Конспект урока ИЗО Тема. Коллективная работа: оформление панно – символ года «ПЕТУХ»5 Класс

7

Конспект урока ИЗО в 5 классе.

Тема. Коллективная работа: оформление панно – символ года «ПЕТУХ».

Цель: Закрепить у учащихся умения и навыки по созданию панно в разной технике исполнения.

Задачи:

— формирование навыков коллективной работы по составлению панно;

— воспитание нравственно-эстетической отзывчивости;

— продолжать пополнять словарный запас художественных терминов.

Материалы: в каждой группе учащихся имеется свой материал для выполнения панно; листы А 3; словарики по ИЗО.

(На партах в каждой группе:

— при изготовлении панно в технике «Граттаж» – клеёнка, чистая сухая тряпка – 5 штук, восковая свеча – 3 штуки, гуашь или тушь черная, 5 острых зубочисток, кисточка – 5 штук, стакан с водой, карандаш мягкий.

— при изготовлении панно в технике «Гуашь» – клеёнка, палитра – 5 штук, гуашь цветная – 5 штук, кисточки – 5 штук, стаканы с водой, чистая сухая тряпка.

— при изготовлении панно в технике «Пастель» – клеёнка, пастель художественная, сухая чистая тряпка, вата, фиксатор или лак для волос.

— при изготовлении панно в технике «Уголь» – клеёнка, сухая чистая тряпка, простой карандаш, фиксатор.

— при изготовлении панно в технике «Коллаж2 – клеёнка, чистая тряпка, кусочки материи разного цвета, фольга, цветная бумага, клей – 3 штуки, ножницы – 5 штук, гуашь цветная, кисточки, стакан с водой.)

Ход.

I. Организационный момент.

(приготовить заранее на партах эскизы петуха и художественные материалы)

II. Сообщение темы урока.

Учитель — Сегодня мы с вами закрепим свои умения и навыки при создании панно – символа года – «Петуха» с помощью разных средств и техники исполнения; пополним свои знания еще одним художественным термином.

— На прошлом уроке вы разделились на группы и каждая выбрала свою технику исполнения. Вы в группах сделали набросок символа.

III. Формирование новых знаний.

Учитель — Я выбрала изображение Петуха не просто так. Многие в вашем классе родились в год Петуха. Поднимите руки, кто это? (ребята поднимают)

— Но не только по этой причине. Праздник Нового года уже прошел, а мы опять вспоминаем про символ года. Это все потому, что по лунному календарю в Японии и Китае Новый год наступает 4 февраля. На Востоке считают, что эта птица превыше всего ставит чистоту и возрождение жизни и перемены к лучшему.

— Завезена эта птица из Индии. Но все равно петуха мы считаем русской птицей. Недаром он герой множества пословиц, поговорок и сказок.

— Скажите, какие вы знаете сказки, где упоминается петушок?

(А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке», русские народные сказки «Петушок – золотой гребешок и чудо-меленка», «Лиса, заяц и петух» «Про собаку, кошку, петуха» и др.)

Учитель — Если вы хорошо знаете сказки, то быстро узнаете их по отрывкам.

(трое учеников читают отрывки сказок – все остальные отгадывают)

«Узнайте сказку»

1. Жили-были кот, дрозд да петушок-золотой гребешок. Жили они в лесу, в избушке. Кот да дрозд ходят в лес дрова рубить, а петушка одного оставляют

(русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок»)

2. Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы

Чуть опасность где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнется, встрепенется

И кричит: «Кири-ку-ку

Царствуй, лежа на боку.»

(А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»)

3. Сидит зайка под кустиком и плачет. Идет мимо петушок-золотой гребешок и косу на плече несет. Увидел зайчика и спрашивает: «Что ты, зайка, плачешь?»…

(русская народная сказка ««Лиса, заяц и петух»)

IV. Актуализация опорных знаний.

Учитель — Когда мы рисовали эскиз петуха, я дала задание вам найти поговорки или стихотворения про петуха.

(ребята читают подготовленные ими поговорки и пословицы)

(Можно предложить ребятам, если они ничего не нашли, следующий материал:

  1. «Хорошая хозяйка и из петуха уху сварит»

  2. Скороговорка:

Про пёстрых птиц поёт петух,

Про перья пышные, про пух.)

Учитель — Молодцы, многие подготовились, а теперь послушайте что я приготовила для вас:

1. «Цыплят по осени считают»

(говорят о том человеке, кто преждевременно выражает радость от успеха, хотя до окончательного результата еще далеко)

2. «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку»

(говорят иронически, когда один хвалит другого потому, что тот похвалил его. Басня И.А. Крылова «Кукушка и петух»)

VI. Работа со словариками.

Учитель – Как вы уже знаете, многие русские писатели, поэты рассказывали нам в своих книгах о петушке: это и А.С. Пушкин и С.Я. Маршак. А также и художники: Илья Репин, Валентин Серов изображали животных, птиц в том числе и петушка. Восхищались его гибкостью, окраской, изображали в карандаше, углём, тушью. Самым знаменитым художником в этой области является Василий Ватагин, который всю свою жизнь посвятил изучению повадок животных, птиц. Вот таких художников, изображающих животных, называют – АНИМАЛИСТАМИ.

— Откройте словарики и запишите новый термин: ( показать на слайде запись)

Анималист – (лат. – анимал – животное) – художник, уделяющий основное внимание изображению животных.

— Вернемся к своему уроку. Итак, вы предварительно выбрали технику исполнения своего панно. Давайте еще раз вспомним, кто какую выбрал.

(ребята называют: ГУАШЬ, ГРАТТАЖ, КОЛЛАЖ, ПАСТЕЛЬ, УГОЛЬ)

— Что вы знаете об в этой технике? (написано в словарях у ребят)

(ответы учащихся по группам:

УГОЛЬ – это старинный материал для рисования. С древних времён человек пользовался углём, чтобы набросать на стенах пещеры образ животных. В наши дни уголь получают из виноградных веток, обожжённых в специальных печках. Используется в графике, им можно нарисовать натюрморт, пейзаж, портрет, выполнение набросков, эскизов. Уголь прост в использовании. Но он легко смазывается и поэтому рисунок надо закреплять специалным фиксатором или лаком для волос.

ПАСТЕЛЬ – имеет много оттенков. Это мягкие цветные палочки, изготовленные из мела, дают удивительно бархатистый тон, создают сильный живописный эффект. Легко размазываются клочком бумаги. Масляная пастель имеет цвет яркий и чистый, хорошо рисовать пейзажи, портреты, этюды.

ГУАШЬ – непрозрачная краска, которая разводится водой. Гуашевые краски яркие и допускают исправления во время работы, ими можно перекрывать тёмные тона светлыми. Применяется для эскизов, портретов, пейзажа и живописных рисунков.

КОЛЛАЖ – переводится как – приклеивание, наклейка. Техника выполнения живописных произведений путём наклеивания на основу различных материалов: ткани, верёвки, кожи, дерева, металла и др.

ГРАТТАЖ – эта техника выполняется с помощью воска и туши или гуаши. Есть классический граттаж, когда расплавленный воск выливается на картон и после высыхания заштриховывается гуашью. Рисунок наносится с помощью острого предмета: зубочистки или иголки.)

Учитель — Замечательно, все вспомнили разные техники исполнения, много информации получили, а сейчас, перед самостоятельной работой, давайте отдохнём и проведем физкульминутку.

VII. Физкультминутка.

(проводит ученица класса, а ребята повторяют.)

Во дворе два петушка, два спортивных дружка.

Утром рано умывались, полотенцем растирались.

Лапками топали, крыльями хлопали,

Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

Вот здоровья в чём секрет.

Всем друзьям – физкульпривет!

VIII. Самостоятельная работа группах.

Учитель – приступайте к практической работе. Создание панно – Петух.

(Приложение)

IX. Анализ работ.

Учитель – Ребята, все хорошо поработали в парах. Все прошло слаженно, а главное все успели сделать такие замечательные панно.

— Кто мне ответит, а кроме выбранных техник исполнения, с какими еще вы знакомы? (гризайль, мозаика, витраж и т.д.)

X. Обсуждение.

— Выставка детских работ. Оценивание работы в группах. Оценки за урок.

XI. Домашнее задание.

Учитель – возьмите в библиотеке и прочитайте книги Василия Ватагина.

На следующий урок принести гуашь.

Приложение.

Работы учащихся.

Техника «Граттаж»

Техника «Гуашь»

Техника «Коллаж»

Техника «Пастель»

Техника «Уголь»

Фотографии с урока.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector