Конспект открытого урока в 3 классе «Сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик с переходом через 2 разряда»

Государственное образовательное учреждение гимназия № 1570

Конспект открытого урока в 3 классе

«Сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик с переходом через 2 разряда»

Автор: Макеева Ольга Викторовна,

учитель начальных классов.

2014 г.

Конспект урока математики

с использованием информационно – коммуникационных технологий

в образовании

Предмет: математика, урок переноса существующих знаний на новый числовой концентр, закрепление изученного.

Тема: «Сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик с переходом через 2 разряда»

Класс: 3 «ШКОЛА 2100»

Технологии: мультимедийная презентация с использованием фрагментов из кинофильма

Оборудование: персональный компьютер с программой PowerPoint, медиа-проектор, маркерная доска, карточка «Письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел» (с ответами на оборотной стороне), карточка «Правильно ли решены примеры?», карточка «Волшебный квадрат», текст задачи, сигнальные квадраты

Конспект урока

Место в системе уроков:

Заключительный урок по теме: «Сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик»

ЦЕЛИ УРОКА.

Образовательная:

  • закрепить знание алгоритма письменных приёмов сложения и вычитания трёхзначных чисел,

  • закрепить навык применения алгоритма письменного сложения и вычитания;

  • закрепить умение решать составные задачи;

Развивающая:

  • развивать навык письменного счёта;

  • совершенствовать мыслительные операции: анализа, сопоставления;

  • развитие умения аргументировать своё мнение;

  • развивать интерес детей к математике, их математические способности;

  • развитие мыслительной деятельности, познавательной активности, мышления, наблюдательности, внимания, памяти;

  • развитие умения давать самооценку своей деятельности;

Воспитательная:

  • воспитывать дисциплинированность, ответственность, способность сопереживать, самоуважение; активность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность и пытливость в процессе учения;

  • воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку;

  • воспитание и укрепление интереса к математике;

  • создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

Цель: Включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу».

II.

Актуализация знаний.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» и выявление затруднений в индивидуальной деятельности

каждого учащегося.

III

Сообщение темы и целей урока.

IV

Работа по теме урока.

Выявление места и причины затруднения.

Цель:Обсуждение затруднений.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Цель:Обсуждение проекта выхода из затруднений.

V

«Открытие» нового знания.

Реализация построенного проекта.

ФИЗМИНУТКА

VI.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Цель: Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала (фронтальная работа, работа в парах).

VII.

Самостоятельная работы с самопроверкой по эталону.

Цель: Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Физминутка для глаз.

VIII

Решение задачи

Связь с жизненной ситуацией.

IX

9.Закрепление пройденного

Включение в систему знаний и повторение

X

9.Итог. Рефлексия. Домашнее задание.

Цель: Осознание учащимися учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Тихо сели за свой стол.

Попрошу вас, ребята, на уроке быть внимательными, работать активно, не бойтесь ошибиться! Помните, что не ошибается только то, кто ничего не делает.

Запишите в тетрадях число, «классная работа»

— Предлагаю вам прочитать девиз нашего урока.

Посмотрите на эти числа. В каждой строке найдите лишнее число и постарайтесь объяснить, почему оно лишнее.

А теперь, если вы расставите эти число в порядке убывания, то сможете назвать фамилию знаменитого детского писателя. Герои из его произведения будут сегодня работать вместе с нами.

Верно. Вместе с нами сегодня будут герои повести Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома».

  • Назовите главного героя этой повести.

  • Кто был его лучшим другом?

Вот с ними мы и отправимся за новыми знаниями.

Вы готовы? Тогда вперёд!

Для начала проведём математическую разминку. СЛАЙД.

Она нам поможет в нашей дальнейшей работе.

Приготовьте маркерные доски

Запишите числа, в которых: (Числа выставляются на доске).

  • 4 сотни, 2 десятка

  • 5 сотен

  • 8 десятков, 3 сотни

  • 4 сотни, 1 десяток

  • 6 сотен, 7 десятков, 8 единиц

  • 1 единица, 5 сотен, 3 десятка

  • 3 десятка, 5 сотен, 4 единицы

  • Что объединяет эти числа?

  • Из каких разрядов они состоят?

  • Где пишутся единицы? Десятки? Сотни?

  • Назовите числа, в которых отсутствуют единицы, десятки.

Запишите ответы следующего задания в тетрадях.

  • Увеличьте число 380 на 1 сотню.

  • Уменьшите число 533 на 1 единицу.

  • Увеличьте число 426 на 3 десятка.

  • Наименьшее их этих чисел подчеркните одной чертой.

  • Наибольшее из этих чисел подчеркните двумя чертами.

ПРОВЕРИМ!

Определите тему сегодняшнего урока.

— Мы первый урок будем работать над этой темой?

— Как вы считаете, чем мы будем заниматься на этом уроке?

Повторение алгоритма письменного сложения и вычитания

А сможете ли вы самостоятельно объяснить, как сложить любые трехзначные числа столбиком?

Более сложный способ вычисления по своему принципу будет отличаться от простого?

Отработка алгоритма письменного сложения и вычитания.

  1. устная работа.

— Что необходимо знать, чтобы выполнять сложение и вычитание в столбик?

— Давайте вспомним алгоритм письменного сложения и вычитания

— Давайте попробуем, опираясь на алгоритм вычислить самые сложные выражения. Если сами не справимся, обратимся за помощью к учебнику.

2) письменная работа в парах.

— У вас на столах лежат карточки с примерами. Поработаете в парах. Используя алгоритм, вычисляйте примеры по очереди, проверяя друг друга. Каждый шаг проговаривайте вслух.

Самопроверка

— После того, как решите все примеры, переверните карточку и сверьте свои ответы с образцом.

— Какие пары не допустили ошибок в вычислениях? МОЛОДЦЫ!

У оленя дом большой.
Он сидит, глядит в окно.
Мимо заяц пробегал,
В двери он стучал.
-Тук, тук, дверь открой.
Там в лесу охотник злой!
-Заяц, заяц, забегай!
Лапу подавай.

Складываем и вычитаем в столбик

письменные вычисления

Пока мы с вами разминались, Витя с Костей получили задание от Ольги Николаевны, их учительницы: вычислить трехзначные числа в столбик.

Витя с Костей сразу принялись за дело и быстро справились с заданием.

Проверим, всё ли они верно сделали. Помогут нам в этом сигнальные квадраты. Приготовьте их.

Если правильно решил Костя, вы должны просигналить зелёным цветом, если Витя – синим.

Решите 1 выражение самостоятельно. Просигнальте. Кто прав?

Проверим. А доске верное решение?

Решите 2 выражение. Просигнальте. Кто прав?

Проверим. А доске верное решение?

работа в парах (1 человек на крыле доски с обратной стороны).

Молодцы, ребята! Но это ещё не все выражения.

Продолжим проверку.

Вычислите следующее выражение, работая в парах:

Просигнальте, кто же прав.

А на доске решение верное?

Значение следующего выражения найдите самостоятельно, также работая в парах.

Просигнальте, кто прав?

А на доске решение верное?

Как вы считаете, почему ребята не справились с заданием?

3) самостоятельная работа (тест) (см. приложение)

На следующий день Костя и Витя пришли в школу.

А там мальчиков и их одноклассников ожидала самостоятельная работа.

Проверьте, правильно ли школьники выполнили задание и занесите результаты вашей проверки в таблицу.

Взаимопроверка.

— Давайте проверим.

(Ответы на слайде).

Дадим отдохнуть нашим глазам.

Выполняется в следующем порядке:

— влево — вправо;

— вверх — вниз;

— по часовой стрелке и против часовой стрелки;

— по восьмерке.

Каждая траектория прослеживается на счет 1-5.

7.Решение задачи.

Не успел Витя прийти домой и передохнуть, как подходит к нему Лика, это младшая сестра Вити, и говорит….

ФРАГМЕНТ ИЗ ФИЛЬМА.

Как вы думаете, сможет ли Витя помочь сестре?

А вы решите эту задачу?

  • Разбор задачи.

Прочитайте задачу.

Прочитайте условие задачи.

Прочитайте вопрос задачи.

Составим схему.

Кто рвал орехи?

Как обозначим это на схеме?

Что мы знаем про мальчика?

Что значит в 2 раза больше?

Как это обозначить на схеме?

Что нам ещё известно в задаче?

Как это обозначить?

Что нужно узнать в задаче?

Сможем ли сразу ответить на вопрос задачи?

Почему?

А можем ли мы это узнать сразу?

Почему?

Каким действием мы это узнаем?

Теперь можем узнать, сколько орехов составляет 1 часть?

Как?

Как же потом посчитать орехи?

Запишите решение самостоятельно, опираясь на схему.

Проверка:.

Так ли у вас?

Ну а теперь давайте посмотрим, справился ли Витя с решением задачи.

ФРАГМЕНТ ИЗ ФИЛЬМА.

Что помогло Вите решить задачу?

Ну а теперь проверим, какие вы трудолюбивые и внимательные.

Волшебный квадрат (дифференцированное задание)

Перед вами два волшебных квадрата. В №1 записаны все виды выражений, с которыми мы встречались во время изучения этой темы. В № 2 больше сложных выражений. Примите решение, с каким квадратом вы хотите поработать и положите этот квадрат перед собой.

Решите данные на карточке примеры. Вычисления выполните в тетрадях. Закрасьте ответы в волшебном квадрате, и вы узнаете, как вы потрудились.

Когда будете готовы, поднимите руку, я подойду, проверю.

Дополнительное задание

Если вы справитесь с заданием раньше остальных, можете выполнить задания, которые появились на доске (на дополнительную отметку)

Проверка.

Итог.

Пришла пора подвести итоги.

Какой приём мы повторяли на уроке?

Расскажите алгоритм письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел.

Рефлексия.

Посмотрите на слайд и оцените свою работу на уроке.

Я довольна вашей работой на уроке.

Домашнее задание.

Дома вам предстоит решить задачу и найди значение выражений столбиком. Уровень сложности вы выберите самостоятельно.

А оценка всему классу: МОЛОДЦЫ!

УРОК ОКОНЧЕН!

— Вера в успех, внимание, трудолюбие, усердие, старание, знания.

— «Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться,

Только тот, кто много знает

В жизни что-то достигает».

458, 76, 542, 400, 102

542, 458, 400, 102, 76 (НОСОВ)

Витя Малеев.

Костя.

работа с числовым рядом.

Работа на маркерных досках

420

500

380

410

678

531

534

Они трёхзначные

Единицы, десятки, сотни.

420, 500, 380, 410

500

Работа в тетрадях

(1 человек работает у доски)

480

532

456

456

532

Тема нашего урока:

«Сложение и вычитание трёхзначных чисел в столбик».

нет

разбирать особо трудные случаи вычисления в столбик

Да, как складывали двузначные числа

нет

алгоритм

(1 ученик отвечает, текс постепенно появляется на слайде).

1.Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями…

2.Складываю (вычитаю) единицы…

Результат пишу под единицами.

3.Складываю ( вычитаю) десятки…

Результат пишу под десятками.

4.Складываю ( вычитаю) сотни…

Результат пишу под сотнями.

5.Читаю ответ…

Один ученик рассказывает, решение постепенно появляется на слайде)

5

3

1

3

8

9

9

2

0

7

3

4

2

4

9

4

8

5

Работа в парах по карточкам. Самопроверка.

Выполняются определенные движения

работа на маркерных досках, для ответа используются сигнальные квадраты

(1 ученик работает у доски)

4

2

6

2

5

5

6

8

1

Витя

6

7

5

3

7

8

2

9

7

Костя

5

8

4

2

6

7

8

5

1

Никто

5

0

0

1

1

9

3

8

1

Никто

Были невнимательны

Самостоятельная работа на карточках

Верные ответы:

515, 482, 279, 733, 465

Ответы в таблице:

— + — + —

Выполнятся движение глазами по алгоритму

Просмотр фрагмента фильма

(1 человек у доски)

Мальчик и девочка вместе сорвали 120 орехов. Мальчик сорвал орехов в 2 раза больше, чем девочка. Сколько орехов сорвал каждый из них?

Мальчик и девочка.

М и Д

Что он сорвал в 2 раза больше.

Это два раза по столько.

У девочки одна часть, а у мальчика две такие же части

120 орехов всего.

Фигурной скобкой.

Нет

Не знаем, сколько орехов составляет 1 часть

Нет.

Не знаем , сколько всего частей.

Сложением

Да

120 разделить на количество частей.

У мальчика 2 части, значит полученное число умножим на 2, а у девочки 1 часть, значит умножим на 1.

ученик у доски объясняет решение задачи

  1. 1+2 = 3 (ч)-всего

  2. 120 : 3 = 40 (ор.)- у девочки

  3. 40 Х 2 = 80 (ор.) — мальчика

Просмотр фрагмента фильма

Внимание, трудолюбие.

(самостоятельная работа в тетрадях)

Ученики выбирают квадрат.

Уровни: необходимый или повышенный.

Решение записывают в тетради.

1

2

369+219=588

289+517=806

477 +333=810

714+177=891

735-316=419

835-284=551

700-342=358

903-426=477

978-536=442

500-375=125

613-427=186

367+375=742

546+362=908

642-276=366

134+252=386

473+386=859

На доску вывешиваются ребусы

Ученики решают ребусы, если останется время.

Ответы:

(выражения записаны в столбик)

263+571=834

417+183=600

862-397=465

900-368=532

СОН+СОН=НОЧЬ (741+741=1482)

Алгоритм письменного сложения и вычитания трехзначных чисел

(с.64 №3, с.64 №4 (а) или (б), с.65 №7-по желанию

Личностные

стремление к созидательной деятельности

Мотивирование к учебной деятельности:

осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

Познавательные

Умение анализировать, находить лишнее, аргументировать свой ответ

Организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения

Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение

Личностные

Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности

Регулятивные

Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат

Умение соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом)

и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения — те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще

Познавательные

Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию

Коммуникативные

Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща

Личностные

Регулятивные

Решение исходной задачи, вызвавшей затруднение.

Решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку

Регулятивные

Примечание: Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность

Познавательные

Регулятивные

Тренируется использование изученного ранее материала

Автоматизация умственных действий по изученным нормам

Личностные

Личностные

Регулятивные

Автоматизация умственных действий, подготовка к введению в будущем новых норм

Дифференцированный подход

Фиксирование нового содержания, изученного на уроке, и организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности

Личностные

Используемая литература:

  1. Учебник по математике 3 класс Т.Е. Демидова и др. Москва БАЛАСС 2012

  2. Дидактический материал к учебнику «Математика» 3 класс С.А. Козлова и др. Москва БАЛАСС 2012

  3. Методические рекомендации для учителя по курсу «Математика» 3 класс С.А. Козлова и др. Москва БАЛАСС 2012

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *