Конспект урока для 9 класса по теме «Труд и трудовое право»

Конспект урока по теме «Труд и трудовое право» Обществознание 9 класс

Цели урока:

-Содействовать формированию представлений учащихся о трудовом законодательстве и роли труда в жизни человека;

-Готовить учащихся к принятию на себя ответственности за совершаемые действия.

-Продолжить работу по формированию коммуникативной, учебно-познавательной и общекультурной компетенций учащихся.

— Содействовать воспитанию уважения к труду, к социальным и правовым нормам.

-Развивать устную монологическую речь, мышление, память, воображение.

Оборудование: учебник, интерактивная доска (презентация по теме урока), Конституция РФ, кейс (статьи Трудового Кодекса РФ, материал для создания коллажа, задачи по теме, рабочие листы).

План:

1.Понятие «труд». Роль труда в жизни человека.

2.Принципы использования труда. Труд на предприятии.

3.Трудовое право. Особенности регулирования труда несовершеннолетних.

Ход урока:

Слайд 1 1.Учитель предлагает прослушать и обсудить притчу:

Слайд 2 «Однажды прохожий увидел, как группа людей несёт тяжелые камни. Подошел он к одному из них и спросил: «Что ты делаешь?» — Не видишь, занимаюсь тяжелой, никому не нужной работой. С этим же вопросом путник обратился ко второму и получил ответ:- Деньги зарабатываю. А третий на тот же вопрос ответил:

-Строю Шартрский собор!»

Учащимся предлагается ответить на вопросы и выполнить задания:

1)О чем эта притча? Как вы ее понимаете?

Обобщая ваши ответы, можно сделать вывод, что труд — облагораживает человека. В жизни каждого человека выбор рода занятий, места работы, характера труда — серьезный и ответственный шаг. От того какую работу вы выберите, будет зависеть реализация ваших возможностей, интересов, перспективы творческого и карьерного роста, рост благосостояния вашей семьи.

Вступая в сферу трудовых отношений, человек должен знать, что существует система норм права, которая регулирует эти отношения.

Учащиеся формулируют тему урока.

Слайд 3

Учитель предлагает назвать то, с чем ассоциируется слово «труд». (кластер)

Самостоятельно дайте определение понятию «труд».

Все версии выносятся на доску.

Слайд 4

Проблемный вопрос: Может ли человек в современном обществе прожить без труда? Право на труд — это право или обязанность.

Каждая группа работает с источником и находит статьи для подтверждения своих ответов.

1 группа — Конституция РФ (ст. 37).

2 группа — Всеобщая Декларация прав человека (ст. 23).

3 группа — Трудовой кодекс РФ (ст. 1).

4 группа — Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 6, часть 3).

Вывод: право на труд — одно из основных прав и свобод человека.

Учитель: Когда человек поступает на работу, он оказывается в сфере действия трудового права. Между работником и работодателем устанавливаются трудовые правоотношения, которые регулируются нормами трудового права.

Знания о нормах трудового права мы черпаем из источников.

— С какими источниками трудового права вы уже знакомы?

Источники трудового права:

Конституция РФ (12.12.93.В ст. 37 закреплены принципы использования труда: труд свободен, безопасен, доброволен, оплачиваем, право на отдых, право на разрешение споров);

Трудовой Кодекс РФ (1.02.2002 г);

Федеральные законы («Закон о занятости»);

Указы президента РФ;

Постановления правительства РФ;

Нормативно-правовые акты субъектов РФ;

Распоряжения органов местного самоуправления;

Корпоративные (локальные) акты.

В каких документах могут быть статьи, защищающие право человека на труд?

Учитель подводит итоги беседы и предлагает посмотреть сценку.

«Однажды на улице встретились две выпускницы школы и разговорились:

Маша: Привет, Катя!

Катя: Здравствуй, Маша, как дела?

Маша: Да нормально, я учусь в институте на юриста, а ты где? Слушай, а что ты такая грустная?

Катя: Неприятности на меня свалились одна за другой. В институт я не поступила, поэтому устроилась на работу в магазин «1000 мелочей» продавцом.

Маша: Так это же хорошо, денег заработаешь, да и при деле будешь!

Катя: да, зарплата не плохая, но приняли меня временно, пока продавец, на чье место меня взяли, находится в отпуске по уходу за ребенком. Работала по 10 часов в день 6 дней в неделю, уставала очень. Сказала директору магазина, что не могу постольку часов работать, а он мне ответил, что план надо выполнять.

Маша: А когда ты устраивалась на работу, ты разве в трудовом договоре не обговорили продолжительность рабочей недели?

Катя: Никакого договора я с ним не заключала, но сначала он сказал, что у меня будет 8- ми часовой рабочий день. А месяц назад на работу опоздала, так мне выговор объявили с занесением в трудовую книжку. Но и это еще не все. Я вчера из больницы выписалась, аппендицит вырезали, взяла больничный лист, прихожу на работу, а на моем месте новая девушка работает. Директор сказал, что ему больные не нужны, и он меня уволил.

Маша: Так что же ты бездействуешь, надо защищать свои нарушенные права!

Катя: Да я даже не знаю, где он прав, а где виноват.

Маша: И я не знаю, но чувствую, что-то твой директор сделал незаконно.»

Учитель: Нам нужно помочь девушкам разобраться в сложившейся ситуации, и выяснить какие же права Кати были нарушены ее директором.

Для развития умения применять полученные знания при анализе и оценке конкретных ситуаций учитель организует в группах решение познавательных задач. Группы получают кейс с текстами статей Трудового кодекса и задания к ним.

Работа в группах: Учащиеся выполняют задания, работая с кейсом .

Задания для групп:

I группа

Статья 57 Трудового кодекса РФ.

— Кто выступает сторонами трудового договора?

Статья 63 Трудового кодекса РФ.

— С какого возраста заключается трудовой договор?

Статья 59 Трудового кодекса РФ.

— В каких случаях заключается срочный трудовой договор?

Статья 79 Трудового кодекса РФ.

— В каких случаях расторгается срочный трудовой договор?

Статья 268, 269 Трудового кодекса РФ.

— Гарантии работника до 18 лет?

Нарушены статьи 59,79. Работодатель должен был заключить срочный трудовой договор на время исполнения обязанностей отсутствующего работника. Расторгается срочный трудовой договор с выходом работника на свое место.

II группа.

Статья 65 Трудового кодекса РФ.

— Какие документы необходимы для заключения трудового договора?

Что указано в трудовом договоре?

Статья 66 Трудового кодекса РФ.

— Что такое трудовая книжка? Какие сведения в нее вносят?

Статья 81 Трудового кодекса РФ.

— В каких случаях трудовой договор расторгается по инициативе работодателя?

Статья 91,92, 94 Трудового кодекса РФ.

— Какова продолжительность рабочего дня для несовершеннолетних?

Нарушены ст.66,94.Занесение выговора за опоздание в трудовую книжку не предусмотрено. Рабочий день н/л с 16 до18 лет должен составлять 7 часов.

III группа.

Статья 183 Трудового кодекса РФ.

— Какие гарантии работника при временной нетрудоспособности?

Статья 81 Трудового кодекса РФ.

— Можно ли уволить работника в период его временной нетрудоспособности?

Статья 99 Трудового кодекса РФ.

— Для каких категорий граждан сверхурочные работы не допускаются?

Статья 382 Трудового кодекса РФ.

— Куда можно обратиться для решения трудового спора?

Нарушены ст.81,99.При временной нетрудоспособности не имеют права уволить. Сверхурочные работы н/л не допускаются.

Для развития умения применять полученные знания при анализе и оценке конкретных ситуаций учитель организует в группах решение познавательных задач. Группы получают кейс с текстами статей Трудового кодекса и задания к ним.

Учитель: Вот теперь мы можем помочь героине решить ее проблему и назвать какие нарушения вы выявили со стороны работодателя.

Итак, мы видим, что российское законодательство исходит из принципа гуманного отношения к ребенку, защищает и предостерегает от чрезмерного физического и психического переутомления. Трудовой кодекс содержит специальные нормы, призванные обеспечить трудовые права несовершеннолетних.

Я думаю знания которые вы получили помогут вам в жизни не оказаться в подобных ситуациях. Каждый человек должен уметь защитить свои нарушенные права, а для этого их надо знать.

Слайд 9

Для закрепления полученных знаний проводится «Экспресс опрос»

1.Укажите основные принципы использования труда в соответствии со статьей 37 Конституции РФ:

2. Назовите источники трудового права.

3.Назовите участников трудовых отношений:

5. Основным документом о трудовой деятельности является ______.

6.Названия документов, которые не требуются при первом трудоустройстве:

Паспорт; трудовая книжка; документ об образовании; страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документы воинского учёта.

7.Трудовой договор заключается в возрасте:

Вывод: я надеюсь, что полученные знания на уроке вам помогут в жизни и пополнят основу вашей правовой культуры.

Учащиеся составляют синквейн на тему «Труд и трудовое право»

Оцените урок по следующим позициям:

Позиция

Да

Нет

Не знаю

Было ли интересно на уроке?

Вы открыли для себя что-то новое?

Понравилось ли вам работать с документами?

Довольны ли вы результатами своей работы?

Были ли вы активны в процессе работы на уроке?

Сумели ли вы реализовать свои знания на уроке?

Был ли урок для вас содержательным?

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector