Конспект урока ИЗО «Познание православной культуры из сферы народного творчества»

Конспект урока ИЗО « Познание

православной культуры

из сферы народного         творчества»

Поясни тельная записка.

Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребёнка есть своё, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира.

В детском творчестве находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Всё детское творчество вызвано к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа» (Г.С.Виноградов).

Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир взрослых и мир детей, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора.

Во многих детских песнях и играх воспроизводятся время и события, давно потерянные памятью народа. Детское творчество помогает историкам, этнографам лучше понять жизнь, быт, культуру наших предков

К детскому творчеству как средству языковой характеристики народа обращались В.И.Даль, Д.К.Зеленин, П.Тихонов, А Мотовилов и другие знатоки языка.

В современной России остро встала проблема культуры народа, его духовных богатств, вопрос об общественной значимости народной жизни, что обостряет интерес к народности, к народной поэзии.

Общая характеристика факультатива.

В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколения, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров- умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии- всё это являют нам творения народных умельцев. Проведение данных занятий включает в себя следующие аспекты: . Знакомство с историей Праздника.

«Пасха Христова», «Рождество Христово», «Благовещение», «Рождество Богородицы, «Введение во храм Пресвятой Богородицы», «Покров Пресвятой Богородицы», «Троица», «Житие преподобного Сергия Радонежского», «Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий», «Житие святителя Пантелимона», «День ангела», «Дни Творения», «Вводное занятие» и другие.

Знакомство с традицией празднования. Например, на Пасху красить яйца, печь куличи; на Благовещение — выпускать на волю птиц, печь печенья, пряники в виде птиц; на Троицу — украшать дом веточками березы; на Рождество — ставить дома елку и т.д Праздники – это своеобразные рубежи жизни, на них ориентируются, к ним готовятся. Взрослые и дети живут в ожидании хорошего праздника – весёлого, нарядного, дружественного. Праздник основан на ценностях общения, ценностях коллективных переживаний и творчества в различных видах деятельности. Это сфера разностороннего творческого сотрудничества детей и взрослых в процессе подготовки и проведения православного праздника. Православные праздники ─ часть русской культуры. А русская культура своими корнями глубоко уходит в Православие, органически и исторически взаимосвязана с ним. Обращение к Православию необходимо.

Праздники должны приобщать детей к родной культуре, к народному творчеству, традициям, важнейшей частью которых являются именно православные праздники.

Методические приёмы, которые применяются для подготовки и проведения православного праздника в общеобразовательной начальной школе многообразны. Они характеризуются не только деятельностью взрослого, приобщающего ребёнка к православной культуре, но и деятельностью обучающего ─ его знаниями и умениями.                

Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Русская история сложна, трудна, героическая. Наша культура богатейшая, сильная своим духом. У России великое прошлое, и будущее её тоже должно быть великим. Молодые поколения сердцем и душой призваны понимать свою культуру, трепетно любить Родину- мать, у которой особая статья, особая, светлая душа.

Перипетии истории, трудные испытания, выпавшие на её долю, Россия выдержала с честью, нигде и никогда не уронив своего достоинства. Мужественная, закалённая, благородная и прекрасная страна. И сердце её великодушное, отзывчивое на добро и красоту. Русские люди поистине достойны своей Родины. И наши дети должны осознавать это, нести в разуме и чувствах своих негасимый свет Веры, Правды, Добра, Любви и Надежды. От их знаний, их духовной культуры зависит наше общее будущее.

Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы не просто было красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно- эстетического воспитания.

У России великая, светлая душа. Она отразилась в её природе, в искусстве: в песнях, танцах, музыке и слове.

Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства- творчеству, созданному гением народа. Фольклор во всех его жанрах раскрывает грани богатой и самобытной души русского народа. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции- святая обязанность учителей, деятелей искусства.

Тонкость воспитания мира, лиризм, скромность, а также коллективизм, взаимовыручка, готовность прийти на помощь другим, чувство сострадания и милосердия, оптимизм, открытость миру и людям.

Организация данной деятельности направлена на развитие у учащихся «умений добывать знания» путём «метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче». Достижение цели предполагает также «целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.)», «развитие мышления, речи, воображения, воспитания и других познавательных процессов». Сформированные универсальные учебные действия являются предпосылкой развития достаточного уровня общеучебных умений.

Обозначенные цели направлены на духовно- нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире. Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение», «Основы духовно- нравственной культуры народов России», а также программы внеурочной деятельности школьников «Народное творчество». Особое внимание при этом обращается на формирование у школьников интереса к народному творчеству, воспитание духовно- нравственной культуры и толерантности, патриотизма и гражданственности, развитие художественного вкуса.

Формирование учебной деятельности школьника достигается использованием таких средств обучения, которые специально направлены на формирование компонентов учебной деятельности: умение учиться, развитие познавательных интересов, внутренней мотивации, элементарных рефлексивных качеств, формирование самоконтроля и самооценки ученика.

Место факультатива в учебном плане. Программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива. В результате освоения программы факультатива «Народное творчество» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

  • принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно- исторической, социальной и духовной жизни своей страны;

  • формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;

  • формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

Метапредметные результаты представлены в разделе «Универсальные учебные действия».

Предметные результаты отражены в содержании программы.

Особенности содержания факультатива. Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:

  • личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);

  • природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);

  • педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого- возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);

  • культуросообразность (познание православной культуры из сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи православия и творчества).

Цель кружка: знакомство с православной культурой через истоки русского народа, его традиций.

Задачи кружка: дать общее представление о содержании и объёме понятия «народное творчество», о его классификации, их функциях, художественном своеобразии ;познакомить с образами православного храма.

развивающая: развивать кругозор, интерес к народному слову, его истории

воспитательная: воспитывать чувство национальной гордости за свой народ, его культурное наследие, воспитывать внимательное отношение к слову, культуру речи.

Содержание программы.

Поурочно- тематическое планирование кружка «Народное творчество» 1 класс

Название темы и раздела

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

ИКТ

Дата проведения

план

факт

Старинный русский быт

1

Одежда. Традиционный костюм. Обувь крестьян и бояр.

2

-познакомить с особенностями крестьянской одежды; -сравнивать одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду;

-ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером.

+

2

Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины.

2

-разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта)

+

Русские народные праздники

3

Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.

3

-сравнивать Медовый, Яблочный, ореховый Спасы;

-нарисовать картину на тему осенней ярмарки;

+

4

Зимушка- зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение.

4

-разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи;

-познакомить с пословицами и поговорками о праздниках;

-изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.

-нарисовать картину на тему «Рождество»

+

5

Весна- веснянка. Масленица. Великий пост. Вербное воскресенье. Пасха.

3

-воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор. Встреча Масленицы;

-разучить песни и игры;

-разучить игры с катанием пасхальных яиц;

-нарисовать картину на тему «Масленица»

+

6

Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день.

3

-разучить песни о завивании берёзки, хороводы;

-научиться плести венки;

-нарисовать картину на тему «Лето красное»

+

Русские народные куклы

7

Вводное занятие. История куклы. Техника безопасности

1

Игровые и обереговые куклы. Бабушкины уроки или как самим сделать народную куклу. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.

+

8

Кукла на картонной основе.

4

Традиционные виды аппликации из пряжи. Технология создания силуэтной куклы. История русского народного костюма.

Практическая часть. Создание картонного силуэта девочки и мальчика в русском народном костюме. Оплетение с использованием пряжи. Создание образа. Цветовое решение.

+

Русские народные игры

9

Наиболее популярные детские игры.

3

-разучить несколько игр (прятки, гуси- лебеди, коршун, бояре и др).

+

Народные песни, загадки, пословицы

10

Детские песенки, потешки, загадки, пословицы

3

-разучить насколько песенок, считалок;

-научиться разгадывать загадки.

+

Народные танцы

11

Парные пляски. Переплясы. Хороводы. Игры-танцы

4

-разучить хороводы, игры- хороводы.

+

12

Заключительный

1

-выставка выполненных работ;

-обобщение пройденных тем.

+

Поурочно- тематическое планирование кружка «Народное творчество» 2 класс

Название темы и раздела

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

ИКТ

Дата проведения

план

факт

Старинный русский быт

1

Одежда. Традиционный костюм. Обувь крестьян и бояр.

1

-познакомить с особенностями крестьянской одежды; -сравнивать одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду;

-ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером.

+

2

Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем.

1

-продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь; полати; лавки; клети; сени; крестьянский двор; хозяйственные постройки);

-показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянской.

+

3

Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания.

1

-оценить достоинства традиционной русской кухни;

-уметь приготовить несколько простейших блюд (каша; «взвар»- компот).

+

4

Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины.

1

-разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта)

+

Русские народные праздники

5

Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.

3

-сравнивать Медовый, Яблочный, ореховый Спасы;

-нарисовать картину на тему осенней ярмарки;

-показать сценку с куклами «Петрушка на ярмарке)

+

6

Зимушка- зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение.

4

-разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние стихи;

-познакомить с пословицами и поговорками о праздниках;

-изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.

-нарисовать картину на тему «Рождество»

+

7

Весна- веснянка. Масленица. Великий пост. Вербное воскресенье. Пасха.

3

-воспринять традиции масленичных игр. Качели. Катание с гор. Встреча Масленицы;

-разучить песни и игры;

-научиться печь блины, красить пасхальные яйца;

-разучить игры с катанием пасхальных яиц;

-нарисовать картину на тему «Масленица»

+

8

Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день.

3

-разучить песни о завивании берёзки, хороводы;

-научиться плести венки;

-нарисовать картину на тему «Лето красное»

+

Русские народные куклы

9

Народная кукла. Русские обряды и традиции.

2

Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях.

+

10

Бесшовные куклы.

3

Технология изготовления бесшовных кукол. Материалы и инструменты

Практическая часть. Кукла на счастье, утешница, веснянки.

Разбор последовательности работы по инструкционным картам.

+

11

Техника – продевания: «Кукла – ремесленник»,«Хозяйка–рукодельница»

3

Элементы русского народного костюма. Создание образа. Символика кукол.

Традиционные приемы изготовления куклы.

Практические занятия. Разбор последовательности работы по инструкционным картам. Создание кукол.

+

Русские народные игры

12

Наиболее популярные детские игры.

2

-разучить несколько игр (прятки, гуси- лебеди, коршун, бояре и др).

+

Народные песни, загадки, пословицы

13

Детские песенки, потешки, загадки, пословицы

2

-разучить насколько песенок, считалок;

-научиться разгадывать загадки.

+

Народные танцы

14

Парные пляски. Переплясы. Хороводы. Игры-танцы

4

-разучить хороводы, игры- хороводы.

+

15

Заключительный

1

-выставка выполненных работ;

-обобщение пройденных тем.

+

Литература:

  • Александрович Н.Ф. «Внеклассная работа по русскому языку». – Минск: Народная асвета, 1971г.

  • Мельников М.Н. «Русский детский фольклор»: учебное пособие для студентов пед. ин-тов – М: Просвещение, 1987г.

  • Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия» — М: Просвещение, 1992г.

  • Ушаков Н.Н. «Кружковая работа по русскому языку»: (Сборник статей из опыта работы). Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1979г.

  • Войдинова, Н. М. Мягкая игрушка./Н. М Войдинова – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 160с., ил.

  • Котова, И. Н. Котова, А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла./ И. Н. Котова, А. С. Котова –СПб.: «Паритет», 2006. – 240с.+вкл.

  • Список дополнительной литературы:

  • Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.

  • Сборник авторских программ дополнительного обрю детей / Сост. А. Г. Лазарева. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2002. – 312с.

  • Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. — 112с., ил.

 

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector