Конспект интегрированного урока чтения и логопедии Звук ж, буквы Ж,ж (1 класс)

Интегрированный урок чтения и развития речи и логопедии.

Тема урока: Буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук ж .
Цели урока: Развитие фонематического слуха учащихся, умения проводить слого-звуковой анализ слов, развивать наглядно-образное мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, делать выводы, развивать устную речь учащихся.
Задачи урока: Познакомить учащихся с особенностями звука ж , с буквами Ж, ж, формировать умение выделять этот звук в словах, определять его место положения в слове, способствовать развитию навыка правильного, слогового, выразительного, сознательного чтения, умению составлять предложения и соотносить их с данной схемой, подбирать слова с данным звуком, составлять слова из букв, повышать мотивацию к учению, развивать умение координировать движения в такт речи.
Оборудование урока: Набор букв, классная касса букв, наборное полотно, сигнальные карточки, презентация к уроку, раздаточные карточки.

План урока.

Оргмомент.
Просмотр слайдов.
Постановка проблемы.
Определение цели урока.
Работа с новым материалом.
Анализ слова жук.
Игра «Узнай звук».
Кто больше запомнит слов со звуком ж .
Физпауза.
Знакомство с буквой Ж.
Чтение слогов-слияний.
Составление слов из букв.
Физпауза.
Работа с текстом.
Хоровое чтение текста.
Чтение детьми.
Вопросы по содержанию текста.
Закрепление.
Работа по картинке в учебнике.
Составление предложения по схеме.
Итог урока.
3 мин.

20 мин.

2 мин.

2 мин.
8 мин.

5 мин.

Ход урока.
Оргмомент.

У. Игра «Обмен настроением»
Учитель: Сегодня к нам на урок пришли гости.
Улыбнитесь друг другу.
               Тому, кто улыбается, смеется,
              Все в жизни удается.
— А какое у вас сейчас настроение?
— Я очень рада видеть ваши веселые глазки. Вижу, что вы готовы к работе.

– Отгадайте загадку:
Шесть ног без копыт,
Летит – жужжит,
Упадет – землю роет. (жук).

Просмотр слайдов с изображением жуков.
— К какой группе животных относятся жуки? (к насекомым).
— Чем отличаются насекомые от других животных? (6 ног).
— Сегодня у нас гость на уроке. Это жук-олень.
— А как вы думаете, почему? (дети высказывают свои предположения).

3. Обобщение учителя.
— Да, сегодня мы познакомимся с буквой Ж и дадим характеристику звуку ж , будем учиться узнавать этот звук в словах, читать слоги и слова с этой буквой.

Работа с новым материалом.
Л. 1.Давайте произнесем звук Ж.
— Как должны быть губы, зубы, язычок – когда мы произносим звук Ж?
Губы округлены, зубы сближены, язычок «Чашечкой» за верхними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам.
— Какой он?
— Согласный, звонкий.
— А, как вы определили что он согласный, звонкий?
— Давайте проверим: поиграем в игру «Наушники».
«Наденем наушники»,  (закрываем руками уши) и произносим звук Ж, слышите шум в наушниках?, да, значит мы правильно определили,  звук Ж – звонкий.

2.Артикуляционная гимнастика.
— Для того, чтобы хорошо произносить этот звук, выполним артикуляционную гимнастику.
Упражнения с наглядным и речевым сопровождением.
— язычок знаком вам, дети, мы его улыбкой встретим (улыбочка);
— улыбнулся широко и открыл свое окно (окошечко);
— он окно не закрывает, кверху кончик поднимает (потяни язык к носу);
— он окно не закрывает, книзу кончик опускает (потяни язык к подбородку);
— язычок стал маляром, аккуратно красит дом (маляр);
— на качелях оказался, вверх взлетал и вниз спускался (качели);
— поспешил на ипподром, на лошадку сел верхом (лошадка);
— язычок остановился в гриб на ножке превратился (грибок)
— язычок чуть-чуть устал и немножко полежал
— теплый ветерок – шалун, окна настежь распахнул.
Молодцы.
3. Давайте поиграем в игру «Поймай звук». Будем ловить звук [Ж] с помощью сигналов светофора.. Какой сигнал поднимем, если услышим звук [Ж]?
— поднимем синий сигнал, т.к. звук [Ж] – согласный.
Я буду называть вам различные слова. А вы слушайте внимательно.
Речевой материал: лужа, кошка, хлопок, щипцы, каша, жёлудь, озеро, журнал, пожар, кошмар.
— а теперь, каждый из вас назовет по одному слову со звуком [Ж].

4.Звуковой анализ слов. Определение наличия, места звука в слове.
— Сегодня жук принес загадки. Да не простые. Каждое отгаданное слово имеет в себе звук [Ж].. Отгадаем все загадки, и определим место звука [Ж] в слове.

Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет, и стрижет
(ножницы)

Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он
(жираф)

Все детки на ветках
С рожденья в беретках.
С деревьев упадут –
Береток не найдут.
(желуди)

Физпауза.
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по веру качаюсь,
Низко – низко наклоняюсь.

У. 5. Знакомство с буквой Ж.
— На кого похожа буква Ж? Посмотрите на нашего гостя. (на жука)
Эта буква широка
И похожа на жука,
И при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук: ж – ж – ж.

6. Упражнение на развитие внимания.
Найди спрятанные буквы Ж и обведи их кружочком.

7. Чтение слогов-слияний, договаривание до целых слов.
Показ слайда с ромашкой, на лепестках которой написаны слоги. дети читают слоги и договаривают до целых слов. (жа – ба, жу – ки, жи – вот, Жо – ра)
— Обратите внимание на слог жи, он читается твердо, т.к. звук ж всегда твердый.
8.Составление на партах слов из букв после анализа (жук, жало)

Л. Физпауза. (пальчиковая гимнастика)
Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель  (ежик)

Каждому ребенку дается Су-джок шарик. Достаем пружинки и одеваем поочередно на каждый пальчик.
Этот ежик хочет спать,
Этот ежик прыг в кровать,
Этот ежик прикорнул.
Этот уж давно уснул.
Этот хоть еще не спит,
Но тихонечко лежит.
Тише, тише, не шумите,
Ежиков не разбудите.

У. Чтение слов в Букваре
III. Работа с текстом.
1.Текст «Жук» в букваре (стр. 79).
Хоровое чтение текста.
-Где жук?
-Что у жука?
2) Чтение текста целиком 1 учеником.
-О каком насекомом прочитали?
-Каких ещё насекомых вы знаете?
2. Текст «Оса» (Все целиком)
-Что есть у осы?
-Как нужно себя вести, чтобы оса не ужалила?

IV. Закрепление.
Составление предложений.
— Составьте предложения о насекомых по схеме. (На доске схема)
.

Итог урока.
Что нового узнали на уроке?
(Познакомились с буквой Ж, узнали, что звук ж согласный, учились читать слова с буквой Ж).
— Чем нам помог гость?
(Быстрее запомнить букву Ж, узнавать звук ж в словах)

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *