Конспект урока для 11 класса на тему Сложные эфиры

Тема урока: «Сложные эфиры. Жиры. Мыла и мыломоющие средства»
Цели урока:
( Образовательные —  дать учащимся понятие о составе и строении сложных эфиров; отработать умение выделять общие существенные свойства, на основе которых вещества объединяются в класс сложных эфиров, рассмотреть получение и применение сложных эфиров; дать понятие о реакции этерификации.
( Развивающие — формирование умений составлять формулы сложных эфиров и называть их, умений составлять уравнения реакций гидролиза и этерификации, развить знания учащихся о закономерностях химических реакций, об условиях смещения химического равновесия; развитие логического мышления, внимания, памяти.
( Воспитательные — воспитание познавательной активности, доброжелательности, уважения друг к другу, умения слушать и верно оценивать ответы товарищей, воспитание культуры общения, самостоятельности в приобретении знаний.
Тип урока: изучение нового материала.
Метод урока: словесный и сопутствующий ему наглядный.

Ход урока
I. Организационной момент:

Сообщение темы и плана урока, постановка цели.
Цель: подготовка обучающихся к восприятию нового материала.
Тема и цели урока сообщаются устно, план урока также сообщается устно.
II. Контроль и актуализация опорных знаний обучающихся:
Цель: выяснение уровня знаний, умений навыков, необходимых для восприятия нового материала. Предварительная проверка знаний учащихся об кислородосодержащих соединениях в органической химии.
? Перечислите классы органических веществ, содержащих кислород или кислородсодержащие органические вещества. С какими из них вы знакомы? Приведите примеры.
? Составьте уравнение химической реакции, протекающей при низких температурах, если в реакции участвует избыток этилового спирта. Назовите полученное вещество.
? Какие соединения получаются при взаимодействии спиртов с карбоновыми кислотами? Составьте уравнение химической реакции и назовите полученное вещество.

III. Изучение и усвоение нового материала:
Цель: сообщение обучающимся нового материала.
Изучение нового материала проводится по плану:
Определение сложных эфиров
Номенклатура и изомерия сложных эфиров
Нахождение в природе
Химические свойства сложных эфиров
Области применения сложных эфиров

IV. Закрепление пройденного материала
V. Итоги урока
Сложными эфирами называются органические вещества, которые образуются при взаимодействии кислот со спиртами, идущими с отщеплением воды.
Общая формула: R – C = O
O – R1 , где R, R1 – одинаковые или разные
радикалы углеводородов
Метод меченых атомов:

Реакция образования сложных эфиров при взаимодействии кислот и спиртов называется реакцией этерификации.
Этерификации сопутствует обратный процесс – гидролиз сложных эфиров. Он состоит в том, что при взаимодействии сложного эфира с водой снова образуется кислота и спирт. Т. о., данная реакция является обратимой. И, чтобы сместить равновесие в сторону получения сложного эфира, необходимо из реакционной смеси удалять воду. Реакция этерификации, также ускоряется при действии катализаторов – минеральных кислот, например серной.

Номенклатура, изомерия сложных эфиров:

Для сложных эфиров характерна только структурная изомерия (3 её вида):
– изомерия углеродного скелета

– изомерия положения сложноэфирной группировки

— межклассовая изомерия

Сложные эфиры – вещества, широко распространенные в природе. Приятные ароматы цветов, плодов и ягод в значительной степени обусловлены присутствующими в них сложными эфирами.

Химические свойства
Характерное химическое свойство сложных эфиров – взаимодействие их с водой (гидролиз). При гидролизе сложных эфиров образуется равновесная смесь эфира и воды с продуктами гидролиза:

Установление этого равновесия катализируется кислотами.
В щелочной среде реакция также идет быстрее. Гидроксид-ионы не только катализируют гидролиз, но и сдвигают равновесие в сторону образования кислоты и спирта, поскольку образующаяся кислота превращается в соль и выводится из равновесной смеси:
RCO2R1 + H2O RCO2H + R1OH
RCO2H + OH- > RCO2- + H2O
Таким образом, в присутствии основания реакция гидролиза сложных эфиров доходит до конца:
RCO2R1 + NaOH > RCO2Na + R1OH

Области применения сложных эфиров

Сложные эфиры применяют для изготовления приятно пахнущих так называемых искусственных фруктовых эссенций.
Их широко используют в производстве фруктовых вод и шипучих фруктовых порошков, кондитерских изделий, а также в парфюмерии.
Многие сложные эфиры используются в производстве пластмасс, взрывчатых веществ, лекарственных препаратов, лаков и синтетических волокон – лавсана и т. д.
Сложные эфиры широко распространены в природе, находят применение в технике и различных отраслях промышленности. Они являются хорошими растворителями органических веществ, их плотность меньше плотности воды, и они практически не растворяются в ней.
Схема. Применение сложных эфиров:
Сложные эфиры с относительно небольшой молекулярной массой представляют собой легковоспламеняющиеся жидкости с невысокими температурами кипения, имеют запахи различных фруктов. Их применяют как растворители лаков и красок, ароматизаторы изделий пищевой промышленности.
Например, метиловый эфир масляной кислоты имеет запах яблок, этиловый эфир этой кислоты запах ананасов, изобутиловый эфир уксусной кислоты запах бананов.
Сложные эфиры высших карбоновых кислот и высших одноосновных спиртов называют во скажи.
Так, пчелиный воск состоит, главным образом, из эфира пальмитиновой кислоты и мирицилового спирта С15Н31СООС31Н63;
Кашалотовый воск спермацет – сложный эфир той же пальмитиновой кислоты и ацетилового спирта
С15Н31СООС16Н33. Сложные эфиры часто служат исходными веществами в производстве многих фармацевтических препаратов.
В завершение урока для закрепления изученного материала предлагается осуществить несколько заданий:
Составить уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:

Приведите уравнения реакций получения:
а) этилового эфира муравьиной кислоты;
б) пентилового эфира уксусной кислоты;
в) метилового эфира азотной кислоты.

Итоги урока:
Общая характеристика работы группы, анализ урока: успешность и недостатки, пути их устранения.
Выставление оценок за работу наиболее активных обучающихся.
Задание на дом.
Рисунок 9Рисунок 11Рисунок 12Рисунок 60

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector