Конспект урока для 6 класса на тему «Понятие как форма мышления»

Конспект урока

Тема урока: Понятие как форма мышления (6 класс).

Цели и задачи урока:

  • обучающиепознакомить учащихся с логикой — наукой о зако­нах и формах человеческого мышления; сформировать представление о понятии как одной из форм мышления; закрепить навыки создания таблиц, размещения в них текстовой и графической информации;

  • развивающиеразвивать логическое мышление, память, внимание, умение сравнивать и анализировать, умение оперировать с понятиями;

  • воспитательные – воспитывать внимательность, культуру речи и общения, самостоятельность рассуждений.

Тип урока: объяснительно-демонстрационный.

Оборудование: компьютер учителя, компьютеры учеников, видеопроектор, презентация в среде Power Point, материал для практической работы за компьютером.

Методы ведения урока: лекция-беседа с учащимися с использованием презентации «Понятие как форма мышления», разноуровневая практическая работа.

План урока:

  • организационный момент – 5 мин.

  • изложение нового материала – 30 мин.

  • практическая работа за компьютерами – 7 мин.

  • подведение итогов урока – 3 мин.

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте ребята. Присаживайтесь. Меня зовут Наталия Николаевна, сегодня я буду проводить у вас урок. Для начала отметим присутствующих. Хорошо, спасибо.

2. Объявление темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы с вами продолжим раздел «Человек и информация». В начале урока изучим новую тему «Понятие как форма мышления». В конце занятия вы выполните практические работу за компьютерами.

3. Изучение нового материала.

Объяснение материала учителем с помощью мультимедийной презентации «Понятие как форма мышления».

Ребята откройте свои тетради, запишите число и тему урока «Понятие как форма мышления». Познать законы окружающего мира, построить планы на будущее, сделать прогноз погоды или научное откры­тие нам помогает мышление. Во все времена умение пра­вильно мыслить играло важную роль в жизни каждого че­ловека. В глубокой древности возникла наука логика, изучающая законы и формы мышления, способы рассуж­дений и доказательств.

Нас окружает множество объектов. Это вещи, процес­сы, явления, люди, животные и так далее. Каждый из объ­ектов можно описать с помощью признаков. Признаками являются свойства (зеленый, круглый, сочный, горький) и отношения (больше, меньше, длиннее, легче, громче).

Признаки объекта могут быть существенными и несу­щественными. Чтобы понять различие между ними, рас­смотрим следующий пример.

В лесу около озера растет дерево береза (название объ­екта). Береза имеет возраст (10 лет), высоту (5 метров), место расположения (у озера), цвет и форму ствола, веток, листьев. Все это признаки объекта «дерево береза».

Предположим, что наша задача — найти любую бере­зу среди других деревьев. В этой ситуации высота, возраст и место расположения березы не будут теми признаками, по которым мы отличаем березу, например, от дуба. Здесь существенными признаками будут цвет и форма ствола, цвет и форма листьев. Совокупность существенных признаков (3 слайд) отдельного объекта или некоторого множества однородных объектов отражается в понятии. Например, понятие «компью­тер» отражает в себе существенные признаки всех суще­ствующих компьютеров как универсальных электрон­ных устройств для хранения, обработки и передачи данных.

Понятие в языке выражается одним или несколькими словами, например: «мальчик», «мороз», «человек», «ин­формация», «компьютер», «персональный компьютер», «звуковая информация», «двоичное кодирование», «учеб­ник информатики», «рабочая тетрадь».

Существуют слова-омонимы (4,6 слайд), имеющие различные значения, выражающие разные понятия, но одинаково звучащие. Так слово «лист» имеет следующие значения: лист бумаги, лист растения. Слова-синонимы (4,5 слайд) выражают одно и то же понятие (имеют одинаковые значения), но звучат различно. Так, слова «масса», «уйма», «бездна», «тьма», «пропасть» яв­ляются синонимами для понятия «множество» (в смысле «много»).

Словами мы пользуемся, когда говорим. Понятиями мы пользуемся, когда думаем, поэтому говорят, что поня­тие — это форма мышления.

Теперь ребята самое главное запишем в тетради (7 слайд). Все окружающие нас объекты обладают некоторыми признаками. В понятии отражается совокупность сущест­венных признаков отдельного объекта или класса одно­родных объектов.

В языке понятие выражается одним или несколькими словами.

Словами мы пользуемся, когда говорим. Понятиями мы пользуемся, когда думаем. Понятие — это форма мышления.

4. Закрепление материала. Практическая работа за компьютерами «размещение текстовой и графической информации в таблицах». Необходимо выполнить полностью, предложенное задание.

5. Итоги занятия. Объявление оценок.

Сегодня на уроке мы с вами познакомились с логикой — наукой о зако­нах и формах человеческого мышления, а также узнали о понятии как об одной из форм мышления. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

Какие признаки объекта считаются существенными? Приведите пример.

Что такое понятие?

— Приведите примеры понятий курса информатики.

Объявление оценок.

7. Домашнее задание. Приведите по 3 примера слов-омонимов и слов-синонимов, выражающих различные понятия.

Список литературы и Интернет-ресурсов:

Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса, Москва, БИНОМ Лаборатория знаний, 2009

Босова Л.Л. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса, Москва, БИНОМ Лаборатория знаний, 2009

Босова Л. Л.Преподавание информатики в 5–7 классах, Москва, БИНОМ Лаборатория знаний, 2009

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector