Конспект урока для 4 класса «Россия и её соседи: Япония – страна восходящего солнца»

МОУ «ООШ» с. Лунино

Технологическая карта урока

Предмет и УМК: Виноградова Н.Ф. Окружающий мир, 2014г, 4 класс (УМК «Начальная школа 21 века»)

Тема урока: «Россия и её соседи: Япония – страна восходящего солнца».

Иванова Галина Викторовна

учитель начальных классов

1 квалификационная категория

Технологическая карта урока.

Учитель: Иванова Г.В.

Предмет и УМК: Окружающий мир, 4 класс (УМК «Начальная школа 21 века»)

Тема урока: « Россия и её соседи: Япония – страна восходящего солнца».

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель и ожидаемый результат: Сформировать представление о географическом положении Японии, природе, быте и культуре японского народа.

Задачи урока:

1. Актуализировать знания обучающихся о стране Японии, которая находятся на границе с Россией.

2.Создать условия для выявления обучающимися существенных особенностей страны Японии.

3. Способствовать выявлению сходства и различия культуры страны, граничащей с нашим государством.

4. Развивать познавательную активность обучающихся по данной теме.

5. Организовать самооценивание обучающихся по данной теме.

6.Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравстенную отзывчивость.

Оборудование к уроку:

Презентация «Япония – страна восходящего солнца»,

учебник «Окружающий мир 4 класс 2 часть», автор Н.Ф. Виноградова, словарь, предметы японского быта, карта, карточки, звукозапись японской музыки.

Этапы урока: задачи в деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Актуализация знаний обучающихся

Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас сегодня на уроке, мне приятно видеть ваши внимательные глаза и добрые улыбки. Надеюсь, что сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом.

Мы совершим путешествие в загадочную, необыкновенную и удивительную страну, которую называют очень странно: «Страна наоборот» и для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подаёт женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.

(звучит Японская музыка)

-Вы догадались, о какой стране пойдёт речь?

Ответы детей.

Личностные

(самоопределение,

смыслообразование

нравственно-этическая ориентация)

Познавательные

Целеполагание

Определить тему урока, поставить цель, наметить план учебных действий

Вы правильно думаете, мы сегодня будем знакомиться с Японией!(показ страны на карте).Слайд 2

Прочитайте тему урока.

« Россия и её соседи: Япония – страна восходящего солнца».

Прочтите пословицу.

« Добрый сосед – всегда есть хлеб».Слайд3

У России много государств-соседей.

А зачем нам надо знать соседей своей страны?

Как вы думаете, можно ли успешно общаться с соседями, если не знаешь, как его зовут, что он любит, чем интересуется?


-Чтобы сохранить дружеские отношения с народами других стран – нашими соседями по планете Земля, нужно знать их. Независимо от того, какой национальности люди, на каком континенте они живут, должны сохранять мир, добрые отношения и взаимопонимание.

-А что вы знаете о Японии?

-А можете вы мне ответить на вопрос: В чём особенность страны-соседа Японии?

А что бы вы хотели узнать о Японии?

План работы.Слайд 4.

-Сегодня мы с вами, конечно, не сможем всё узнать про Японию, но попытаемся исследовать это государство, ответив на пункты нашего плана.

Как вы предлагаете фиксировать наш результат исследования?

Дети читают тему урока: « Россия и её соседи: Япония – страна восходящего солнца».

Ответы детей.

Ответы детей.

Нет.

План работы.

1. Географическое положение страны.

2.Особенности архитектуры. Особенности японского дома.

  1. Промышленность Японии.

  2. Особенности занятий людей.

  3. Особенности искусства и традиций.

  4. Особенности жизни японских детей.

Ответы кратко записывать в таблицу.

Регулятивные

(принятие темы)

Коммуникативные

(высказывания детей)

Коммуникативные (высказывания детей)

Личностные

(мотивация к новому учебному материалу)

Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока)

Регулятивные

(планирование действий)

Коммуникативные (высказывания детей)

Открытие новых знаний

Учиться выделять существенные черты страны Японии и её жителей, умение выдвигать предположения и гипотезы по решению проблемы, делать выводы.

Приступим к работе по первому пункту плана.

Издавна Японию называют «Страной восходящего солнца»,

А попробуйте предположить почему?

Посмотрите на флаг Японии.Слайд 5.

Как вы думаете, что символизирует круг красного цвета в центре белого флага?

Японию называют страной восходящего солнца. Со дна океана поднялись высокие горы, их вершины выступили над водой и образовали цепь островов. Со временем люди поселились на этих островах. Никто точно не помнит, как попали сюда отважные предки, возможно, и вправду их призвала Аматерасу – лучезарная богиня Солнца. До сих пор здесь поклоняются ей, с трепетом и восхищением любуясь по утрам торжественным восхождением её огненного диска из вод океана. Люди прозвали свою страну Ямато,Ниппон (или Ниххон).что переводится как «путь гор».

Но это легенда, а мы с вами воспользуемся достоверными фактами и ответим на 1 пункт плана.

Исследуем географическое положение страны.

-Что нам в этом поможет? Где мы можем найти информацию?Слайд 7,8

Используя карту и учебник найдите ответы на 1 вопрос.

Выслушаем ответ.

Дополнительная информация учителя:

Острова Японии вытянуты с севера на юг.

В Японии лето жаркое с проливными дождями. Осень — пора цветения хризантем, ярко-красной листвы клёнов. Зима — мягкая, снег выпадает, но быстро тает. Весной цветёт сакура, лилии, ирисы, азалии. Из-за обилия солнечных дней и влаги растительный мир Японии очень богат и разнообразен. Животный мир Японии, напротив, не отличается разнообразием.

Самая высокая гора – потухший вулкан Фудзияма (3776м). Эта гора считается у японцев священной.

Национальный состав населения исключительно однородный, где японцы составляют 99% населения.

Переходим ко второму пункту плана.Прочитайте, какой следующий этап нашего исследования?

Посмотрите на карту.

Какие цвета преобладают?

О чём это говорит?

-Какие особенности японского дома?

Слайд 11

Дополнительная информация учителя.

Япония – страна самобытной культуры. В традиционных японских домах очень мало мебели. Весь пол покрыт циновками из рисовой соломки. На полу сидят, когда обедают, на полу спят, подстелив специальные матрасы. Обувь оставляют в прихожей и по циновкам ходят только в носках.

Переходим к третьему пункту плана.

-Важнейшая черта японца – это трудолюбие, что позволило им добиться успехов во многих отраслях промышленности.

Слайд 12,13.

Прочитайте, какой следующий этап нашего исследования?

Японская мудрость гласит:

Всматривайтесь в привычное – и вы увидите необычное,

Всматривайтесь в некрасивое – и вы увидите красивое,

Всматривайтесь в простое – и вы увидите сложное

Всматривайтесь в малое – и вы увидите великое.

Какие главные слова этой мудрости?

Информация учителя.

В Японии полагают, что тому, кто не воспринимает красоту Природы, нельзя доверять ни в чём, поскольку у него «Сердце из камня».

А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть, расслабиться и насладиться прекрасной японской музыкой и полюбоваться пейзажами.

Физминутка. Слайд 14

Переходим к 4 пункту плана. Особенности занятий людей.Слайд 15,16,17,18,19,20,21

Самое знаменитое, что построили японцы, — это… сады! И самый необычный – сад камней!

Здание японского храма – пагода – похоже на изящную лёгкую башню.

Главная хозяйка дома – женщина. Одежда японок – кимоно.

Японская письменность – это сложные иероглифы. Поэтому японский язык – один из самых сложных.

Традиционные японские виды искусства — создание композиций из срезанных цветов – икебана.

Есть в Японии настоящие

чудеса. Один из них – бонсай —

миниатюрные сады.

Японцы отличаются самой высокой средней
продолжительностью жизни в мире (мужчины
около80 лет, женщины – около 85 лет).

-Почему японцы живут долго?

-Переходим к 5 пункту плана. Прочитайте.

Переходим к 6 пункту плана. Прочитайте.

-Найдите ответ в учебнике на стр 48.

Дополнительная информация учителя.

Миниатюрность японских детей изумительна. По сравнению с русскими детьми маленькие японцы действительно маленькие.

В Японии нет рыжих. И русоволосого японца вы не увидите. У всех ослепительно черные волосы. Как смоль. Гладкие, блестящие, всегда чистые.

С чего начинается японская школа? Если театр начинается с вешалки, то японская школа …с обуви, а вернее, с переобувания. На крошечном пятачке у входной двери все, как один, снимают грязную уличную обувь — по русским меркам вовсе и не грязную, ведь японцы даже улицы моют с шампунем — и надевают «домашнюю», то есть школьную.

Специальной формы в начальной школе нет, она появляется в средней школе. Кроме того, здесь убеждены в том, что похожесть одежды учителей и учеников сближает их между собой. Дети в начальной школе не должны чувствовать резкой границы, стены между собой и учителем, поэтому учителя одеваются так же, как и дети.

Сэнсэй!» — так всегда обращаются дети к учителю. Иногда к этому слову (по-русски «учитель») добавляют фамилию: «Сато-сэнсей!» А учитель называет своих учеников по фамилии, добавляя к ней уважительное «сан» (господин, госпожа). И так с самого первого класса. Согласитесь, когда с тобой, шестилетним, обращаются как с господином, то и ты в ответ будешь вести себя вежливо и уважительно.

Подведём итог:Слайд 26

Краткий блиц-опрос

Национальная одежда

Любимый народный праздник

Детские праздники

Это родина солнца.

Круг красного цвета в центре белого флага символизирует восходящее солнце,

а её герб – золотая хризантема – тоже символ солнца.

Слайд 6

Ответы детей

На карте. В учебнике.

Используя карту и учебник дети находят ответы на1 вопрос.

Где находится Япония относительно России?

Какие моря омывают?

Сколько островов, какие самые крупные?

Столица Японии?

Дети записывают информацию в таблицу.

Один ученик отвеСлайд 9,10

Дети читают.

Особенности архитектуры. Особенности японского дома.

Коричневые.

Преобладают возвышенности.

Дети находят ответ в учебнике.

Ответ детей.

Записывают ответ в таблицу.

Промышленность Японии.

-Товары, производимые в Японии?

Дети находят ответ на вопрос и записывают в таблицу.

Особенности занятий людей.

Ответы детей.

Японцы видят красоту в простом, повседневном, незаметном.

Физминутка.

Дети читают.

Особенности занятий людей.

Ответы детей.

  1. Все продукты в магазинах наисвежайшие.

  2. Само отношение к жизни. Японцы как никто другой народ в мире

знают и понимают, насколько хрупка жизнь.

  1. В отношениях японцев друг к другу царит доброжелательность.

  2. Привычка ходить «Десять тысяч шагов в день ради здоровья.

  3. Гигиена. Каждый чихающий носит на лице, прикрывая нос и рот,

специальную маску.

Ответ дети фиксируют в таблицу.

Особенности искусства и традиций.

Доклад ученика.

Слайд 22, 23, 24

С каждым временем года у японцев связаны определённые обычаи и обряды.

Особую известность получили ханами – любование цветами.

У большинства японцев ханами ассоциируется с сакурой.

Это японская вишня

Праздник цветущей сакуры – один из древнейших обрядов японцев, цветение сакуры очень кратковременное – всего несколько дней, а иногда несколько часов и это явление для японцев символизирует то, что жизнь быстротечна и надо дорожить каждым её мгновением.

Каждый год в конце марта, когда начинает цвести сакура, тысячи туристов приезжают в Японию.

Япония – страна высокой культуры и сплошной грамотности. Японцы свято чтут старинные обряды и традиции.

У японцев приняты поклоны

и улыбки.

Чаепитие в Японии

представляет собой

целый обряд, который

Называется «тя но ю», что означает в переводе «чайная церемония».

Дети заполняют таблицу.

Ответ детей.

Особенности жизни японских детей.

Дети находят ответ в учебнике.

Ответ детей.Слайд 25

Дети записывают ответ в таблицу.

Кимоно

Цветение сакуры

День девочек, день мальчиков

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные (удержание цели)

Познавательные

(информационные: извлечение информации)

Коммуникативные

(дети работают в парах: один с текстом, второй с картой, находят информацию, заносят в общую таблицу)

Коммуникативные

(монологическое высказывание)

Познавательные

Познавательные

(извлечение информации, работа с текстом)

Познавательные

(извлечение информации, работа с текстом)

Познавательные

Коммуникативные

(монологическое высказывание)

Познавательные

(причинно-следственные связи)

Коммуникативные

(высказывания детей)

Коммуникативные

(монологическое высказывание)

Познавательные

(поиск информации)

Формирование первичных умений на основе самоконтроля

Учиться распознавать особенности Японии

Работа в тетради Слайд 27

Выбрать то, что относится к Японии, сравнить с Россией

Найти, что есть общего в наших странах.

Проверка заданий.

Самостоятельная работа детей.

Дети читают ответы.

Познавательные

(поиск информации)

Рефлексия

Формирование умения оценивать себя

Обратимся к поставленным в начале урока задачам. Все ли учебные задачи решены?

Достигнута ли цель урока?

Решение каких задач вызвало у вас затруднение?

Почему?

Что нового узнали?

Почему это важно для нас?

Давайте обменяемся мнениями по теме данного урока. Для этого продолжим фразы:

Я узнал (а)…

Я понял (а)…

Я могу…

Хотели бы вы побывать в этой стране?

Ответы детей.

Регулятивные (удержание цели)

Регулятивные (внесение корректив)

Личностные (компетентности в поступках и деятельности)

Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности)

Выбор домашнего задания.

Я предлагаю вам несколько вариантов домашнего задания.

Домашнее задание по выбору

Задания на карточках — найти информацию.

1 – Найти ошибки о Японии в тексте.

Япония – западный сосед России, страна озёр и болот. Финны называют свою страну «Страной восходящего солнца»

В Японии живёт Санта-Клаус. В этой стране создано много технических изобретений. Здесь зародились спортивные единоборства: дзюдо, карате, айкидо. Столица Японии – город Хельсинки.

2

Найти в интернете ответы на вопросы:

  1. Что такое икебана?

  2. Бонсай и банзай в чём отличие?

  3. Что такое оригами?

Икебана – Искусство составления красивого букета

Бонсай – выращивание карликовых деревьев

Банзай – приветствие, пожелание долголетия

Оригами – создание фигурок из бумаги

3 – Отгадать японские загадки

1) Идёт по снежной дорожке, рассыпая за собой золотые монеты? — следы от башмаков.

2) Пока не ударишь по голове, не слушается? – гвоздь

3) Повязав голову белым полотенцем, ползёт по крыше (дым)

4) Ходят вокруг дома, звеня колокольчиками (дождевые капли)

4 — Отгадать кроссворд.

Как называется японское кушанье, состоящее из морепродуктов, риса и морских водорослей?

Японская вишня –

Японский воин, рыцарь?

Национальный вид спорта?

Учитель, наставник?

с

у

ш

и

а

м

у

р

а

й

у

м

о

а

к

у

р

а

а

н

с

е

й

5Нарисовать рисунок на тему: «Япония».

Выбор детей.

Познавательные

Итог урока.

Мы разные, но нужно уметь жить в мире и согласии друг с другом, своими родственниками и соседями.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *