Конспект открытого урока по русскому языку в 3-м классе » Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ИЛЬИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №21

Конспект открытого урока

по русскому языку в 3-м классе

Тема: « Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи«

(УМК «РИТМ»)

Учитель: Сорокопудова О.Н.

31 марта 2014г

Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи.

Цель: обобщение и систематизация знания об имени прилагательном как о части речи.

Задачи урока:

Образовательные:

— закрепить знания об имени прилагательном как части речи;

— закрепить умение определять число и род имен прилагательных;

— совершенствовать умение писать родовые окончания имен прилагательных.

2. Развивающие:

— развивать умение точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;

— создавать речевые высказывания на заданную тему;

— развивать интерес к родному языку, обогащать словарный запас учащихся.

3. Воспитывающие:

— воспитывать чувство прекрасного;

— воспитывать чувство необходимости охраны растительного мира нашей Родины;

— воспитывать чувство товарищества и сопереживания.

Оборудование: таблица на доске, тексты для 1и 2 группы, аудиозапись П.И. Чайковского «Подснежник», карточки с названием первоцветов, табличка со словом «талый», таблица и слова-помощники на доске.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент:

Психологический настрой.

Настраивает их на доброжелательный лад, используя задачу: Когда человек улыбается, у него работает 18 мышц лица, когда хмурится – 43 мышцы, т.е. на 25 мышц больше.

— Что полезнее: хмуриться или улыбаться?

— Давайте улыбнёмся друг другу и начнём работу.

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку «пять»!

— Ребята, у нас с вами сегодня необычный урок русского языка. Я разделила вас на 2группы, поэтому работать вы должны дружно и слаженно. Попрошу вас быть внимательными и сообразительными.

II . Вводная беседа

(Звучит музыка П.И. Чайковского «Подснежник»).

-Ребята, посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день. Какой он?

(Дети: Солнечный, радостный, светлый, весенний, счастливый)

III. Целеполагание. Сообщение темы урока:

— Какая часть речи помогла описать этот день?

(Дети: Имя прилагательное)

IV. Чистописание:

-Откройте тетради, положите их правильно. Подготовим руку к письму —

Упражнение «Первый весенний дождик».

На доске:

-Запишите число, классная работа. А теперь посмотрите на образец чистописания.

-Поможем весне нарисовать первые весенние узоры. Выглядеть они будут вот так.

Открывается образец записи на доске.

На доске:

ы и ы и

еое оео еое оео

ая яя ий ый ай ое ее ые ие

Обратите внимание на написание в первой строке элемента прямой черты с закруглением внизу вправо, во второй строке элемента овала и полуовала, в третьей строке соединения букв.

По образцу на доске учащиеся пишут в тетрадях элементы букв и слияния букв.

(Дети пишут под музыку П.И. Чайковского)

V. Работа по теме урока:

1) Упражнения в употреблении имен прилагательных в речи:

— А какое время года уже наступило? Правильно, это весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну утром года. Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями – цветами. Угадайте, что это за цветы?

По тонкой нитке ручейка

Сбежал с пригорка снег,

И на пригорке вдруг цветок

Раскрылся раньше всех. (первоцветы)

— А почему их так называют?

(Дети: Они появляются ранней весной, сразу после таяния снега).

-Как только растает снег, на проталинах появляются первые весенние цветы – и

ПЕРВОЦВЕТЫ. Это те растения, которые отваживаются пробиваться на первых проталинах. По-другому травянистые раннецветущие растения называют ПОДСНЕЖНИКАМИ.

— А сейчас я предлагаю вам посмотреть картинки с цветами, и назвать первоцветы.

— Кто назовет первоцветы?

-Мы будем не только называть, но и записывать их названия.

Верба

Верба, символ весны и плодородия, стала олицетворять здоровье, радость и жизнь. Освященным веточкам вербы приписывали поистине чудесные способности. Ее целебную силу издавна старались распространить на весь окружающий быт.

Мать – и- мачеха

Мать -и- мачеха Самая смелая. Она первая появляется после снега. Ёе весенние жёлтые соцветия на недлинных стебельках. Листья крупные: сверху зелёные, а снизу беловатые. Мать-и-мачеха прекрасный медонос. Нижняя поверхность — тёплая, бархатистая — мать; верхняя — холодная, гладкая — мачеха.

Подснежник (картинки прикрепляются на доску)

Название «подснежник» связано с ранним цветением растений — цветы появляются сразу из-под снега. Самые ранние из них уже пробуждаются в конце февраля — начале марта.

— Ребята, а вы знаете, что многие первоцветы стали сегодня редкими и они занесены в Красную книгу. Ведь недаром говорится: «Поймали мы бабочку – она погибла, сорвали мы цветок – он увял, и тогда становится понятно – к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!»

— Ребята 1 группы выпишите к каждому растению имена прилагательные . А ребята из второй группы – выпишите словосочетания сущ. + прил. Проверяем, что у вас получилось.

Ребята, сегодня мы повторим и обобщим все известные сведения об именах прилагательных, и, обязательно, узнаем что-то новое. Для этого вам необходимо настроиться и вспомнить все, что вы изучили об этой части речи. Девизом нашего урока будет предложение, написанное на доске «Вызываю вас на мысль…». Итак, напишите, пожалуйста, все, что вам известно о прилагательном.

(В помощь учащимся, кто сомневается, на слайде записаны вопросы, которые помогают детям работать)

Вопросы:

1.Что такое имя прилагательное?

2. Что обозначают имена прилагательные?

3. На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

4. Как изменяются имена прилагательные? Докажите на примере.

5. С какой частью речи связано имя прилагательное в предложении?

6. Какую роль выполняют имена прилагательные в нашей речи?

2. Обмен информацией в парах

— Время уже истекло. Сейчас вы создадите пару и продолжите работать.

Деление на пары

Краски

Необходимы разноцветные квадратики (это могут быть треугольники, звездочки и т.д.) Количество цветов зависит от количества пар. Количество квадратиков одного цвета от числа пар. Ребята, выбравшие один и тот же цвет, образуют пару.

Теперь обсудите с соседом по парте информацию, которую вы записали в тетрадь. Ничего не зачеркивайте, даже если это неправильно. Выясните, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

3. «Корзина» идей

— Теперь соберем в корзине идей, все, что вы знаете по данной теме (учащиеся называют сведения, а учитель записывает все идеи в виде тезиса без комментариев, даже если они ошибочны).

— Давайте проверим, все ли правильно вы сказали.

VI. Стадия осмысления

Составление кластера

— Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы попробуем составить кластер. Напомните, пожалуйста, что это такое.

(Кластер-это пучок, созвездие, гроздья)

Сначала пишем слово «Имя прилагательное » в центре листа, страницы. От него рисуем стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими.

2) Работа с текстом:

а) наблюдение над ролью прилагательных в тексте:

— Ребята, сейчас вы будете работать с текстом. ( с 54 упр. 486)

— Прочитайте текст. Озаглавьте его.

— О каких особенностях мать-и-мачехи говориться в тексте?

— Спишите текст и подчеркните имена прилагательные.

Списывают.

— А теперь давайте проверим ваши тексты.

— Какой это текст: описание или повествование?

Д. Это текст-описание.

— Прочитайте текст без имен прилагательных. Какой текст вам нравится больше?

-. Что делает текст более выразительным, красочным?.

Какую роль играют имена прилагательные?

(Д: Они сделали наш текст красочным, выразительным и точным).

VII. Физкультминутка

(Звучит пьеса П.И. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года». Слова физкультминутки проговариваются хором):

Весной бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – качнулась и присела

И к цветочкам полетела.

VIII. Работа по теме урока.

а) Изменение имен прилагательных по числам и родам:

-Прочитайте хором последнюю строчку чистописания.

Д. -ая, -яя, -ий, -ый, -ой, -ое, -ее, -ые, -ие.

— Что она напоминает?

Д. Окончания имен прилагательных.

— Простым карандашом с помощью замкнутой линии разделите эти соединения на группы.

Дети делят так:

Объясните свои действия.

Д. Первые три группы – это окончания прилагательных женского рода, мужского рода, среднего, и четвертая группа – это окончания прилагательных множественного числа.

Вывод: Какие окончания имеют прилагательные .ж.р., м.р., с.р.?

— Давайте вспомним, когда имена прилагательные изменяются по родам?

— Какие они имеют окончания?

— Возьмите памятки и обозначьте алгоритм рассуждения

Памятка

Чтобы определить род и число имени прилагательного, надо:

Определить род и число существительного.

По числу и роду существительного определить род и число прилагательного.

Найти существительное, к которому относится прилагательное.

— Посмотрите на доску, перед вами несколько словосочетаний.

Разделимся на группы: 1 группа вам надо списать эти словосочетания, дописав окончания прилагательных, окончания выделить:

2 группа: списать эти словосочетания, дописав окончания прилагательных, окончания выделить, определить род и число имен прилагательных.

Ярк.. солнце, тёпл… лучи, нежн… цветок, ранн… весна, весёл… капель, звонк…ручеёк, молод… травка, криклив… птицы.

-Давайте проверим

— У каких прилагательных вы не смогли определить род?

— Почему?

2) Резерв: Составление текста по наблюдениям на тему «Весна пришла»

Упр 515 с. 66 составить и записать предложение с любыми словосочетаниями по наблюдениям на тему «Весна пришла»

— Какие изменения происходят в природе весной?

— Что вам приходилось наблюдать?

— Подберите заголовок к тексту.

-Напишите свой текст.

(Проверка)

IX. Рефлексия

  1. Игра: “Веришь – не веришь”

А верите ли вы, что род прилагательных зависит от существительного.

А верите ли вы, что вы знаете родовые окончания прилагательных.

А верите ли вы, что у прилагательных женского рода: ый; ий; ой?

А верите ли вы, что у прилагательных среднего рода окончания: ое; ее?

А верите ли вы, что у прилагательных во множественном числе можно определить род?

  1. — Что вы взяли для себя из урока?

Я повторил…, Я знаю…, Я узнал…, Я задумался…., Я удивился….

X . Итог урока:

— Давайте теперь еще раз посмотрим на нашу таблицу. Что же мы знаем об имени прилагательном?

— А кто заметил, о какой части таблицы мы не говорили? Правильно, а здесь мы должны записать о том, какую роль выполняют имена прилагательные?

(Д: украшают нашу речь, помогают сделать её более точной и выразительной, помогают описывать предметы)

— А ещё имена прилагательные помогают передать чувства и настроение.

— Наш урок подходит к концу, опишите с помощью прилагательных, какой был сегодня у нас урок, какое у вас настроение?

XI. Дом. задание: упр. 629 стр. 118

— Наш урок окончен. Ребята, я желаю вам, используя в речи убедительные и яркие имена прилагательные, всегда уметь доказать любому человеку, что нельзя уничтожать природу.

Приложение.

Слова для справок: душистая, лесной, весенние, талой, весеннему, нежными желтые.

Ярк.. солнце, тёпл… лучи, нежн… цветок, ранн… весна, весёл… капель, звонк…ручеёк, молод… травка, криклив… птицы.

Чтобы определить род и число имени прилагательного, надо:

Определить род и число существительного.

По числу и роду существительного определить род и число прилагательного.

Найти существительное, к которому относится прилагательное.

Пробудились …. цветочки. Днем на … проталинке появились … головки мать-и-мачехи. Умылись …. водой и засияли улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела … медуница. Тянутся к …. солнцу стебельки с … цветами.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector