Конспект урока для 10 класса «Государственная молодежная политика в РФ»

Конспект урока для 10 класса «Государственная молодежная политика в РФ»

Цели урока: определить статус современной молодежи, ее проблемы и особенности, а также молодежную политику государства; осознать особенности юношеского возраста, изменение социальных ролей и статуса человека; развивать умения анализировать социальные

проблемы, сопоставлять мнения по социальным вопросам, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения; 3) формировать у обучающихся отношение к проблеме молодежи и ответственности

молодого поколения; формировать у обучающихся познавательные и регулятивные универсальные учебные действия.

Тип урока: урок-дискуссия.

Ход урока.

Активизация познавательной деятельности.

Изобразите схематично устройство понятия молодежь, если известно определение:

— это социально-демографическая группа, выделяемая на основе:

совокупности возрастных характеристик;

особенности социального положения;

социально-психологических свойств, которые определяются

общественным строем, религией, культурой, особенностями

воспитания и т. д. Слайд 1

Что мы понимаем под государственной молодежной политикой?

Молодежная политика: является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики Российской Федерации и Белгородской области, объектом деятельности государства; основной целью имеет создание социально-экономических, правовых и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, реализации интересов молодых граждан, их социального становления, максимального раскрытия потенциала молодежи в интересах развития общества, а также для поддержки молодежных объединений, движений и инициатив; содействует обеспечению политического и культурного развития; направлена на формирование у молодых граждан патриотизма, уважения к истории, культуре Отечества и других народов; содействует обеспечению прав человека.

Объекты молодежной политики

Молодежная политика проводится в отношении: граждан в возрасте от 14 до 30 лет; молодых семей, т.е. семей в первые 3 года после заключения брака (а в случае рождения детей — без ограничения продолжительности брака), при условии, что оба супруга не достигли 30-летнего возраста, а также неполных семей с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста; молодежных и детских объединений.

Субъекты молодежной политики. Молодежная политика проводится:

— государственными органами и должностными лицами;

— молодежными объединениями, их ассоциациями;

— молодыми гражданами.

Программа заостряет внимание на необходимости законодательного включения в список субъектов молодежной политики органов местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти Российской Федерации.

Целью государственной молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России. Государственная молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти и органами местного самоуправления при участии молодежных общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц.

Главной молодежной программой на территории Российской Федерации является целевая программа «Молодежь России», разрабатываемая с периодичностью в пять лет и корректируемая ежегодно по итогам ее реализации. Целевая программа «Молодежь России» – федеральная молодежная программа, которая утверждается распоряжением Правительства Российской Федерации и включает в себя комплекс социально-экономических, правовых, организационных и других мероприятий, призванных обеспечить реализацию молодежной политики в Российской Федерации и направленных на решение различных молодежных проблем, поддержку инициативы молодых граждан и их объединений.

Вопросы для обсуждения:

Как же идет процесс социализации, т. е. взросления? Произведите ранжирование критериев «взрослости», начиная с наиболее важного.

  1. Создание семьи

  2. Получение паспорта

  3. Возраст

  4. Постоянная работа

  5. Окончание учебного заведения (4,1,5,3,2) Слайд 2

С какими проблемами сталкиваются молодые люди на своем пути?

Проблемы молодежи: получению образования, соответствующего современному мировому уровню, позволяющему найти гарантированную работу с высоким заработком и возможностью карьерного роста;

самостоятельности и финансовой независимости от родителей;

— получению (дотируемых и бесплатных) услуг учреждений социальной инфраструктуры (спорт, культура и др.), участию в молодежных программах и проектах;

— самостоятельному решению своих проблем внутри образовательных учреждений, в своем районе, округе, городе, селе;

— информированности о возможностях дополнительного заработка;

— освоению новых знаний на основе современных образовательных технологий;

— сохранению здоровья;

— общению и получению информации посредством технологий мобильной связи и Интернета;

— развитию и совершенствованию своих лидерских способностей, к самореализации в различных областях хозяйства, в том числе на государственной и муниципальной службе.

Учитель. Развитию лидерских способностей, самореализации в различных областях хозяйства, в том числе на государственной и муниципальной службе способствует участие молодежи в молодежных организациях.

Молодежные общественные организации – объединения граждан в возрасте от 14 до 35 лет, целью которых является осуществление и защита своих прав и свобод и удовлетворения политических, экономических, социальных, культурных и других общих интересов. Индивидуальными членами молодежных общественных организаций могут быть лица в возрасте от 14 до 35 лет. А какие молодежные организации действуют на территории Белгородской области? (Ответы обучающихся)

Вопросы:

1. С какого периода согласно Конституции РФ гражданин может

самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности?

2. Какие права и свободы получает молодой человек?

Теория социальной стратификации позволяет произвести деление общества на социальные слои по одному или нескольким признакам. Давайте произведем стратификацию учеников 10 класса по следующим признакам.

Возраст

Вид деятельности

Место жительства

Уровень доходов родителей

По увлечениям

По психологическим особенностям

Предположите, какие изменения в вашей жизни могут произойти в течение 10 лет.(Слайд 3)

С какого возраста молодые люди могут вступать в брак? Бывают ли исключения?

Какие гражданские обязанности должен выполнять молодой гражданин РФ?

Как изменяется статус молодого человека с гражданским совершеннолетием?

Какие позитивные моменты имеет для молодого человека наступление гражданского совершеннолетия?

Приведите примеры, показывающие возможности индивидуального выбора молодого человека в различных сферах жизни.

Легко ли быть молодыми? Запишите в тетради, что дает молодость вам лично? Что требует или имеет недостаток? Слайд 4

Справедливо ли, на ваш взгляд, обвинение молодежи в инфантилизме?

Позицию аргументируйте.

Учитель. В процессе реформирования России предпринимаются попытки применить опыт зарубежных стран к российской действительности. Появилось осознание того, что значительно дешевле и безопаснее поддерживать эффективную социальную работу, чем содержать огромный полицейский аппарат подавления. Главный аспект в социальной работе с молодежью делается не на предоставлении необходимой помощи, а на минимальной стартовой поддержке. Тем самым государство снимает с себя обязательство всемирной опеки, что уменьшает материальные затраты и стимулирует раскрытие способностей молодых людей, творческих начал посредством развития сети социальных центров. Специфика социальной работы с молодежью заключается в том, что молодежь рассматривается не как объект воспитания, а как субъект социального действия, социального обновления.

Итак, основными целями социальной работы с молодежью являются:

создание системы социального обслуживания молодежи как государственно-общественной целостной системы социально-психологического сопровождения человека;

выявление факторов, обусловливающих развитие асоциального поведения несовершеннолетних и молодежи;

оказание экстренной помощи несовершеннолетним и молодежи, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации;

увеличение степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы.

Давайте рассмотрим, как реализуется молодежная политика в нашем регионе.

Целью государственной молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах региона и страны.

Государственная молодежная политика разрабатывается и реализуется в Белгородской области с учетом социально-экономического развития региона на основе следующих принципов:

выделение приоритетных направлений;

учет интересов и потребностей различных групп молодежи;

участие молодых граждан в разработке и реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики;

взаимодействие государства, институтов гражданского общества и представителей бизнеса;

информационная открытость;

независимость оценки результатов реализуемой Программы.

Цель настоящей Программы: создание условий для благоприятной адаптации молодежи к жизни в обществе с учетом индивидуальных особенностей и социального статуса молодого человека.

предполагается, что государственная молодежная политика будет реализовываться в рамках приоритетных проектов:

1. Вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития:

1.1. Белгородская молодежная информационная сеть «Новый взгляд».

1.2. Проект «Молодой доброволец региона»

1.3. Проект «Карьера»

1.4. Проект «Молодая семья Белгородчины»

2. Развитие созидательной активности молодежи:

2.1. Проект «Команда»

2.2. Проект «Успех в твоих руках»

3. Интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества:

3.1.Проект «Шаг навстречу» Слайд 5

Нормативно-правовую основу Программы составляет Конституция Российской Федерации, Устав Белгородской области, федеральные и областные законы и нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере реализации государственной молодежной политики.

Ожидаемые результаты реализации государственной молодежной политики в регионе, оценка ее эффективности на уровне Белгородской области.

Учитель. Итак, главным результатом реализации государственной молодежной политики и, соответственно, Программы, должно стать улучшение положения молодежи в обществе и, как следствие, увеличение вклада молодых людей в развитие области. Что предполагает социальную ответственность молодежи, т. е. вас. Я прочитаю вам притчу. О чем она? с.121

Общий вывод. К ожидаемым результатам улучшения положения молодежи относятся повышение уровня здоровья и качества образовательных услуг; доходов молодых людей в сравнении с предыдущим периодом и доходами взрослого населения.

Результатами вклада молодежи в социально-экономическое, общественно-политическое и социокультурное развитие Белгородчины стали:

— количественное пополнение и повышение качества трудовых ресурсов региона;

— рост лидерского потенциала молодежи;

— рост профессиональной конкурентоспособности молодых специалистов и их вклада в экономическое развитие области;

— рост удельного веса инновационных решений и технологий, реализуемых молодыми специалистами народнохозяйственного комплекса региона;

— сокращение финансовых и организационных издержек, порождаемых низким уровнем здоровья молодежи, распространением в молодежной среде различных зависимостей и вредных привычек;

— распространение в молодежной среде региона установки на самостоятельное, инициативное решение собственных проблем;

— формирование позитивной, внутренне интегрированной культуры, улучшающей имидж области и, соответственно, тем самым повышающей ее инвестиционную привлекательность;

— поддержание и укрепление социальной и общественно-политической стабильности, укрепление экономического роста региона и его муниципальных образований;   

— повышение числа молодых людей, получивших образование (не ниже среднего профессионального);

— сокращение числа молодых людей, имеющих крайне низкий уровень доходов и живущих ниже прожиточного минимума;

— сокращение уровня безработицы в молодежной среде;

— снижение уровня правонарушений среди молодежи;

— повышение деловой, предпринимательской, творческой, спортивной активности молодежи;

— повышение уровня самоорганизации и самоуправления молодежи в жизни общества;

— рост электоральной активности молодежи, увеличение числа молодых людей, участвующих в выборах органов власти и местного самоуправления всех уровней.

В качестве основного критерия оценки эффективности государственной молодежной политики рассматривается влияние предпринимаемых мер на улучшение положения молодежи в обществе, динамику и качество ее общественной и социально-экономической активности в региональном социуме.

Д/з Конспект. Повторить п.30-33. Написать эссе « Дело – за юношей, совесть – за взрослым, молитва – за стариком». (Л. Питер) Слайд 6

 

                                                                                                   

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector