Конспект урока ИЗО в 5 классе «Внутренний мир русской избы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пролетарская средняя общеобразовательная школа №6

города Пролетарска Пролетарского района Ростовской области.

Конспект

урока ИЗО в 5 классе

«Внутренний мир русской избы»

Учитель ИЗО: Панова О.Н.

г. Пролетарск

2012 г.

Тема урока: «Внутренний мир русской избы»

Класс – 5 общеобразовательный

Цель урока — создать условия для:

  • Развития творческой и познавательной активности.

  • Формирования практических умений работать в малом коллективе (группе).

  • Формирования понятия о единстве пользы и красоты в интерьере жилища и предметах народного быта

  • Воспитания любви к Родине и народной культуре.

Тип урока: урок формирования навыков и умений

Вид урока: урок творчества Оборудование и материалы:

Для учителя

  • Схемы – таблицы с изображением элементов русской печи, «красного угла», горницы, «печного угла», домашней утвари.

  • Иллюстрации к русским народным сказкам, былинам, загадкам.

  • Примеры интерьеров крестьянского жилища

  • Художественные материалы.

  • Мультимедийный проектор

  • Компьютер

  • Планшетник

  • Шары для рефлексии

  • Схемы распределения по группам и рефлексии

  • Карточки с изображением физминутки

  • Магнитная доска

Зрительный ряд: примеры древних образов в избе, интерьер избы. Элементы декоративного убранство изб.

Литературный ряд: стихи, сказки.

Музыкальный ряд: народные мелодии – лирические, русские народные песни.

Для обучающихся:

  • Гуашевые краски

  • Акварельные краски

  • Кисточки № 2,4,6

  • Пастель

  • Гелевые ручки

  • Бумага формата А3

  • Карандаш

  • Ластик

  • Баночка для воды

  • Салфетки

План урока:

  1. Организационный момент.Рефлексия эмоционального настроя.

  2. Актуализация опорных знаний.

  3. Формирование новых знаний.

  4. Постановка художественной задачи по выполнению интерьера русской избы. Распределение ролей в группах.

  5. Погружение в тему. Работа в малых группах над деталями композиции.

  6. Скрытая физминутка

  7. Оценивание и защита работы « Русская изба»

  8. Рефлексия настроения

  9. Рефлексия итогов урока.

  10. Домашнее задание

Ход урока

Класс делится на 4 группы по цветовым схемам и садится за свой стол.

1. Организационный момент 1 мин

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Давайте рассмотрим ваше рабочее место. Я хочу обратить внимание на схему №1, лежащую на столе перед вами также находятся изображения избы в различных цветах,приклейте,пожалуйста, изображение избы, соответствующие вашему настроению в одно из окон.

2. Актуализация опорных знаний 5 мин.

Проверка домашнего задания.

Обучающие показывают рисунок и делают мини сообщения по убранству избы по группам.

Почему люди украшали свои жилища, предметы быта, одежду?

Определение темы урока.

3. Формирование новых знаний 10 мин

Ребята, мы с вами к этому уроку готовились несколько уроков подряд. Давайте с вами вспомним, что мы изучали на предыдущих уроках?

Ученик. Мы познакомились со знаками – символами; познакомились с избой, её конструкцией и декором; пробовали использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки; познакомились с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нём; узнали об устройстве внутреннего пространства крестьянского дома, его символикой.

Учитель. А сегодня мы с вами, опираясь уже на изученные темы, займёмся устройством внутреннего пространства крестьянского дома. Тема нашего урока: «Внутренний мир русской избы». К концу урока мы с вами сделаем коллективную работу «Русская изба». Чтобы вам легче было выполнить эту работу, давайте вспомним тот урок, когда мы знакомились с традиционным русским жилищем – избой.

Беседа об убранстве крестьянской избы – символе маленькой Вселенной.

Знакомство с домом – кровом, домом – гнездом.

Дать понятия конь – охлупень, доски – полотенца, фронтон избы, доски – причелины, наличие окон.

Интерьер избы – русская печь, красный угол. Предметы быта – ковши, чаши.

В этом нам поможет стихотворение Капралова М.В. с видео презентацией.

Слайд №2 За высокими горами,
За бескрайними лесами
На своей родной земле
Жил мужик семьей в селе.
Слайд №3 А село то не простое:
На горе оно стоит,
Рядом поле золотое,
Снизу реченька бежит,
За околицей леса,
Там живут медведь, лиса,
Вдоль реки стоят дома,
Слайд №4 Смотрят на дорогу.
Украшает их сама
Матушка-Природа.
Подарила для избы
Лес из ели и сосны,
Дуб, осину: что смогла —
Все природа отдала.
Оглядись-ка ты вокруг,
Что увидишь, милый друг
?
Пятистенка пред тобой
Словно терем расписной,
Ты в ворота постучи
Слайд №5 И в калиточку войди.
Три окошечка подряд
На тебя резьбой глядят.
Украшает крышу пень
Слайд №6 По прозванью охлупень
Словно конь аль птица
К солнышку стремится.
Толи терем, толи дом
Исветелочка при нем,
А в светелке наверху
В теремочке — терему
Дочка мастера живет,
Мастерицею слывет.
Слайд №7 Василиса краса
Ниже пояса коса,
Сарафанчик может сшить,
Гордо павою ходить.
Посмотри-ка ты на дом
Слайд №8 И найди окошки в нем.
Вот и красное окно,
косящатое оно,
Ай да мастер мировой!
Все украшено резьбой,
А с причелины свисают,
Плотно бревна закрывают.
Закрывая, защищают чудо полотенца.
Хорошо украшен дом
Слайд №9 И от зла обережен.
Что же мастер вырезал,
Как он дом свой украшал?
А резьба то не простая
Контурная, прорезная,
Ажурная, накладная,
Вот рельефная резьба,
Корабельная она.
И орнамент не простой!
Посмотри-ка ты, постой:
Ты увидишь змейку, соты,
Замечательной работы:
Вот витейка, ромб, цепочки,
Слайд №10,11 И красивые листочки,
Вместо злобных страж с ворот
Смотрит лев на Вас как кот,
Вот русалки, птицы-павы —
Все важны и величавы.
Просто чудо, не уйти!
Слайд №12Что там ждет нас впереди?
Поднимись-ка на крыльцо,
Дерни тихо за кольцо.
Посмотри на дверь – защита —
Слайд №13Там подковочка прибита,
Ты за эту дверь зайдешь,
Сразу в сени попадешь.
Сени держат холода,
Слайд №14 Не пробраться им сюда.
Ты шагни через порог
И постой-ка тут чуток,
Да получше оглядись
И найди-ка “красный угол”,
Трижды ты перекрестись.
Вот хозяева встречают,
Слайд №15 В “красный угол” Вас сажают.
А теперь и посмотри:
Печка справа от двери,
А напротив – лавка,
конник ли кровать
Место для работы,
Можно и поспать.
Вот под лавкой ящик есть,
Инструмента в нем не счесть,
Плести лапти и лукошки.
Слайд №16 Чинить сети, резать ложки
Как же в доме то живут?
Как хозяйство в нем ведут?
Вот хозяйка у окна,
Вечно занята она.
“бабий кут” иль “середа”
Тут идут ее года:
То на прялке нить прядет,
Есть готовит, что-то шьет,
Вяжет, вышивает,
Слайд №17 Светец подправляет…
Что считают в доме важной?
Без чего не обойтись?
Ест всегда дрова она
Есть готовит, греет Вас.
Здесь про печечку рассказ,
А без печки никуда,
Всем всегда нужна она.
Здесь ухват и кочерга,
Помело, ступа, лопата.
Слайд №18 Что ж еще нужно, ребята?
Есть где кашу приготовить,
Есть где хлебушек испечь,
Можно косточки попарить,
Сверху на полати лечь.
Все в хозяйстве есть у нас.
Дальше мы ведем рассказ.
Полотенце, рукомойник,
Вот в лоханке Вам вода —
Мойте, руки не стесняйтесь!
Рады гостю здесь всегда.
Ты, хозяйка, не зевай,
А заслонку открывай!
Доставай свой каравай,
Слайд №19 Приглашай гостей на чай!
По весне поставят избы,

Слайд №20 фильм

Слайд №21

Снова жизнь им начинать.

Вот и сказочке конец,

А кто слушал молодец!

  1. Постановка художественной задачи по выполнению интерьера русской избы. Распределение ролей в группах. 5 минут

Ребята давайте на сегодняшнем уроке попробуем восоздать модель интерьера русской избы. Вы разделены по группам состоящих из 4 человек, распределите обязанности согласно инструкции Приложение №2. В каждой группе нужно определить роли:

  • Чтеца (краткое изложение информации о домашней работе, выписывает термины)

  • Информатика (работа с рабочей тетрадкой, подготовка рефлексии итогов урока)

  • Художника (ответственный распределитель ролей по художественно выразительному оформлению работы)

  • Докладчика (вывешивает работу на стенд и подводит итог художественного этапа).

Для выполнения такой работы требуется работать по этапам:

— ознакомительный (работа информатика)

-творческая работа ( работа всех участников)

-исследовательская (выбор подходящих терминов)

-итоговый (защита своей работы)

  1. Погружение в тему. Работа в малых группах над деталями композиции. 10 -15 минут

Интерьер избы включает следующие комнаты – красный угол, печной угол, горница, сени. Каждая группа выбирает одну из частей интерьера и выполняет её в любой художественной технике. По этапу выполнения работа вывешивается на стенд и собирается одна полная картина. Результаты вывешиваются докладчиком, и комментируется цветовое и техническое решение.

  1. Скрытая физминутка 2 мин

После работы ребят предлагается посмотреть на подсказки расположенные в разных местах кабинета – тем самым производится скрытая рефлексия.

Ребята хочу напомнить вам об элементах интерьера давайте сейчас, не поворачивая головы, найдем направлением взгляда – ухват, теперь поворачивая голову, найдите помело, поднимая правую руку, покажите крынку, поднимая и направляя левую руку, покажите бочку, соедините 2 руки и найдите сундук. Хорошо теперь приступаем к нашей творческой работе.

  1. Оценивание и защита работы « Русская изба»

Результаты вывешиваются докладчиком, и комментируется цветовое и техническое решение. На столе каждой группы расположены три вазы для оценивания. После защиты одной команды члены остальных команд по одному берут шар (зеленый – отлично, синий – четыре, красный – три) и относят его в вазу защитившейся. Так проходит оценивание.

Молодцы ребята обратите внимание, какая работа получилась у нас. Вывод делает сам преподаватель.

  1. Рефлексия настроения

Ребята давайте вернемся к нашей схеме №1, в начале урока мы заполнили верхние квадраты, давайте заполним нижние и определим, изменилось ли ваше настроение, поместив нашу схему на доске.

  1. Рефлексия итогов урока.

Молодцы ребята обратите внимание, какая творческая работа получилась у нас. Каждая группа работала над своим заданием, а вместе они добавляют друг друга и составляют картину внутреннего мира избы.

Давайте подведем итог урока в каждой группе есть информатик который на протяжение урока анализировал, сравнивал и конспектировал основные термины и понятия и готов поделится с нами информацией (обучающие сами делают вывод из диктанта и слов терминов урока).

Вопросы для информатиков:

  • из каких предметов быта состоял интерьер жилища?

  • Как украшен каждый предмет?

  • Какое чувство вкуса и меры присутствует в изображениях?

Ведь и не могло быть иначе.

Это наша культура, которая отражает характер, нравы, обычаи и традиции нашего народа.

Рефлексия настроения в конце

  1. Домашнее задание

Вот и подошёл наш урок концу давайте запишем домашнее задание. Спасибо за плодотворный труд.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector