Конспект мастер-класса для педагогов по теме: «Развитие творческого потенциала у учащихся»

Конспект

мастер-класса для педагогов

по теме: «Развитие творческого потенциала у учащихся»

Подготовила учитель технологии

МОУ Агаповская СОШ №2 Фоминых И.И.

2013

Цели и задачи:

Цель: развитие творческого мышления у обучающихся.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с технологией ТРИЗ;

  • Повысить их компетентность в сфере инновационных технологий;

  • Познакомить с методикой проведения заданий по технологии ТРИЗ;

  • Формировать желание помогать ученикам, умение находить с ним контакт.

Содержание мастер-класса.

Мы все хотим, чтобы наши дети были умными, всесторонне развитыми и здоровыми. А вот как конкретно это сделать, чтобы получилось качественно и легко? Об этом мы сегодня и поговорим.

Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы?

Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир. Решением этих задач занимается ТРИЗ-педагогика.

Для начала давайте определимся с понятием, что такое ТРИЗ-педагогика.

Это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем

ТРИЗ – аббревиатура, которая раскрывается как теория решения изобретательских задач. Другими словами, у вас есть какая-то задача техническая, в решении которой данная теория и способна вам помочь.

Она созданна Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Ее современное название «прикладная диалектика».

Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»

Основные функции и области применения ТРИЗ:

  • решение изобретательских задач любой сложности и направленности;

  • прогнозирование развития технических систем;

  • пробуждение, тренировка и грамотное использование природных способностей человека в изобретательской деятельности (прежде всего образного воображения и системного мышления);

  • совершенствование коллективов (в том числе творческих) по направлению к их идеалу (когда задачи выполняются, но на это не требуется никаких затрат).

     ТРИЗ не является строгой научной теорией. ТРИЗ представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техники.                                                                                                                                                              

Как же ввести элементы ТРИЗ в повседневную жизнь ребенка?

Данную работу необходимо проводить поэтапно:

Задачи 1 ЭТАПА. Научить находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, развить системное мышление, т.е. умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов.

Системное мышление по отношению к объекту — это умение осуществлять в комплексе следующие мыслительные операции:

  • выбрать объект и определить его функцию;

  • определить линию развития как собственно объекта, так и его функции;

  • выявить составляющие объекта;

  • определить основания под построение классификационной структуры, в которой находится объект;

  • осуществить сравнение объекта с другими объектами по разнообразным признакам.

Практическая часть

Перед вами одинаковые предметы – пряжа, мулине, бисер, крючок, игла. Через несколько минут вы должны создать свой шедевр

Исходя из этих мыслительных шагов, работа с ребенком строиться с учетом формирования каждого составляющего: объект — функция (ресурсы); объект – подсистема (из чего состоит); объект – надсистема (частью чего является); развитие объекта во времени (что было раньше, что будет потом); сравнение систем по ряду признаков

Послушайте задачу и помогите мне её решить.

В давние времена, когда человека, за денежные долги, могли отправить в тюрьму, жил купец, задолжавший большую сумму денег некоему ростовщику. Последний — старый и уродливый — влюбился в юную дочь купца и предложил сделку: он простит долг, если купец отдаст за него свою дочь.

Отец пришел в ужас от подобного предложения. Тогда коварный ростовщик предложил бросить жребии: положить в пустую сумку два камешка, черный и белый, и пусть девушка вытащит один из них. Если она вытащит черный камень, то станет его женой, если же белый, то останется с отцом. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же девушка откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в тюрьму, а сама она станет нищей.

Купец и его дочь согласились на это предложение. В то время, Когда ростовщик наклонился за камешками для жребия, дочь купца заметила, что тот положил в сумку два черных камня. Затем он попросил девушку вытащить один из них, чтобы решить таким образом ее участь и участь ее отца.

Теперь представьте себе, что это вам надо тянуть жребий. Что бы вы стали делать, оказавшись на месте этой несчастной девушки? Или же что бы вы ей посоветовали? (возможный ответ: съесть, выбросить камень, который она достанет: в сумке останется черный — значит она достала белый)

На 2 ЭТАПЕ. Научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: необычное платье, подарок и т.д.

Давайте подумаем, могут ли цветы быть символом детства?

Цветы используются везде …. В оформлении, в компьютерной графике

Я предлагаю создать свой символ нашим участникам, используя цветы как универсальный модуль. И через несколько минут у нас появятся свои проекты.

На 3 ЭТАПЕ. Решаем задачи и придумываем новые.

Для примера приведу такую задачу:

Весна. Время сажать картошку, а на поле с прошлого года затаились черви нематоды. В коконах они могут ждать не один год, а вне коконов – только в клубнях картофеля. Они чувствуют запах картофеля из поврежденных при посадке клубней, тут же вылезают из коконов и забираются в клубни. Химические методы борьбы опасны не только вредителям, хотелось бы обойтись без них.

Как защитить будущий урожай?

За несколько дней до посадки картофеля поля поливают водой, смешанной с соком подгнившей картошки. Вредители выползают из коконов, но не находят картошку и погибают.

На 4 ЭТАПЕ. Обучаем детей находить выход из любой сложной ситуации.

В процессе выполнения предлагаемых заданий детьми не следует подвергать критике их ответы сразу, без объяснения или развития ими идеи. Скорее всего ребенок не смог ее до нас донести, правильно выразить, или мы в ней не разобрались, так как ребенок в отличии от взрослого мыслит непосредственно, неприземленно. Если мы взрослые пытаемся к решению вопроса подойти с реальной точки зрения, обдумывая каждый шаг, то ребенок не будет задумываться о законах реальной жизни.

Заглянем в мастерскую. Представьте свои проекты

Молодцы, вы прекрасно справились со всеми заданиями. Используйте различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *