Конспект урока для 3 класса «рисование с натуры «Дары осеннего сада и огорода»

Конструкт

урока «Изобразительного искусства»

Поповой Ирины Сергеевны.

класс 3

Тема урока: рисование с натуры «Дары осеннего сада и огорода»

Тип урока: Урок совершенствования способов действий

Планируемый результат:

  • Личностный: умеет правильно организовывать своё рабочее место; проявляет уважительное отношение к иному мнению, труду (подготовка, уборка, поддержание порядка во время работы), доброжелательность, вежливость друг к другу

  • Метапредметный: обучающийся принимает учебную задачу, соотносит свои действия с этой задачей, ищет способы её решения, осуществляет пробы. В диалоге с учителем определяет критерии оценки и определяет успешность выполнения работы. Продолжает освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Демонстрирует коммуникативные УУД (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение выражать свои мысли); познавательные УУД (умение сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, анализировать, выделять главное, обобщать), регулятивные УУД (планирование, прогнозирование, контроль, волевая саморегуляция);

  • Предметный: обучающийся научились рисовать овощи и фрукты с натуры, использованию линий симметрии в рисунках

Цель: совершенствовать знания о натюрмортах

Задачи:

  • Воспитательная: Воспитывать культуру труда (организация рабочего места), доброжелательность, стремление понимать друг друга, уважительное отношение к своему творчеству, так и к творчеству одноклассников

  • Развивающая: Развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления, продолжать формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии; развивать умения решения проблем поискового характера; развивать творческого мышления, внимания; использовать грамотную связную речь при ответах; развивать мышление, память, мелкую моторику, тактильные ощущения; развивать у учащихся коммуникативные УУД (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение выражать свои мысли и отстаивать свою точку зрения); познавательные УУД (умение сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, анализировать, выделять главное, обобщать), развивать регулятивные УУД (планирование, прогнозирование, контроль, волевая саморегуляция);

  • Образовательная:

  • Изобразительная: учить навыкам рисования с натуры, использовании линии симметрии в рисунках с натуры;

  • Техническая: совершенствовать навыки рисования карандашом: при рисовании эскиза;

  • Цветовая: закрепить знание о холодных и тёплых цветах;

  • Композиционная: развивать умение соблюдать в изображении пропорции, размер; самостоятельно располагать изображение в соответствии с размером.

Принципы обучения и воспитания:

  • Принципы обучения:

  • Принцип деятельности

  • Принцип наглядности

  • Принцип систематичности и последовательности

  • Принцип психологической комфортности

  • Принцип минимакса

  • Принцип диалогизации

  • Принципы воспитания:

  • Создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма

  • Воспитание через взаимодействие

  • Формирование личностного стиля и взаимоотношений со сверстниками и педагогом

Методы обучения и воспитания:

  • Методы обучения:

  • Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: методы эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение и порицание, постановка системы перспектив, демонстрации художественных образов, объектов)

  • По источнику получения знаний: словесные (беседа, работа с книгой), наглядные (иллюстрации), практические (упражнения)

  • Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: репродуктивные и проблемно-поисковые, методы контроля и самоконтроля

  • Методы воспитания:

  • Методы формирования социального опыта: педагогическое требование, ситуация свободного выбора, упражнения

  • Методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения: беседа

  • Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: поощрение, создание ситуации успеха

Формы организации деятельности обучающихся фронтальная, работа в парах, индивидуальная

Оборудование:

  • Индивидуальное: пенал (простой карандаш, ластик), бэйдж, альбом, акварель (гуашь), кисти, баночка для воды, палитра;

  • Демонстрационное: овощи и фрукты для натюрморта, презентация по теме, компьютер, карточки с изображением натюрморта

Информационные источники:

  1. ФГОС НОО: текст с изм. И доп. На 2011 год/ Министерство и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение,2011.

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос.акад.образования. – М.: Просвещение, 2009. – 00 с. – (Стандарты второго поколения)

Структура (план) урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

  1. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

  1. Комплексное применение и систематизация знаний.

  1. Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности.

  1. Рефлексия учебной деятельности.

Оформление учебного кабинета, доски:

2 октября.

Классная работа.

Ход урока:

Этапы урока, задачи работы

Методы и приемы обучения и воспитания

Деятельность учителя, обучающихся

Планируемый результат

1. Мотивация к учебной деятельности.

Задача:

сконцентрировать внимание детей; мотивировать учащихся на дальнейшую учебную деятельность.

Словесные (беседа), методы стимулирования (создание ситуации успеха)

Взаимное приветствие

— Тишина. Смотрю, какой ряд стоит лучше всех.

— Здравствуйте ребята! Меня зовут Ирина Сергеевна, сегодня я у вас буду вести урок изобразительного искусства.

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

— Проверьте свою готовность к уроку. На парте у вас должны быть:

1. Альбом

2. Простой карандаш

3. Ластик

— У кого всё есть, тихонечко присаживайтесь.

На данном этапе урока происходит вовлечение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Проявляют регулятивные УУД (контроль, оценка, волевая саморегуляция), познавательные УУД (логические – анализ, сравнение, синтез обобщение), коммуникативные УУД (умение слушать)

2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблем.

Задача:

сформулировать тему, цель урока, систематизировать знания о натюрмортах

Словесные (беседа, упражнения), методы стимулирования (создание ситуации успеха), методы закрепления и повторения, метод взаимной проверки, постановка проблемы или создание проблемной ситуации

— Сейчас мы с вами будем рисовать, а вот что вы узнаете, если соберёте из рассыпанных слогов слово. Ребята посмотрите внимательно на доску. Какое слово зашифровано? (натюрморт)

— Тема нашего урока « натюрморт. Рисование с натуры «Дары осеннего сада и огорода»»

1.Беседа о натюрморте

— Что такое натюрморт? (Натюрморт – жанр изобразительного искусства. От французского «мертвая природа», изображение мира вещей, предметов повседневного обихода, орудий труда, плодов, цветов. Особенно широкое распространение жанр натюрморта получил в голландской живописи 17 века (Питер Клас, Виллем Кальф, Виллем Хеда))

Если видишь на картине

Вазу, розу в хрустале.

Или морс в большом графине.

Или глиняную чашку, Или фрукты, или торт.

Или все предметы сразу,

Знай, что это натюрморт.

(А. Кушнер)

Проявляют регулятивные УУД (контроль, оценка, волевая саморегуляция), познавательные УУД (общеучебные — умение структуировать знания, формулирование познавательной цели, моделирование; логические – анализ, сравнение, синтез обобщение, формулирование проблемы), коммуникативные УУД (постановка вопросов, планирование сотрудничества со сверстниками и учителем, умение строить речевое высказывание)

3.Комплексное применение и систематизация знаний.

Задача:

1. Изобразительная: учить навыкам рисования с натуры, использовании линии симметрии в рисунках с натуры;

2.Техническая: совершенствовать навыки рисования карандашом: при рисовании эскиза;

3.Цветовая: закрепить знание о холодных и тёплых цветах;

4.Композиционная: развивать умение соблюдать в изображении пропорции, размер; самостоятельно располагать изображение в соответствии с размером.

Словесные (беседа, упражнения, организация наблюдения), метод взаимной проверки, методы стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение и порицание), методы закрепления и повторения, частично-поисковые методы, практические методы

1.Работа с карточками

— Сейчас я выдам вам карточки с изображением натюрморта. Ваша задача их внимательно рассмотреть и подумать, что может быть изображено при рисовании натюрморта. (обсуждение)

2.Работа с изображением (Иван Трофимович Хруцкий «Цветы и плоды»)

— Нравится ли вам эта картина? Какие чувства она у вас вызывает?

— Что на ней изображено? Какие цвета использовал художник – тёплые или холодные? Что изображено в центре?

— Какие же цветы составляют букет? Какие из них вам знакомы? Опишите их. (Больше всего в этом букете пионов: бледно-розовые, светло-желтые, белые, ярко-красные, переходящие в бордовый. У двух красных пионов, наклонивших свои головки к стакану, можно заметить несколько бело-желтых прожилок.)

— Посмотрите, с другой стороны букета художник изобразил розу.

— Что вы можете сказать про этот цветок? Какого цвета ее лепестки? Одноцветны ли они? (Роза ярко-красная, правда, на краях лепестков можно увидеть как бы нежно-розовую бахрому. Эта бахрома отделяет один лепесток розы от другого.)

Хочется протянуть руку, попробовать парочку спелых и сочных персиков или желтую грушу? Взять в руки красивый и пышный букет, понюхать эти цветы?

— А что вы можете сказать про вазу, в которой стоят цветы? Что на ней изображено? (Ваза, в которой стоят цветы, серебристо-медного цвета. На ней художник детально выписывает ветку дерева. Мы отчетливо видим каждый листочек. Под деревом изображены животные, очень похожие на собак: у них продолговатое туловище, длинный хвост, небольшие острые уши. Также очень хорошо видна трава под ногами у животных. Там, где ваза сужается, художник изображает орнамент.)

— А какие же плоды здесь изображены?

— Давайте начнем с тех, которые вам больше всего хочется попробовать. (Сразу бросаются в глаза ярко-желтые с бордовым и темно-красным оттенком персики, заботливо положенные кем-то в плетеное лукошко. Причем видно, что положены они на какие-то листочки. Персики привлекают к себе внимание, Они выглядят очень сочными. Это видно по разломленному персику, который лежит отдельно от других – на столе.)

— А посмотрите, как выписывает художник каждую смородинку! Какие цвета при этом использует И. Хруцкий?

— С другой стороны букета лежит желтая тыква с зеленым хвостиком, приподнятым к верху. Она громадных размеров и словно поделена на продолговатые дольки.

— Что изобразил рядом с тыквой художник? (Рядом с громадной тыквой лежат сочные груши. Видно, что они сладкие и сочные. Ведь не просто так по одной из них ползет муха.)

3.Рассматривание натюрморта

— Посмотрим внимательно на натюрморт. Из каких предметов он состоит?

— Все предметы хорошо видно? Что на первом плане, на дальнем…

— Что больше … или …

Какого цвета …

— Посмотрите, с какой стороны падает свет на предметы. Покажите, где будет самая тёмная сторона (тень), самая светлая (свет), а где будет полутень, блик (самая светлая часть)

4.Объяснение приёмов рисования (на листе)

— Что необходимо сделать, прежде чем начать рисовать натюрморт?

— Сначала нужно определить, как располагать лист: горизонтально или вертикально.

— Как в нашем случае располагаем лист? (горизонтально)

Что такое композиция? (Композиция — расположение на поверхности бумаги изображаемого предмета.)

— Определим размещение натюрморта на листе. Предметы не должны быть маленькими, но и не сильно большими. Нельзя рисовать больше натуральной величины. Проведём осевые линии (в соответствии с размером)

Рисование тыквы

— Какой из предметов самый большой? (тыква)

— Какую форму напоминает тыква? (тыква напоминает круг.)

Рисование яблока.

— С какой стороны изобразим яблоко? (слева)

— Какую форму напоминает яблоко? (Яблоко напоминает круг.)

— Оно больше тыквы? Во сколько раз оно меньше тыквы?

Рисование винограда

— С какой стороны изобразим виноград? (справа)

— Какую форму напоминает виноград? (треугольник)

— Затем впишем ягоды винограда (овалы) в него

ФИЗМИН

— Кто запомнил, что мы будем рисовать?

5.Практическая работа (на доске)

Показ рисования. Рисуют с натуры, оказывается индивидуальная помощь.

Типичные ошибки: композиции, форм, изображаемых предметов

Дети осуществляют самоконтроль в соответствии с планом, его регламент, особенностями рисования с натуры

Проявляют регулятивные УУД (контроль, оценка, волевая саморегуляция, планирование, коррекция), познавательные УУД (общеучебные — умение структуировать знания, моделирование,; логические – анализ, сравнение, синтез, обобщение), коммуникативные УУД (постановка вопросов, планирование сотрудничества с учителем, умение строить речевое высказывание)

4.Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности.

Задача:

Воспитывать уважительное отношение к своему творчеству, так и к творчеству одноклассников; развивать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение выражать свои мысли и отстаивать свою точку зрения, умение сравнивать, анализировать

Словесные (беседа), метод взаимной проверки, методы стимулирования (создание ситуации успеха, поощрение и порицание), методы закрепления и повторения изученного материала, методы проверки и оценки, методы контроля и самоконтроля, взаимоконтроля

Анализ работы и подведение итогов

Организация выставки работ, их обсуждение по критериям

Критерии:

1.Соответствие изображаемым предметам (форма)

2. Техника выполнения

3. Композиция

4.Плавность линий

Проявляют регулятивные УУД (контроль, оценка, волевая саморегуляция), познавательные УУД (общеучебные — умение структуировать знания, рефлексия,; логические – анализ, сравнение, синтез, обобщение), коммуникативные УУД (постановка вопросов, умение строить речевое высказывание)

5.Рефлексия учебной деятельности.

Задача этапа: самооценка результатов деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Словесные (беседа), методы закрепления и повторения изученного материала, методы контроля и самоконтроля

— Ребята, вот и закончился наш урок.

— Кем мы были на уроке? Какой вы были мастер? Что мы рисовали? Смогли ли вы научиться рисовать натюрморт с натуры?

— Сегодня на уроке вы все были художниками, старались проявить свое мастерство. Молодцы!

— Выразите своё отношение к проделанной работе:

Если на уроке правильно отвечали, а также в рисунке соблюдена композиция, размер изображаемого, то улыбнитесь друг другу и погладьте себя по голове

Если на уроке правильно отвечали, но затрудняетесь в соблюдении композиции, размере изображаемого, то улыбнитесь друг другу

Если на уроке вы не правильно отвечали, а также в рисунке не соблюдена композиция, размер изображаемого, то сделайте серьёзное выражение лица

— Спасибо за урок, до свидания.

Подвели итог урока, оценили свою деятельность Регулятивные УУД:

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *