православной культуры
из сферы народного творчества»
Поясни тельная записка.
Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребёнка есть своё, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира.
В детском творчестве находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Всё детское творчество вызвано к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа» (Г.С.Виноградов).
Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир взрослых и мир детей, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.
Во многих детских песнях и играх воспроизводятся время и события, давно потерянные памятью народа. Детское творчество помогает историкам, этнографам лучше понять жизнь, быт, культуру наших предков
К детскому творчеству как средству языковой характеристики народа обращались В.И.Даль, Д.К.Зеленин, П.Тихонов, А Мотовилов и другие знатоки языка.
В современной России остро встала проблема культуры народа, его духовных богатств, вопрос об общественной значимости народной жизни, что обостряет интерес к народности, к народной поэзии.
Общая характеристика факультатива.
В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколения, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров- умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии- всё это являют нам творения народных умельцев. Проведение данных занятий включает в себя следующие аспекты: . Знакомство с историей Праздника.
«Пасха Христова», «Рождество Христово», «Благовещение», «Рождество Богородицы, «Введение во храм Пресвятой Богородицы», «Покров Пресвятой Богородицы», «Троица», «Житие преподобного Сергия Радонежского», «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий», «Житие святителя Пантелимона», «День ангела», «Дни Творения», «Вводное занятие» и другие.
Знакомство с традицией празднования. Например, на Пасху красить яйца, печь куличи; на Благовещение — выпускать на волю птиц, печь печенья, пряники в виде птиц; на Троицу — украшать дом веточками березы; на Рождество — ставить дома елку и т.д Праздники – это своеобразные рубежи жизни, на них ориентируются, к ним готовятся. Взрослые и дети живут в ожидании хорошего праздника – весёлого, нарядного, дружественного. Праздник основан на ценностях общения, ценностях коллективных переживаний и творчества в различных видах деятельности. Это сфера разностороннего творческого сотрудничества детей и взрослых в процессе подготовки и проведения православного праздника. Православные праздники ─ часть русской культуры. А русская культура своими корнями глубоко уходит в Православие, органически и исторически взаимосвязана с ним. Обращение к Православию необходимо.
Праздники должны приобщать детей к родной культуре, к народному творчеству, традициям, важнейшей частью которых являются именно православные праздники.
Методические приёмы, которые применяются для подготовки и проведения православного праздника в общеобразовательной начальной школе многообразны. Они характеризуются не только деятельностью взрослого, приобщающего ребёнка к православной культуре, но и деятельностью обучающего ─ его знаниями и умениями.
Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Русская история сложна, трудна, героическая. Наша культура богатейшая, сильная своим духом. У России великое прошлое, и будущее её тоже должно быть великим. Молодые поколения сердцем и душой призваны понимать свою культуру, трепетно любить Родину- мать, у которой особая статья, особая, светлая душа.
Перипетии истории, трудные испытания, выпавшие на её долю, Россия выдержала с честью, нигде и никогда не уронив своего достоинства. Мужественная, закалённая, благородная и прекрасная страна. И сердце её великодушное, отзывчивое на добро и красоту. Русские люди поистине достойны своей Родины. И наши дети должны осознавать это, нести в разуме и чувствах своих негасимый свет Веры, Правды, Добра, Любви и Надежды. От их знаний, их духовной культуры зависит наше общее будущее.
Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы не просто было красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно- эстетического воспитания.
У России великая, светлая душа. Она отразилась в её природе, в искусстве: в песнях, танцах, музыке и слове.
Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства- творчеству, созданному гением народа. Фольклор во всех его жанрах раскрывает грани богатой и самобытной души русского народа. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции- святая обязанность учителей, деятелей искусства.
Тонкость воспитания мира, лиризм, скромность, а также коллективизм, взаимовыручка, готовность прийти на помощь другим, чувство сострадания и милосердия, оптимизм, открытость миру и людям.
Организация данной деятельности направлена на развитие у учащихся «умений добывать знания» путём «метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче». Достижение цели предполагает также «целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.)», «развитие мышления, речи, воображения, воспитания и других познавательных процессов». Сформированные универсальные учебные действия являются предпосылкой развития достаточного уровня общеучебных умений.
Обозначенные цели направлены на духовно- нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире. Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», «Основы духовно- нравственной культуры народов России», а также программы внеурочной деятельности школьников «Народное творчество». Особое внимание при этом обращается на формирование у школьников интереса к народному творчеству, воспитание духовно- нравственной культуры и толерантности, патриотизма и гражданственности, развитие художественного вкуса.
Формирование учебной деятельности школьника достигается использованием таких средств обучения, которые специально направлены на формирование компонентов учебной деятельности: умение учиться, развитие познавательных интересов, внутренней мотивации, элементарных рефлексивных качеств, формирование самоконтроля и самооценки ученика.
Место факультатива в учебном плане. Программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива. В результате освоения программы факультатива «Народное творчество» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
-
принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно- исторической, социальной и духовной жизни своей страны;
-
формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;
-
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;
-
формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
Метапредметные результаты представлены в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы.
Особенности содержания факультатива. Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:
-
личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
-
природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);
-
педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого- возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);
-
культуросообразность (познание православной культуры из сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи православия и творчества).
Цель кружка: знакомство с православной культурой через истоки русского народа, его традиций.
Задачи кружка: дать общее представление о содержании и объёме понятия «народное творчество», о его классификации, их функциях, художественном своеобразии ;познакомить с образами православного храма.
развивающая: развивать кругозор, интерес к народному слову, его истории
воспитательная: воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, его культурное наследие, воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи.
Содержание программы.
Поурочно- тематическое планирование кружка «Народное творчество» 1 класс
Название темы и раздела |
Кол-во часов |
Характеристика деятельности учащихся |
ИКТ |
Дата проведения |
||
план |
факт |
|||||
Старинный русский быт |
||||||
1 |
Одежда. Традиционный костюм. Обувь крестьян и бояр. |
2 |
-познакомить с особенностями крестьянской одежды; -сравнивать одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду; -ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером. |
+ |
|
|
2 |
Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины. |
2 |
-разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта) |
+ |
|
|
Русские народные праздники |
||||||
3 |
Осень золотая. Спасы. Успение. Покров. |
3 |
-сравнивать Медовый, Яблочный, ореховый Спасы; -нарисовать картину на тему осенней ярмарки; |
+ |
|
|
4 |
Зимушка- зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. |
4 |
-разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи; -познакомить с пословицами и поговорками о праздниках; -изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала. -нарисовать картину на тему «Рождество» |
+ |
|
|
5 |
Весна- веснянка. Масленица. Великий пост. Вербное воскресенье. Пасха. |
3 |
-воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор. Встреча Масленицы; -разучить песни и игры; -разучить игры с катанием пасхальных яиц; -нарисовать картину на тему «Масленица» |
+ |
|
|
6 |
Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. |
3 |
-разучить песни о завивании берёзки, хороводы; -научиться плести венки; -нарисовать картину на тему «Лето красное» |
+ |
|
|
Русские народные куклы |
||||||
7 |
Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности |
1 |
Игровые и обереговые куклы. Бабушкины уроки или как самим сделать народную куклу. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ. |
+ |
|
|
8 |
Кукла на картонной основе. |
4 |
Традиционные виды аппликации из пряжи. Технология создания силуэтной куклы. История русского народного костюма. Практическая часть. Создание картонного силуэта девочки и мальчика в русском народном костюме. Оплетение с использованием пряжи. Создание образа. Цветовое решение. |
+ |
|
|
Русские народные игры |
||||||
9 |
Наиболее популярные детские игры. |
3 |
-разучить несколько игр (прятки, гуси- лебеди, коршун, бояре и др). |
+ |
|
|
Народные песни, загадки, пословицы |
||||||
10 |
Детские песенки, потешки, загадки, пословицы |
3 |
-разучить насколько песенок, считалок; -научиться разгадывать загадки. |
+ |
|
|
Народные танцы |
||||||
11 |
Парные пляски. Переплясы. Хороводы. Игры-танцы |
4 |
-разучить хороводы, игры- хороводы. |
+ |
|
|
12 |
Заключительный |
1 |
-выставка выполненных работ; -обобщение пройденных тем. |
+ |
|
|
Поурочно- тематическое планирование кружка «Народное творчество» 2 класс
Название темы и раздела |
Кол-во часов |
Характеристика деятельности учащихся |
ИКТ |
Дата проведения |
||
план |
факт |
|||||
Старинный русский быт |
||||||
1 |
Одежда. Традиционный костюм. Обувь крестьян и бояр. |
1 |
-познакомить с особенностями крестьянской одежды; -сравнивать одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду; -ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером. |
+ |
|
|
2 |
Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем. |
1 |
-продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь; полати; лавки; клети; сени; крестьянский двор; хозяйственные постройки); -показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянской. |
+ |
|
|
3 |
Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. |
1 |
-оценить достоинства традиционной русской кухни; -уметь приготовить несколько простейших блюд (каша; «взвар»- компот). |
+ |
|
|
4 |
Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины. |
1 |
-разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта) |
+ |
|
|
Русские народные праздники |
||||||
5 |
Осень золотая. Спасы. Успение. Покров. |
3 |
-сравнивать Медовый, Яблочный, ореховый Спасы; -нарисовать картину на тему осенней ярмарки; -показать сценку с куклами «Петрушка на ярмарке) |
+ |
|
|
6 |
Зимушка- зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. |
4 |
-разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи; -познакомить с пословицами и поговорками о праздниках; -изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала. -нарисовать картину на тему «Рождество» |
+ |
|
|
7 |
Весна- веснянка. Масленица. Великий пост. Вербное воскресенье. Пасха. |
3 |
-воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор. Встреча Масленицы; -разучить песни и игры; -научиться печь блины, красить пасхальные яйца; -разучить игры с катанием пасхальных яиц; -нарисовать картину на тему «Масленица» |
+ |
|
|
8 |
Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. |
3 |
-разучить песни о завивании берёзки, хороводы; -научиться плести венки; -нарисовать картину на тему «Лето красное» |
+ |
|
|
Русские народные куклы |
||||||
9 |
Народная кукла. Русские обряды и традиции. |
2 |
Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях. |
+ |
|
|
10 |
Бесшовные куклы. |
3 |
Технология изготовления бесшовных кукол. Материалы и инструменты Практическая часть. Кукла на счастье, утешница, веснянки. Разбор последовательности работы по инструкционным картам. |
+ |
|
|
11 |
Техника – продевания: «Кукла – ремесленник»,«Хозяйка–рукодельница» |
3 |
Элементы русского народного костюма. Создание образа. Символика кукол. Традиционные приемы изготовления куклы. Практические занятия. Разбор последовательности работы по инструкционным картам. Создание кукол. |
+ |
|
|
Русские народные игры |
Наиболее популярные детские игры. |
2 |
-разучить несколько игр (прятки, гуси- лебеди, коршун, бояре и др). |
+ |
|
|
|
Народные песни, загадки, пословицы |
||||||
13 |
Детские песенки, потешки, загадки, пословицы |
2 |
-разучить насколько песенок, считалок; -научиться разгадывать загадки. |
+ |
|
|
Народные танцы |
||||||
14 |
Парные пляски. Переплясы. Хороводы. Игры-танцы |
4 |
-разучить хороводы, игры- хороводы. |
+ |
|
|
15 |
Заключительный |
1 |
-выставка выполненных работ; -обобщение пройденных тем. |
+ |
|
|
Литература:
-
Александрович Н.Ф. «Внеклассная работа по русскому языку». – Минск: Народная асвета, 1971г.
-
Мельников М.Н. «Русский детский фольклор»: учебное пособие для студентов пед. ин-тов – М: Просвещение, 1987г.
-
Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия» — М: Просвещение, 1992г.
-
Ушаков Н.Н. «Кружковая работа по русскому языку»: (Сборник статей из опыта работы). Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979г.
-
Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка./Н. М Войдинова – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 160с., ил.
-
Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н. Котова, А. С. Котова –СПб.: «Паритет», 2006. – 240с.+вкл.
-
Список дополнительной литературы:
-
Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.
-
Сборник авторских программ дополнительного обрю детей / Сост. А. Г. Лазарева. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 312с.
-
Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. — 112с., ил.