атлас, письменные принадлежности)

Подготовка к работе: запись числа в тетрадь, позитивный настрой на урок

  1. Постановка учебной задачи

Вступительное слово учителя.

Мы знаем о том, что страна греков была неплодородной, гористой. Здесь было мало земли, и нечем прокормить растущее население. И что же делали греки? Они уплывали за пределы Родины искать лучшую жизнь. Это и называлось Колонизацией.

Главный вопрос:

Нужно ли сохранять традиции своего народа?

  1. Изучение нового материала

1.Причины колонизации

Образное повествование.

Что заставляло греков покидать свою Родину? Я расскажу вам несколько историй из жизни Древних греков, а вы попытаетесь найти то, что, по вашему мнению, побудило их покинуть Родину.

«Я бедный крестьянин, в нашей долине лучше меня никто не умеет вспахивать землю, но что толку! Участок мой высоко в горах, земли в долине захватила власть. Сколько не работай, все равно не сможешь прокормить себя».

— Какая причина отъезда в этой истории?

«У меня поставили на участке долговой камень, лишился я покоя. Боюсь стать рабом – должником. Решил я бросить и заложенный участок, и родную деревню. Говорят, за морем есть страны, где, сколько хочешь земли».

— А здесь, какая причина?

«Я торговец и мне нужно все знать, что твориться за границей. Люди рассказывают, что в заморских странах меняют пшеницу и рабов на греческие товары: вазы, шерстяные ткани, вино, оливковое масло, оружие. Я хочу обогатиться за морем»

— Что здесь является причиной?

«В моем городе творится хаос. Мои друзья и я держали власть в руках, пока не взбунтовались соперники, они подняли народный мятеж и захватили город. Меня выгнали из родного города, нет пути назад».

— Какая причина отъезда в этой истории?

Причины колонизации

А теперь заполним схему.

Недостаток земли

Угроза долговой кабалы

Перспективы морской торговли

Политическая борьба

2. Основные колонии

Образное повествование с использованием карты.

А теперь ознакомимся с основными греческими колониями. Греки селились вдоль Черного моря, здесь были города Херсонес, Ольвия, Танаис. На Сицилии находились Сиракузы. На Севере Африки была Кирена, самая западная – Массилия.

3. Соседи греческих колонизаторов, Скил.

Работа с понятиями.

Рядом с греками жили слаборазвитые народы, которых они пренебрежительно называли варварами. Это слово переводится как «нечленораздельно говорящие», им казалось, что они говорят «barbarbar», отсюда это слово вошло в обиход.

Себя греки называли эллинами, а свою Родину – Элладой. Эллины воспевали свою Родину, считали ее лучшей, гордились ей и делали все для ее процветания.

Сюжетное повествование.

К северным берегам Черного моря приплыл знаменитый греческий историк Геродот. Это был город Ольвия. По соседству жили скифы. В своей книге Геродот рассказал легенду о скифском царе Скиле.

Выборочное чтение.

— Почему Скилу понравилась греческая культура?

— Почему скифы разгневались на царя?

  1. Первичное повторение

Повторительно – обобщающая беседа.

— Вспомните причины колонизации.

-От кого мы знаем историю о Скиле?

— Представьте себе, вы эллины и покинули свою Родину, где вы первой очередью будете селиться? Какой должна быть эта земля?

— Помнили они свою Родину, традиции, обычаи, семью, или навсегда забыли неприветливое Отечество?

Работа с картой: игра «молчанка».

Учитель, молча, показывает основные колонии.

Вывод: Грекам приходилось покидать Родину, но они на новой земле строили такую же жизнь, что и в Греции: законы, власть, праздники, божества, еда, напитки, дома, искусство… Соблюдение традиций и веры предков необходимо, т.к. это и есть история народа.

  1. Подведение итогов урока

Общая характеристика познавательной деятельности учащихся, содержательная оценка и выставление отметок

Приветствуют стоя

Дежурный

Пройти по рядам

На доске число

Запись темы в тетрадь

Нехватка земли

Долговая кабала

Выгодная торговля в колониях

Политическая борьба

Учащиеся фиксируют схему в тетрадь

Запись в тетрадь под диктовку:

направления

колонизации.

Херсонес, Ольвия, Танаис. Сиракузы. Кирена. Мессилия.

Запись в тетрадь под диктовку: Варвары – собирательное обозначение греками соседних народов.

Эллины – самоназвание Древних греков. Эллада – обозначение Древней Греции.

Учебник стр.155 – 156 (6 человек по абзацу)

Греческая культура была доселе невиданной и интересной для молодого царя, он считал ее высокоразвитой и красивой.

Нельзя нарушать обычаи предков. Нужно почитать свою Родину, какой бы она не была.

Нехватка земли, долговая кабала, выгодная торговля в колониях, политическая борьба.

От Геродота.

На берегу моря с достатком земли и полезных ископаемых.

Безусловно, почитали тех же богов, устраивали те же праздники, что и в Элладе.

Учащиеся по очереди называют колонии.

Запись д/з в тетрадь:

Параграф 32, запомнить записанное в тетради.

УМК

Учебник: Вигасин А.А. Годер Г.И. Свеницкая И.С. История древнего мира: учебник для 5 класса. Просвещение 1997.

Методическое пособие: Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 класс: пособие для учителя. Просвещение 2003.

УМК

Учебник: Вигасин А.А. Годер Г.И. Свеницкая И.С. История древнего мира: учебник для 5 класса. Просвещение 1997.

Методическое пособие: Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира: 5 класс: пособие для учителя. Просвещение 2003.

9

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector