Конспект урока для 5 класса «Части речи можно изобразить!»

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: «Части речи можно изобразить!»

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи.

Тип урока: изучения нового материала.

Цель: познакомить учащихся с разделом науки о языке, который называется морфологией; определить место морфологии среди других разделов лингвистики.

Задачи:

— дать представление о самостоятельных и служебных частях речи;

— отработать навыки распределения слов по разным группам;

— вспомнить признаки уже известных учащимся частей речи.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Слово учителя: Тема, которую мы будем изучать сегодня, является очень актуальной. Материал, рассмотренный нами сегодня, обязательно пригодится не только для обучения, но и для развития вашей речи.

II. Изучение нового материала. Создание проблемной ситуации.

Слово учителя: Мы с вами закончили изучение раздела науки о языке, который называется « Морфемика».

— Что это за раздел?/ Морфемика — раздел науки о языке, который изучает часть слова – морфему/

— Какие еще разделы лингвистики вам известны? / Фонетика, лексика, синтаксис, пунктуация/

— Что изучает каждый из разделов?

Парная теоретическая работа.

— У вас на столах лежит разрезанные листочки, на которых есть термин и определение. Вам нужно найти соответствие между ними и составить определение.

Приложение 1

Работа в парах: Собрать словарную статью.

Фонетика – это наука, изучающая буквы и звуки.

Орфоэпия – наука о правильном произношении слов.

Морфемика – наука , изучающая состав слов.

Определение темы урока.

Слово учителя: Слова объединяются не только в словосочетания и предложения. Когда у нескольких слов общие признаки, они объединяются в группы.

— Как называются эти группы?/ Части речи /

Слайд 1

Слова учителя: Верно. Именно части речи являются предметом изучения в морфологии. Теперь мы можем сформулировать тему нашего урока и записать ее в тетрадь .( До этого момента темы на экране не было.)

Именно о морфологии и пойдет наш сегодняшний разговор.

Запишите определение морфологии. Оно на экране.

Слайд 2.

— Наука о частях речи существует давно.

А.П. Сумароков так говорил о морфологии

« Нельзя, чтоб тот себя прославил,

кто грамматических не знает

свойств и правил».

А.П.Сумароков

— Что хотел сказать автор? Запишите слова Сумарокова А.П. в качестве эпиграфа к нашему уроку.

— Что такое эпиграф? Как оформляется?

— Назовите тему текста./ Морфология. Части речи./

Слово учителя:

— Разграничение частей речи – процесс давний и очень сложный.

— Какие части речи вы можете назвать?

III.«Открытие» детьми нового знания.

(На экране слова)

Слайд 3.

В, на, из – за, и, но, не, через, под, а.

Мальчик, книга, читать:

идти, веселый, поход;

смотреть, синий, небо;

звезды, сиять.

— Посмотрите на экран. Как вы думаете, чем отличаются слова, записанные в разных колонках?/

Справа мы видим слова, которые могут употребляться без тех, что в левом столбике: из них можно составить словосочетания и предложения. В левой колонке написаны слова, которые одни не могут употребляться/

— Верно. Те слова, которые записаны справа, называются самостоятельными.

— А те, которые слева? /Служебные/

IV. Этап осмысления.

Слово учителя: Ученые до сих пор спорят о том, сколько частей речи существует в русском языке. Вы знакомы с некоторыми из них.

— Какие части речи вам известны? Они есть на экране.

/Существительные, прилагательные, глаголы, союзы, предлоги, частицы/

Слово учителя: Частей речи гораздо больше. Сейчас вы в этом убедитесь, прочитав материал учебника. Читая текст параграфа, обратите внимание, как части речи распределяются по группам. Обобщите свои наблюдения в таблицу.

Слайд 4.

(На экране таблица, которую дети переносят в тетради. Учащиеся работают самостоятельно. Затем на экране появляется полностью заполненная таблица и учащиеся сравнивают ее с тем, что получилось у них.

существительное

прилагательное

самостоятельные числительное

глагол

местоимение

наречие

предлоги

служебные частицы

союзы

Междометия

— А нам нужно для выражения своих мыслей столько частей речи? Зачем? Может достаточно знать существительные и все?

/ Нет, мы не сможем показать действие предмета, указать на его признаки, количество/

— Давайте попробуем эти части речи изобразить на рисунке / работа с эскизом/

Приложение 3

1. Что изображено? Какая часть речи? / дерево – существительное/

2. Устраивает ли вас черно-белое изображение дерева? Что бы вы изменили?

3. Желтая листва. Часть речи?

3. Сколько веток? / шесть – числительное/ Деревьев?/ одно- числительное/ Стволов? Один – числительное/ Часть речи?

4. Что делает дерево?/ стоит, наклонилось, качается – глаголы/

5. Как стоит дерево? / Прямо, близко, далеко – наречия/

6. Как дерево разукрасили?/ красиво, быстро, ярко, красочно – наречия/

6. Дерево – оно? Он? Она?

/ Результатом работы должно получиться раскрашенное учащимися дерево, варианты раскрашивания могут варьироваться в зависимости от того, на что меньше потрачено времени/

Физ.минутка. / под музыку изобразить движение ветвей дерева/

Актуализация знаний.

К самостоятельным частям речи относятся…….

Слово учителя: В этой таблице представлены не все части речи, а лишь те, изучением которых вы будете заниматься в ближайшее время.

Вопрос учителя:

— Приведите примеры из таблицы

Вопрос учителя:

— Что означает каждая часть речи? Для чего она служит?

Учащиеся отвечают.

V.Подведение предварительных итогов.

Учащиеся рассказывают о том, что они узнали о предмете изучения в морфологии; о том, чем слова самостоятельных частей речи отличаются от служебных, делают выводы, опираясь на материал учебника.

— У вас есть текс, в котором отсутствуют некоторые части речи. Прочитайте начальный вариант. Давайте вставим в этот текст слова, подходящие по смыслу, у вас в скобках есть подсказки, какую часть речи нужно вставить. / работают в индивидуальных карточках/.

Приложение 2

Музыкальная пауза.

— Прослушайте песенку. Найдите в тексте слово, которое соответствует тому, о чем поется.

/ непроизносимая согласная – здравствуй/.

— Затранскрибируйте данное слово./ один ученик работает у доски/

VI. Первичное закрепление.

Слайд 5.

На экране стихотворение. Учитель читает его вслух.

(Не) привыкайте (к) ч…десам –

Д… витесь, им, д… витесь!

(Не) привыкайте (к) н…бесам,

Гл…зами (к) ним т…нитесь

Приглядывайтесь (к) облакам,

Прислуш…вайтесь (к) птицам,

Прикладывайтесь (к) родникам —

Ничто (не) повт…рит..ся.

(За) мигом миг, (за) щагом шаг

Вп…дайте (в) изумленье.

Все будет так и все не так

Через одно мгновенье.

(В. Шефнер)

Вопрос учителя:

— К какому стилю относится этот текст?

Ответ ученика:

— К художественному.

Вопрос учителя:

— В чем его отличие от научного?

Ответ ученика:

— Присутствует описание природы, нет точных данных, здесь чувства, эмоции человека.

Трое учащихся по четверостишиям расставляют пропущенные буквы, обозначают орфограммы и объясняют их. Над словами первого четверостишия учащиеся в тетрадях пишут названия частей речи. Идет проверка.

Слово учителя: Распределите слова по двум группам: самостоятельные и служебные.

Есть еще признак, позволяющий отличить слова самостоятельных частей речи от служебных.

Слайд 6.

Подчеркнем в предложении грамматическую основу. Какого главного члена предложения здесь нет? Такое предложение называется неполным.

Слайд 7 .

Не привыкайте к чудесам – дивитесь им, дивитесь!

(Побудительное, восклицательное, простое, распространенное,

осложнено однородными сказуемыми)

(Ученики разбирают на экране)

Морфемный разбор: существительное / к чудесам/

VII.Самостоятельная работа учащихся.

Дети работаю со 2 и 3-м. четверостишиям стихотворения, определяют слова, разделяют их на самостоятельные и служебные части речи.

VIII.Подведение итогов.

Учащиеся рассказывают, что изучили на уроке, что нового узнали о частях речи, в каком разделе лингвистики части речи изучаются.

IX.

Слайд 8.

Домашнее задание: Домашнее задание: Упр. 129 (для всех).

Для желающих найти текст, интересный с точки зрения представленных в нем частей речи.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector