Конспект урока химии по теме «Факторы, влияющие на скорость химических реакций» 10 класс

Озёрная средняя школа

Разработка урока по химии.

Тема урока: «Факторы, влияющие на скорость химических реакций».

10 класс

Автор: Горбач Татьяна Владимировна, учитель химии

Озерной средней школы Костанайского района

г. Костанай,

2014

Тема урока: «Факторы, влияющие на скорость химических реакций».

Цели урока:

  1. Закрепить знания учащихся по данной теме, сформировать знания о факторах, влияющих на скорость химических реакций.

  2. Продолжить развитие умений устанавливать причинно-следственные связи, проводить эксперимент, развивать умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.

  3. Продолжить развитие коммуникативных умений в ходе групповой работы; акцентировать внимание учащихся на важности знаний о скорости химических реакций, протекающих в быту.

Тип урока: урок – закрепление знаний.

Оборудование урока: презентация к уроку для показа на интерактивной доске, приборы и реактивы для лабораторных опытов (даны в приложении №2), рабочая карта урока, тесты, инструкции, приложение к уроку.

Межпредметная связь: математика, физика, биология.

Методы и приемы: групповая работа, фронтальная беседа, изложение знаний с элементами исследования в ходе лабораторного эксперимента, самооценка, тестирование. Личностно – ориентированное обучение с применением модульной технологии.

Подготовка учащихся к уроку: класс делится на группы по 5 человек; в тетрадях таблица, которая заполняется в течение урока; группы выполняют задания из приложения к уроку №1, 2; по ходу урока заполняется рабочая карта (самооценка).

Структура и ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент.

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку. Объявляет тему, цели урока. Слайды №1

Записывают в тетради тему урока. Знакомятся с планом урока из приложения №1. Чертят таблицу в тетради.

2

Актуализация знаний.

Что такое скорость химической реакции? Обращает внимание на слайд №2. Заполните схему с вопросами о скорости химической реакции.

Отвечают на вопросы, заполняют схему из презентации.

3

Повторение теоретического материала.

Обращение к задачам урока (слайд №3).

Задание группам: составить опорный конспект и объяснить влияние факторов на скорость химической реакции.

Составляют опорный конспект на листе ватмана.

1-я группа:

  1. Природа реагирующих веществ.

  2. Площадь соприкосновения реагирующих веществ.

  3. Концентрация реагирующих веществ.

2-я группа:

  1. Влияние температуры на скорость реакции.

  2. Влияние катализатора.

Используя составленный конспект, отвечают у доски.

4

Химический эксперимент.

Задание группам: проделать реакции и объяснить, как определенные условия влияют на скорость реакции. Записать уравнения реакций, сделать выводы.

Повторяют правила техники безопасности. Выполняют лабораторные опыты из приложения №2.

1-группа: инструкция №1, 2.

2-группа: инструкция №3,4.

По окончании опытов каждая группа демонстрирует полученный результат, формулирует выводы.

5

Перекрестный опрос.

Обращает внимание на способы составления вопросов с использованием «ромашки Блума».

Группы по очереди задают друг другу по три вопроса (по «ромашке Блума»).

6

Использование знаний о скорости химических реакций в быту.

Обращает внимание на презентацию.

Слайды № 4,5,6.

Выполняют задания из презентации.

7

«Ассоциации».

Задание группам.

Какие ассоциации, связанные с темой урока, возникают у вас, когда вы слышите следующие слова и выражения:

  1. Тесто.

  2. Машина не в гараже.

  3. Тщательно пережевывайте пищу.

  4. Лекарства.

  5. Крахмальный клейстер.

Группы отвечают по принципу кто быстрее.

Ответы фиксируются в рабочей карте.

8

Сообщение учащегося.

Предлагает послушать сообщение учащегося о биологических катализаторах.

Учащиеся слушают сообщение о применении в технике ферментов при сгорании бензина в автомобиле.

9

Тестирование.

Раздает тесты по теме урока.

Выполняют тестирование с последующей самопроверкой. Выставляют оценки в рабочую карту.

10

Рефлексия.

Достигли ли вы целей, поставленных вначале урока? Как вы оцениваете работу группы и каждого члена в ней?

Учитель подводит итоги.

Учащиеся делают самооценку своей работы на уроке.

Сдают рабочие карты.

11

Задание на дом.

Закончить заполнение таблицы.

С. 107-108, №5,7,8.

Учащиеся записывают домашнее задание.

10 класс

Приложение №1

Тема: Факторы, влияющие на скорость химических реакций.

В течение всего урока в рабочей тетради заполняется таблица!

Изучаемый фактор

Вывод

1.

Задания по этапам урока.

I. Заполнить схему (презентация).

II. Повторение теоретического материала.

Задание. Составить опорный конспект и объяснить влияние факторов на скорость химической реакции.

1-я группа.

1. Природа реагирующих веществ.

2. Площадь соприкосновения реагирующих веществ.

3. Концентрация реагирующих веществ.

2-я группа.

1. Влияние температуры на скорость реакции.

2. Влияние катализатора.

III. Химический эксперимент.

Задание. Проделать реакции и объяснить, как определенные условия влияют на скорость реакции. Записать уравнения реакций.

(Смотри приложение №2).

IY. Перекрестный опрос.

Используя «ромашку Блума», каждая группа задает друг другу по три вопроса.

V. Использование знаний о скорости химических реакций в быту (задания из презентации) .

VI. Задание «Ассоциации».

VII. Рефлексия.

VIII. Тестирование.

Приложение 2

Инструкции для работы в группах

Инструкция № 1

Влияние концентрации веществ

на скорость химической реакции

Даны вещества: Zn, р-р HCl (1:1) (на 1 часть концентрированной HCl приходится 1 часть воды), р-р HCl (1:10) (на 1 часть концентрированной HCl приходится 10 частей воды).

Проделайте следующие опыты: (Внимание! Соблюдайте технику безопасности при обращении с кислотами!)

Запишите уравнение реакции. Сформулируйте вывод.

Инструкция № 2

Влияние температуры

на скорость химической реакции

Даны вещества: CuO, р-р HCl в двух пробирках.

Проделайте следующие опыты: (Внимание! Соблюдайте технику безопасности при обращении с кислотами, при нагревании и при обращении со спиртовкой. Будьте осторожны при нагревании HCl, т. к. она летуча, пары её ядовиты, ни в коем случае не доводите её до кипения!)

Запишите уравнение реакции. Сформулируйте вывод.

Инструкция № 3

Влияние природы реагирующих веществ

на скорость химической реакции

Даны вещества: Zn, р-ры HCl (соляной кислоты) и СН3СООН (уксусной кислоты) одинаковой концентрации.

Проделайте следующие опыты: (Внимание! Соблюдайте технику безопасности при обращении с кислотами!)

Запишите уравнения реакций. Сформулируйте вывод.

Инструкция № 4

Влияние площади соприкосновения реагирующих веществ

на скорость химической реакции

Даны вещества: мрамор СаСО3 (порошок), мрамор СаСО3 (неизмельченный), р-р HCl.

Проделайте следующие опыты: (Внимание! Соблюдайте технику безопасности при обращении с кислотами!)

Запишите уравнение реакции. Сформулируйте вывод.

«Ромашка Блума».

Воспроизведение

Простые

Кто? Когда? Где? Как?

Понимание

Уточняющие

Правильно ли я понял…?

Применение

Практические

Как правильно применить? Что можно сделать?

Анализ

Интерпретационные

Почему?

Синтез

Творческие вопросы

Что будет, если…?

Оценка

Оценочные

Как вы относитесь?

Рабочая карта (самооценка).

Ф.И.

З а д а н и я

Оценка

Заполн.

схемы

Повтор.

теор.мат

Эксперим.

Ромашка

Блума

Реакции в быту

Ассоциа-

ции

1

2

3

4

5

Работа группы

Использованные источники:

  1. Учебник химии 10 класс.

  2. http://ru.wikipedia.org/wiki

  3. http://www.hemi.nsu.ru/ucheb215.htm

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector