Конспект урока для 8 класса «Игровые задания на развитие мышления, памяти, внимания и моторики на уроках географии и естествознания»

КГБС (К) ОУ «Завьяловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Игровые задания на развитие мышления, памяти, внимания и моторики на уроках географии и естествознания.

Учитель географии и естествознания

Горбачева Г.А.

Пояснительная записка

Класс: 7-8

Предмет: география, естествознание

Учитель: Горбачева Г.А.

Данная подборка дидактических игр является одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету естествознание и география. Использование их на уроках способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность один и тот — же материал повторить разнообразными способами.

Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию учебных навыков и умений, изучению нового материала или повторению и закреплению пройденного, т.е. решают определенные дидактические задачи. С другой стороны, они способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться , проявлять инициативу.

Представленные игры можно применять на любом этапе урока.

Игровые задания на уроках географии и естествознания.

«Четвертый лишний»

Цель: развивать логическое мышление.

На доске написаны названия, например, сыроежка, лисичка, поганка, опенок. Ученик должен назвать лишний предмет, объяснить свой выбор, дать обобщающий термин оставшимся словам.

«Почта»

Цель: развивать мышление, внимание.

Обучающимся раздаются пустые конверты, покрытые прозрачной пленкой, и набор картинок. Нужно сгруппировать картинки по общему признаку, сложить их в конверт и подписать «адрес»(например, «Злаковые культуры»).

«Собери картинку»

Цель: развивать логическое мышление, память, внимание.

Составление разрезных картинок развивает аналитико-синтетическую деятельность, учит из отдельных частей составлять целое, узнавать целое по части, корригирует пространственную ориентировку.

«Где ошибся художник?»

Цель: развивать мышление, память.

Выигрывает тот, кто найдет больше ошибок и неточностей в демонстрируемом изображении. Это могут быть игры «Диковинное животное», «Чудо-растение».

«Домино»

Цель: развивать мышление, память.

Обучающимся раздаются карточки из тонкого картона, разделенные на две части. На одной наклеено изображение растения, на другой написано название семейства. Необходимо к семейству подобрать и приложить соответствующего представителя растительного мира или наоборот. Карточки можно присоединять с двух сторон.

«Узнай силуэт»

Цель: развивать мышление, внимание.

Обучающиеся должны определить по контуру животное, овощ, цветок, орган человека, материк и т. д. Если игра покрыта пленкой, то и можно подписать. Удобно для этих целей использовать силуэты, вырезанные из пластиковых папок.

«Парные картинки»

Цель: развивать логическое мышление, внимание.

Обучающиеся среди различных картинок должны найти картинки с изображением растений, животных, относящихся к одному семейству, отряду. Это игры типа «Где чей детеныш?», «С какого дерева лист»?, «Где чей хвост?» и т.д.

Шарады

Цель: Развивать внимание, мышление, сообразительность, быстроту реакции, активизации словаря.

Например: Первое — крик птицы.

Второе – согласная буква.

Целое – рыба.

(Карп)

Крах — мой корень,

Мал — конец.

Как зовут меня, малец?

( Крахмал)

Метаграммы – загадки, в которых из загаданного слова путем замены букв образуется новое слово.

Например: С «Ч» я над водой летаю.

С «Г» навинченной бываю.

(Чайка- гайка)

С «Е» колючий,

С «У» ползучий.

(Еж –уж)

Анаграммы – слова, получающие при обратном прочтении других слов (кот – ток) или при перестановке слогов, букв, (сосна-насос).

Например: Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои

И целый лес ты мною свалишь.

(Липа – пила)

Ребусы – вид дидактической игры, в которой слова или фраза изображены сочетанием рисунков , чертежей, букв, цифр и других знаков.

Например: Канарейка

КА

рейка

Заяц Яц

Игра « Чьи это лапы?»

Цель: Развивать у обучающихся мышление, внимание , память.

Рассмотреть картинки, угадать и написать кому принадлежат эти лапы.

Объяснить, почему у разных животных лапы разные. Как они помогают животному в жизни?

Игра «Будь внимателен»

Цель: Развивать у обучающихся внимание

Задание. Найди ошибки в тексте. Дай правильный ответ.

Например: Самая крупная в мире птица – лебедь.

(правильный ответ — африканский страус)

А самые маленькие птицы в мире – воробьи.

(правильный ответ – колибри)

Игра «Четвертый лишний»

Задание. Вычеркни лишнее слово. Объясни, почему ты его вычеркнул.

Орел, ласточка, коршун, ястреб.

Курица, гусь, цапля, утка.

Игра «Раз! Два! Три!»

Цель: Развивать мышление ,внимание, память.

Участники игры берутся за руки и образуют круг. Начиная движение по часовой стрелке, они произносят слова: « Раз, два, три! Море назови!» При последних словах все останавливаются и начинают по очереди перечислять название морей. Если кто-нибудь промолчит, то он выбывает из игры, игра продолжается пока не останется минимальное количество участников. ( Можно- остров, горы, реки, города.)

Игра «Цветы»

Цель: Развитие сенсомоторики у обучающихся.

Нарисовать в тетради обеими руками одновременно цветы по образцу:

Игра: «Фрукты»

Цель: Развитие координации и тонкой моторики у обучающихся.

Нарисовать в тетради обеими руками в тетради одновременно любые фрукты по выбору. Закрасить их точками.

Игра: « Овощи»

Цель: Развитие сенсомоторики у обучающихся.

Нарисовать в тетради обеими руками одновременно по 4-5 овощей. Раскрасить их.

Литература:

1.Лифанова Е.М. Дидактические игры на уроках естествознания. – Москва: Гном и Д, 2001

2.Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей. – Москва: Тандем, 1998

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *