Конспект урока для 4 класса «Конфликты»

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Управление образования Чистопольского муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Юлдузская средняя общеобразовательная школа»

Конфликты

Личностно — ориентированный классный час в 4 классе

Ихсанова Мадина Гарифовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории.

Юлдуз

Личностно ориентированный классный час по теме «Конфликты»

( составлен и проведен учителем начальных классов М. Г. Ихсановой

с учащимися 4 класса)

Цель: 1.Способствовать формированию у учащихся научных представлений о конфликте, развитию у них умения понимать причины возникновения конфликтных ситуаций и находить способы их разрешения.

2. Развивать индивидуальность и субъективность детей, обогащать жизненный опыт, творческие и коммуникативные способности.

Оборудование

  1. Демонстрационные плакаты: а) Тема: «Конфликты»;

Б) определение конфликта;

В) причины возникновения конфликтов;

Г) положительное и отрицательное разрешение конфликтов;

Д) способы поведения в конфликтной ситуации;

Е) правила доброты, вежливости, честности.

2. Карточки с описанием конфликтных ситуаций.

3. Рисунок солнца, тучи, молнии.

4. Воздушные шары на каждого ребенка.

Ход классного часа

I.Организационный момент. Эмоционально — психологический настрой на учебную деятельность.

  • Добрый день, ребята! Как я рада вновь приветствовать вас на нашем очередном классном часе. Давайте встанем в круг и скажем: «Здравствуйте!» руками (по кругу здороваются руками).

Скажем: «Здравствуйте!» глазами (по кругу кивают друг другу головой).

Скажем: «Здравствуйте!» мы ртом, станет радостно кругом.

— Молодцы, ребята! Еще радостнее становится оттого, что вы повзрослели еще на целых полгода, и с вами уже можно вести совершенно серьезные разговоры на любые темы. Сейчас давайте хором скажем девиз наших классных часов:

«Я умею думать, я умею рассуждать,

Что полезно мне для жизни, То и буду выбирать. А потом и выполнять!»

— Ребята, скажите, пожалуйста, чему же полезному вы научились на классных часах ? (Ответы детей).

II. Целевая установка и определение темы.

  • Ребята, прежде чем определить тему нашего сегодняшнего классного часа, я хочу вам рассказать об одном случае, который наблюдала в нашей школе.

Дело было так. На перемене два мальчика зашли в класс и увидели за своей партой не два стула, а один. Тот мальчик, который был пошустрее, подбежал, схватил стул, сел на него и сказал своему соседу по парте: «Это мой стул. А ты сходи и поищи себе другой».

«Нет, это мой стул!» — крикнул второй мальчик и ударил одноклассника.

Тот, сжав кулаки, тоже бросился на товарища.

— Что же произошло между мальчиками?

(Спор, ссора, драка, конфликт )

— Правильно, произошел конфликт.

Ребята, сможете ли вы теперь назвать тему нашего классного часа? (Ответы детей)

(На доске вывешивается плакат «Конфликты»).

— А как вы думаете, что обозначает слово «конфликт»?

(Ответы детей)

— Найдите и прочитайте, что же говорится об этом в толковом словаре.

(Дети находят определение слова в словаре и читают вслух. Вывешивается плакат «Конфликт – это столкновение мнений, сил, сторон».

— Ребята, а как вы думаете, почему происходят конфликты между людьми, в чем причина? (Ответы детей записываются на доске).

— Посмотрите на доску, как много предположений. А которое из них верное? Значит, целью нашего занятия будет что? (Узнать причины возникновения конфликтов).

— Ребята, а для чего нам нужно знать причины возникновения конфликтов? (Ответы детей).

Правильно, чтобы предотвратить конфликты, а если они произошли, то определить способы их разрешения. Это и будет нашей задачей урока.

III. Содержательный компонент классного часа.

Поисковая деятельность.

1. Анализ ситуации. Коллективная деятельность.

— Для этого вернемся к случаю о мальчиках и ответим на вопросы:

А) Какую цель преследовал каждый из мальчиков?

Б) Из-за чего возник конфликт?

В) Почему же все-таки возник конфликт?

Г) Главное, чего не смогли сделать мальчики? (Понять друг друга и договориться).

(На доске выставляется плакат «Причины возникновения конфликтов: а) неумение договориться).

  1. Анализ ситуаций. Групповая работа по карточкам

Затем детям предлагается разделиться на группы, проанализировать конфликты, определить причины их возникновения. После этого, представители каждой группы должны зачитать свою карточку и представить результаты своей работы.

А) Карточка № 1. – Петя, я сломал твою ручку, — тихо и робко сказал Сережа.

  • Что ты наделал?! И вообще, ты мне больше не друг! – закричал Петя и убежал.

А Сережа даже не успел ему сказать, что взамен сломанной ручке, он купил новую и хотел отдать ее другу.

Проанализируйте и определите, по какой причине возникла конфликтная ситуация между мальчиками?

Б) Карточка № 2. На соревнованиях мальчики проигравшей команды стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те ответили тем же. Затем в ход пошли кулаки.

— Как вы считаете, почему возник конфликт? В чем причина?

3. Вывод. После совместного разбора ситуации учащимися определяются основные причины возникновения конфликтов:

  • неумение слушать,

  • непонимание;

  • неумение договориться;

  • несдержанность.

На доске вывешивается плакат. Учащимся сообщается, что это лишь некоторые причины возникновения конфликтов. Предлагается подумать и назвать другие.

  1. Тренинговое упражнение «Шалтай — Болтай».

Цель: Снятие напряжения, утомляемости, речевых и мышечных зажимов.

  • Ребята, прежде чем продолжить наш классный час, давайте отдохнем.

  • Встаньте в круг и покажите-ка мне, как вы крутились и вертелись на перемене. (Дети крутятся, вертятся и шумят). Да вы просто Шалтаи-Болтаи! Покажите еще раз, еще раз болтаем руками, ногами, вертим головой.

Шалтай-Болтай сидел на стене, Шалтай-Болтай свалился во сне.

(С.Я. Маршак).

Дети поворачивают туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы, затем наклоняют туловище вниз.

— Смеемся! Еще лучше смеемся. Болтаем руками, ногами, вертим головой. Нам очень весело и мы смеемся, смеемся, смеемся! Молодцы! Похлопали ладошками, потрясли руками. Похлопали еще раз ладошками. Молодцы!

  • Скажите, пожалуйста, изменилось ли ваше настроение после этой игры?

(Ответы детей).

  1. Поиск способов разрешения конфликтов. Работа в группах.

  • Ребята, а теперь посмотрите и скажите, что изображено на плакате? (Вывешивается плакат с рисунком тучи).

  • Как вы думаете, что может предвещать эта туча? (Ответы детей).

Правильно, туча может разразиться громом, молнией, а может из-за тучи выглянуть яркое солнышко. (Выставляется рисунок молнии в виде стрелы и солнышка).

— Так и конфликты могут разрешиться положительно и отрицательно.

Теперь, когда вы знаете, что такое конфликт, умеете анализировать и определять причины конфликтов, то, наверное, сможете назвать и способы их разрешения.

Для этого я предлагаю вам разделиться на две группы, обозначить на плакате знаком «+» слова, обозначающие положительные способы разрешения конфликтов, а знаком « — » — отрицательные. Затем представитель каждой группы должен прокомментировать свой выбор. (На доске прикрепляется плакат со словами: (Уступать, разгневаться, промолчать, договориться, ударить, упрямиться, понять).

— Ребята, как вы думаете, есть ли еще другие способы поведения, положительно разрешающие конфликтную ситуацию? (Ответы детей)

  1. «Я – задание». Индивидуальная работа.

  • Ребята, на предыдущих занятиях мы с вами учились познавать не только окружающих нас людей, но и самих себя. Сейчас эту работу продолжим. Я предлагаю вам заполнить карточку «Я в конфликте», в которой вы должны перечислить привычные для вас способы поведения в конфликтной ситуации.

(Учащиеся перечисляют способы поведения, которыми они пользуются в конфликтных ситуациях).

  • А сейчас сравните свои карточки со словами, отмеченными на доске, и подумайте, хотелось бы вам изменить что-либо в своем поведении или нет?

Дома напишете сочинение – рассуждение на тему «Я в конфликте».

7. Анализ конфликтных ситуаций из жизненной практики. Коллективная работа.

  • Ребята, а теперь поднимите руки, кому из вас лично приходилось наблюдать какие-либо конфликты? (Поднимают руки).

  • Припомните один из них, посовещайтесь и договоритесь между собой, чей случай хотели бы вы сейчас разобрать.

Выслушивается, анализируется и делается вывод по одной конфликтной ситуации из жизни детей.

  • Ребята, скажите, пожалуйста, а можно ли прожить жизнь без конфликтов? (Ответы детей).

  • Да, конфликты, к сожалению, существовали и, будут существовать. Но почему же все-таки они возникают, как вы думаете? (Все люди разные, разные характеры, чувства, интересы, мнения).

  • Правильно, ребята. А как вы считаете, почему не всегда положительно разрешаются конфликты между людьми? От чего это еще зависит? (Ответы детей). (Главное — от неумения общаться).

  • Конечно же, последствия конфликтов зависят от поведения каждого из нас, от нашего умения общаться друг с другом. А что значит — уметь общаться? (Это, значит, соблюдать правила доброты, честности и вежливости).

— Припомните, пожалуйста, эти правила, и назовите. (Называют). Молодцы!

(Приложение 1)

8. Итог классного часа.

  • Итак, ребята, теперь повторим еще раз девиз наших классных часов. (Повторяют хором). — Так что же нового и полезного для жизни вы сегодня узнали и выбрали для себя?

(Ответы детей. Если затруднятся ответить, задать следующие вопросы: — Что такое конфликты?

— Почему возникают конфликты?

— Перечислите, какими положительными способами разрешения конфликтных ситуаций, если будет нужно, вы будете пользоваться в жизни?

  • Ребята, а что хотели бы вы пожелать друг другу, себе по нашей теме? (Пожелания детей).

— А я желаю всем вам и себе, чтобы в нашей жизни как можно меньше было конфликтов. А если даже они произойдут, то главное — чтобы они всегда разрешались только положительно. Согласны? (Да.)

Спасибо за активное сотрудничество, умение серьезно думать, рассуждать и доказывать.

Приложение 1.

Правила вежливости:

  • Будь всегда приветлив;

  • Здоровайся при встрече:

  • Уходя, прощайся;

  • Благодари за помощь;

  • Не заставляй о себе волноваться, уходишь – скажи, куда идешь и когда вернешься;

  • Не капризничай, не ворчи, твой каприз может испортить настроение другим;

  • Веди себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Правила доброты:

  • Помогать всегда слабым, больным, маленьким, старым, попавшим в беду;

  • Прощать ошибки других;

  • Не жадничать;

  • Не завидовать;

  • Жалеть других.

Правила честности:

  • Сказал – сделай;

  • Не уверен – не обещай;

  • Ошибся – признавайся;

  • Забыл – попроси прощения;

  • Говори то, что думаешь;

  • Не можешь сказать правду – объясни, почему;

  • Не выдавай чужую тайну.

Приложение 2.

Отзывы по проведенному личностно ориентированному классному часу в 4б классе по теме: «Конфликты».

1. «Спасибо, Мадина Гарифовна, за прекрасно проведенный классный час, на

котором совершенно отсутствует тревожность, натянутость, отрицательная

энергетика. Все проходит спокойно, в рабочем ритме. Продумано все до

мелочей».

ЗДВР МОУ «СОШ №13» города Чистополя.

  1. «Мадина Гарифовна классный час вела непринужденно, спокойно, что и

требуется для учащихся младших классов. Детки очень активные,

рассудительные, грамотные, воспитанные. Уже видны свои звездочки

(Лейсан, Арслан). Это мое мнение, возможно, я ошибаюсь. Молодцы!

Так держать!»

(Гатауллина В.Ш., методист Управления Образования).

  1. «Это меня удивило и поразило. Очень понравилось, как дети, 4 класса,

могут выражать свои мысли и чувства в речи».

Никитина Л. Ю., ЗДВР МОУ «Больше — Толкишская СОШ».

  1. «Каждый ребенок – личность, педагог – личность, а личность воспитывает, конечно же, личностей! Спасибо!».

Гилязова О.А., ЗДВР МОУ «СОШ № 16» города Чистополя.

  1. «Особенно хочется отметить классный час в 4б классе на тему: «Конфликты», где классный руководитель Ихсанова Мадина Гарифовна умело подвела учащихся к определению «конфликты». Мы пронаблюдали, как учащиеся 4 класса умеют думать, делать выводы, обобщают, раскрывают причины и следствия конфликтов. Дети свободно выступают, ответы полные, очень хорошая эмоциональная обстановка. Каждый учащийся высказывает свое собственное мнение. Видно, что работа ведется системно».

(Софья Михайловна, ЗДВР МОУ «СОШ № 17» города Чистополя.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector