Конспект урока для 1 класса «Добро и зло»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №27 «Берёзка» Щёлковского муниципального района Московской области

Конспект урока для 1 класса

«Добро и зло»

подготовила

воспитатель детского сада

Свичкарь Светлана Владимировна

Щёлково 2013

Цель. Учить мыслить при помощи системного оператора:

  1. Трансформация сказочного героя во времени;

  2. Видеть «тайну двойного» в каждом явлении — метод РТВ «Черный ящик»;

  3. Мозговой штурм — решение противоречия (добро и зло);

  4. Способствовать созданию в воображении образов на основе схематического
    изображения предметов;

  5. Учить видеть образ изображенный в стиле абстракционизма (замкнутая
    кривая линия — образ, например: Бабы Яги);

  6. Закрепить в сознании детей как не соблюдение правил поведения и навыков
    личной гигиены влияют на внешность и личность человека, отношения к
    нему окружающих, на примере: Бабы Яги;

  7. Воспитывать доброжелательность, чувство товарищества, взаимовыручки,
    стремление придти на помощь в трудную минуту:

Предварительная работа:

Познакомить детей со сказками, в которых упоминается — Баба Яга:

  1. «Гуси-лебеди»

  2. «Царевна-лягушка»

  3. «Морозко»

  4. «Маленькая Баба Яга»

  5. «Василиса Прекрасная»

  6. «Вниз по волшебной реке» Э.Успенский

  7. «Домовенок Кузя» Т.Александрова и другие.
    План:

  1. Откуда мы узнали про этого героя.

  2. Найди спрятавшегося героя сказки.

  3. Какой была Баба Яга в детстве и почему выросла такой?

  4. Будущее злой Бабы Яги.

  5. Оживи свою ладошку.

  6. Домашнее задание.
    Ход занятия:

Первая часть.

Воспитатель, держа в руках игрушку Бабы Яги, спрашивает:

  • Откуда мы узнали про эту героиню? (Из книг, сказок, мультфильмов, кинофильмов). Читать книги любят многие, это хорошо или плохо? — разбираются варианты предложенные детьми. Книги учат жить. Узнаем много интересного. Можно научиться полезным вещам. Например, водить машину, лечить людей. С помощью книг можно заниматься и обучать своих младших братьев и сестер. — Можно испортить глаза. Буду мало гулять. Будем меньше наблюдать окружающий мир и думать самостоятельно. Можно долго читать о том, какое вкусное мороженое, но пока не попробуешь сам, ничего не поймешь.

— Ребята, у меня на столе лежит много книг, посмотрите на них внимательно, какие из них помогли узнать вам про Бабу Ягу? («Гуси-лебеди» «Царевна-лягушка», «Морозко», «Маленькая Баба Яга», «Василиса Прекрасная», «Вниз по волшебной реке» Э.Успенский, «Домовенок Кузя» Т.Александрова и другие).

— Почему вы так решили? (Мы их читали, рассматривали иллюстрации).

  • В каких сказках рассказывается о Бабе Яге? («Гуси-лебеди» «Царевна-лягушка», «Морозко», «Маленькая Баба Яга», «Василиса Прекрасная», «Вниз по волшебной реке» Э.Успенский, «Домовенок Кузя» Т.Александрова и другие).

  • Как помогает вам иллюстрация представить героев сказки (обстановку, в
    которой происходит действие, внешний вид героев, природу и т.д.)? (Художник-иллюстратор использует выразительные средства: фон, цвет, одежда героев, природу и т.д.).

  • Правдоподобно или фантастично то, что изображено на иллюстрации? Что выдумано? Что можно видеть в жизни? (На иллюстрациях к сказкам все загадочно, завораживающе , в жизни так не бывает…).

Вторая часть. Воспитатель зачитывает 2-3 примера описывающих внешний вид

Бабы Яги:

« …Иду, мшу, стоит диковинная избушка на курьих ножках. Вхожу я в избушку, вижу, а в ней лежит Баба-Яга, костяная нога, из угла в угол, губы на полке, нос в потолок врос. Старуха — слепая: она меня не видит, а чует по запаху. Ворчит и пофыркивает: «Фу, фу, фу! Прежде русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух по вольному свету шатается, воочию является, в нос бросается!…».

« …«Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели, выехала из лесу Баба—Яга — в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает…».

Затем прослушать в грамзаписи фрагмент из фортепианного цикла «Картинки с выставки» — «Избушка на курьих ножках». Акцентировать внимание на злом образе героини сказок.

  • Ребята, пока вы слушали музыку, хитрая и коварная Баба Яга спряталась на вашем листочке. Найдите ее, поворачивая лист. Предложить детям обосновать свое решение. Назовите три основных сказочных предмета, которые являются как бы
    приметами Яги, сопровождают её? (Метла, ступа и избушка на курьих ножках).

  • Для чего нужна Яге метла? (Метла нужна, для того чтобы на ней летать).

  • А что делает Яга с метлой после того, как полетает? (пользуется у себя дома во время уборки).

  • Давайте, изобразим эти предметы на ваших листочках, для этого нам понадобится простой карандаш и линейка. Это поможет любому человеку,
    заглянувшему в ваш рисунок, быстрее узнать сказочную героиню — Ягу. А чтобы вам легче было представить образ Бабы Яги, я включу еще одну мелодию, сочиненную о ней. (А.Лядов «Баба Яга).

Третья часть. «Какой Баба Яга была в детстве».

— Всегда ли Баба-Яга была старухой? (Девочка — девушка — женщина — старуха)

  • Кто были ее родители? Родственники? (Леший, Соловей-Разбойник…)

  • С кем она дружила? (Кикимора, Русалка, Водяной… Змей Горыныч)

  • В какие игрушки играла? Куда ходила в гости? (Играла в шишки, грибочки, в гости ходила к своим лесным друзьям, зверятам).

  • Какие животные росли рядом с ней? (Кот, Филин, Змеи ползучие, мыши.)

  • Злой или доброй была эта девочка? (Обе версии: добрая, злая, вредная, веселая и т.д.)

  • Как и почему стала злой? (Превратила злая волшебница, кто-то обидел,
    плохая подружка Кикимора…)

  • Почему Баба Яга выросла такой, какой мы узнали ее в сказках? (Не было хороших друзей, не ходила в детский сад…).

  • Чему мы можем научить Бабу Ягу, чтобы она изменилась в лучшую сторону? (Дружить, переживать, трудиться, придти на помощь в трудную минуту…).
    Четвертая часть. Беседа «Будущее злой Бабы-Яги».

  • Мы теперь знаем, какой Яга была в детстве. А во что злая старуха может
    превратиться в дальнейшем? (Детские версии.)

  • Послушайте, что однажды произошло в лесу. Баба-Яга продолжала пакостить.

Вдруг нежданно-негаданно из дальнего леса приехали к ней в гости племянницы. Несмотря на родство с вредной бабкой, девочки были очень добрыми. Никому не запрещали в лесу ягоды, орехи и грибы собирать. Припозднившегося путника встречали добром: кормили, поили, спать укладывали. Стали люди в лесу появляться. Девчонки не только добрыми были, но и веселыми. Любили петь, плясать, наряжаться. И так они всем понравились, что назвали племянниц Ягобабочки. Старухе с певуньями да затейницами веселей жить. Смекнула Баба-Яга, что доброй быть лучше. Лето кончилось. Уехали Ягобабочки. Как быть?! Неужели снова злиться да пакости делать!? Нет! Себе дороже будет. Стала Яга в лесу ягоды собирать, на рынке торговать и детям раздавать. Прозвали ее с тех пор Бабой Ягодкой. И то лучше! А то злилась бы злилась… Так недолго и в скрюченную корягу превратиться.

  • Всегда ли она была злой и совершала плохие поступки? (Принимаем все варианты ответов детей)

  • Зависит ли поведение героини, от того с кем она дружит, рядом живет, с кем проводит все свободное время? («С кем поведешься от того и наберешься»).

  • Кто из вас хотел бы с ней подружиться и помочь ей исправиться? Как вы это сможете сделать? (Помочь найти хороших и верных друзей).

Пятая часть. «Оживи свою ладошку».

Цель.

  1. Способствовать созданию в воображении образов на основе схематического
    изображения предмета, развивать умение видеть, вглядываться, узнавать того, кто
    «прячется» в ладошке. (Графическая аналогия, ТРИЗ).

  2. Поощрять самостоятельность и инициативу при выборе содержания изображаемого: использовать цвет как средство передачи настроения, отношения к изображаемому.

Воспитатель.

— Сегодня, мы поиграем в волшебников, добрых, умных и весёлых. Представьте себе, что вокруг нас все необыкновенное. Вот окошко, оно тоже волшебное. А за
окном проплывают волшебные облака, похожие на корабли и воздушные шары, на драконов и динозавров, на слонов и бегемотов, на русалок и рыб. Пока мы — волшебники, давайте подарим Бабе Яге хороших верных друзей. Для этого мы опишем свою ладошку. Дети самостоятельно обводят на листе бумаги левую руку.
Лист с силуэтом можно поворачивать, как угодно. Помните, что характер героя, его настроение можно отразить цветовым решением.

Работа детей. Рассматривание работ.

— Но как нам ваши рисунки передать Бабе Яге? Давайте сложим их в конверт и по почте отправим в сказочный лес. ( Рисунки укладываются в большой конверт, воспитатель подписывает его и обещает отправить, зайдя на почту).

Часть шестая. Домашнее задание.

Воспитатель обращает внимание детей на листы с изображение Бабы Яги и предлагает выполнить им домашнее задание.

— Нарисуйте портрет злой Бабы Яги. Не забудьте, что злая старуха — женщина.
Она любит одеваться, делать прически. На портрете она может быть в платке, шляпе, капюшоне. Бабка любит носить украшения. Мухоморы — в волосах и на шляпах, сухие грибы — вместо сережек, бусы из ягод и коряг. Когда Баба Яга злится,
она машет метлой, скалит кривые зубы, которые у нее редко растут, растопыривает длинные корявые пальцы…

А завтра мы с вами рассмотрим получившиеся портреты Бабы Яги и оформим выставку.

Список использованной литературы

  1. .Страунинг, А.М. Программа по ТРИЗ-РТВ для детей дошкольного возраста «Росток», 1том: Учебно-методическое пособие. – г.Обнинск , 1995г., Изд. «Принтер».

  2. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. – СПб: «Детство-Пресс», 2004 г.

  3. Гурович Л.Н. «Ребенок и книга» — СПб.: «Детство-пресс», 1999г.

6

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector