Классный час на тему: «Экологические пирамиды»

Автор: Алексеева Нина Владимировна

Должность: учитель начальных классов

Место работы: Болгарская специальная

(коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат VIII вида

Классный час на тему:

«Экологические пирамиды».

Цели:

  1. Обучать детей умению выделять экологические пирамиды в окружающем нас мире;

  2. Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей окружающей среды, их взаимозависимость друг от друга.

  3. Воспитывать необходимое бережное отношение к окружающему нас живому миру.

  4. Корригировать речевую деятельность, наглядно – образное и словесно – логическое мышление.

Оборудование:

  1. Пирамидка – игрушка.

  2. Полоски с изображениями животных и птиц: мыши, совы, зайца, волка, травы, колоска зерна.

  3. Маски для детей: волка, зайца, мыши, совы.

  4. Карточки и ножницы для групповой работы: 2 ножниц, полоски: листья, гусеницы, птицы, комар, жаба, змея.

  5. Пирамидки – изображения.

  6. Картины природы.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

  2. Вводная часть. (показ игрушки – пирамидки)

— Стих о пирамидке.

Колечки деревянные —
Цветные и блестящие.
Давай построим башенку,
Совсем как настоящую!
Наденем мы на палочку
Колечки друг за дружкой
И шляпку ярко-красную
На самую верхушку.
И получилась башенка —
Нарядная, красивая:
Зелёная, и красная,
И жёлтая, и синяя.
Давай колечки вместе
С тобой пересчитаем
И башенку на место
На полочку поставим!

— О какой игрушке говорится в этом стихотворении?

— О пирамидке.

— Поднимите руки, кто из вас умеет её складывать?

Дети:…

— Объясните, как её нужно строить?

Дети:…

-Почему сначала мы будем одевать большой кружок?

— Потому что на нём будут держаться другие кружочки поменьше.

Пирамидку мне купили,
Семь баранок на ней есть.
Из чего же их слепили ?
Их же не возможно есть!
Поменяю-ка местами,
По-другому пусть стоят.
Непохожи лишь цветами,
А меняться не хотят!
— Если мы будем складывать пирамидку, начиная с маленького кружочка и закончим большим, будет ли она правильной?

-Нет.

-Что находится в центре пирамидки?

-Стержень.

-Для чего он нужен?

-Чтобы держать всю пирамидку.

-Будет ли пирамидка держаться без этого стержня?

-Нет.

-Будет ли пирамидка полной, красивой, интересной, если на стержень оденем только 1 или 2 кружочка.

— Нет.

Вывод: пирамидка имеет стержень, на который одеваются кружочки, начиная от большого к меньшему.

— В чём «соль» (суть) пирамидки?

— Суть пирамидки состоит в том, что это детская игрушка, которая состоит из стержня и разного размера колечек, которые расположены в определённой последовательности. Пирамидка интересна как детям, так и взрослым.

— Сегодня нам с вами предстоит узнать, в чём «соль» экологических пирамидок, которые находятся вокруг нас. Мы будем искать суть ценностей, существующих в экологических пирамидках путём коллективной игры, которая называется «В чём соль».

Словарная работа.

— Прочитайте и скажите, что значит слово – экология?

-…

-Это такая научная дисциплина, изучающая взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собою и с окружающей их средой. Состояние организмов, населяющих территорию, их отношение друг к другу и к окружающей среде.

Экологические пирамидки – это те организмы природы, которые взаимодействуют друг с другом и с окружающим нас миром.

3. Основная часть.

1) 1 пирамида.

— Отгадайте загадку.

Он на солнышке стоит
И усами шевелит.
Разомнешь его в ладони –
Золотым зерном набит.

— Колосок зерна. (изображение колоса зерна)

— Давайте определим, в чём «соль» роста колоска.

Дети: он растёт на полях, его сажают люди для продуктов питания, его поливает дождик, обогревает солнышко…

-Может ли зерно вырасти без дождя, солнца, человека?

— Нет. Они все взаимосвязаны.

-В чём «соль» зерна?

— Оно нужно людям для еды.

— Кто в природе ещё питается зерном с полей? Узнаем, отгадав загадку:

Маленькие зверьки,
Серенькие шубки,
Длинные хвосты,

Черненькие глазки,
Остренькие зубки.
— Мыши. (изображение мыши)

— Мыши, птицы, полевые мыши, хомяки, суслики и т.д. также питаются зёрнами с полей, уносят его в свои норки и кормят своих детёнышей.

— В чём «соль» всех этих мелких животных? Определите, для чего они нужны на земле?

Дети: питаются зерном, живут семьями, роют норы, ими питаются другие животные…

— Узнаем, кто ими питается, отгадав загадку:

Угадайте, что за птица

Света яркого боится,

Два огромных страшных глаза
Кругом вертит голова,
Ты её узнаешь сразу,
Коль заухает …

Дети: Сова. (изображение совы)

— Определяем, в чём «соль» жизни совы?

Дети: она питается мышами, мелкими зверьками, тем самым оберегает урожай людей…

2) Составление 1 пирамиды. ( приложение 1)

— Давайте составим экологическую пирамиду:

1 карточка – колоски,

2 карточка (покороче) – мыши,

3 карточка (ещё короче) – сова.

— Сколько нужно человеку посадить зерна, чтобы хватило на всех?

— Много.

— Кто любит колоски?

— Мышки.

— Много или мало колосков съедает каждая мышка?

— Много.

— Значит, кого или чего должно быть больше: зерна или мышей? Почему?

— Колосков должно быть больше, чем мышей.

— Если будет много мышей, сколько смогут они съесть зерна?

— Много.

— Будет ли это полезно для человека?

— Нет.

— Чтобы зерна оставалось больше, чем мышей, на помощь человеку приходит сова. Как?

— Она питается мышами.

-Всю ночь летает — мышей добывает.
А станет светло — спать летит в дупло.

Сова — сильная, большая птица. Она – хищник, как и волк. Ей нужно кушать. Чтобы быть такой же сильной, много или мало мышек нужно ей съесть?

-Много.

— Значит, кого должно быть меньше: сов или мышек?

— Конечно, сов. Им должно хватать мышек на обед.

— В чём «соль» этой экологической пирамиды?

Вывод: чтобы всем хватило еды, колосков должно быть больше, чем мышей, а мышей – больше, чем сов. Могут ли совы существовать без мышей?

— Нет.

-Могут ли мыши жить без зерна?

— Нет.

— «Соль» этой экологической пирамиды заключается в том, что все они нужны друг другу и должны жить для всех на нашей земле.

3). Физкультурная минутка.

Игра «Совушка».

Из всего количества детей выбирается 1 сова, 1 ведущий, остальные ребята – мышки. Сова спит в своём дупле на дереве. Ведущий называет времена суток: утро, день, вечер…..ночь. Мыши гуляют по полю, кушают зерно в разное время суток. Но как только водящий называет ночь – мыши замирают на месте, не двигаясь. Сова выходит на охоту и тот мышонок, который пошевелится – окажется в когтях совы (она забирает его в своё дупло). Выигрывают те мышки, которые не оказались в лапах совы.

4). 2 пирамида.

— Рассмотрим ещё одну экологическую пирамиду.

— Встали все в кружок. Повторяем за мной. ( поём детскую потешку)

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

И ушами шевелит.

— О каком животном эта потешка?

— О зайце.

— В чём «соль» жизни зайца?

Дети: у него длинные задние ноги, он ест травку, кору с деревьев, любит морковку, капусту, быстро бегает,..

— Чем летом питается зайчик?

— Травкой. Он её очень любит.

— Сколько травинок съедает зайчик?

— Много.

— Для того, чтобы зайчики наелись, травинок должно быть больше или меньше зайчиков?

— Травинок должно быть больше, чем зайчиков. (ставим длинную полоску – траву)

— Зайцев будет больше или меньше, чем травы?

— Меньше.

— Ставим полоску покороче. Зайцев не прочь отведать на обед….Кто? Отгадайте.

Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный?

Дети: Волк. (изображение волка)

— В чём «соль» жизни волка? Для чего он нужен на нашей планете?

Дети: Волк большой, сильный – хищник. Он питается мелкими зверями, грызунами. Он злой, жестокий…

-Чтобы быть сильным, сколько зайцев ему нужно съесть?

— Много.

— Серый гонится за белым,

Хочет белым пообедать.

Как догонит — зубом щелк:

Белый — бедный, сытый – Волк.

— Зайцев в лесу должно быть больше или меньше, чем волков?

— Больше должно быть зайцев, чем волков, чтобы их им всем хватило.

5) Построение 2 пирамиды. (приложение 2)

1 карточка (длинная) – трава.

2 карточка (покороче)- зайцы.

3 карточка ( ещё короче) – волк.

— В чём «соль» экологической пирамиды?

Вывод: один волк может съесть много зайцев, а один заяц – много травы.

— Могут ли они обойтись друг без друга?

— Нет.

— Если не будет травы- не будет зайцев, если не будет зайцев – не будет и волков. Один организм без другого существовать не может. Они все должны жить на нашей планете и радовать нас своей жизнью и существованием.

6). Физкультминутка.

Зайцы скачут скок – скок – скок!

Да на беленький снежок

Приседают, слушают – не идёт ли волк?

Раз – согнулся. Разогнулся,

Два – нагнулся, потянулся,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

7). Самостоятельное составление пирамид.

— Существуют ли ещё другие пирамиды в природе и окружающей нас жизни?

— Да.

— Сейчас вы мне это должны доказать. У вас на партах лежат по три полоски с названиями составляющих пирамид и ножницы. Вам нужно составить пирамидку, немного отрезав с концов нужных полосок. Тем самым создав пирамидку и объяснив, как каждое составляющее зависит от другого.

1 парта – листья, гусеницы, птицы.

2 парта — комар, жаба, змея.

(дети работают самостоятельно, выполняют живую пирамиду и объясняют правильность своего варианта)

4.Итог занятия.

— Вспомните, как называлось наше занятие.

— Экологические пирамидки.

— Приведите примеры экологических пирамид.

-В чём «соль» всех экологических пирамид?

— Они все взаимосвязаны между собой и нужны друг другу.

Дети:

  1. Все – все,

На свете,

На свете нужны!

  1. И мошки

Не меньше нужны, чем слоны,

  1. Нельзя обойтись

Без чудовищ нелепых

  1. И даже без хищников

Злых и свирепых.

  1. Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

  1. Кто делает мёд,

И кто делает яд.

  1. Плохие дела у кошки без мышки,

  2. У мышки без кошки

Не лучше делишки.

  1. Да! Если мы с кем –то не очень дружны

  2. Мы всё – таки очень друг другу нужны.

Источники материалов.

1.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6 – 7 лет. Воронеж. 2002.

2.Веселкова Г.А. Путешествие в «Совсем рядом». Йошкар – Ола. 1997.

3.Забалуев А.А. 106 физкульминуток. Казань — 99.

4.Щуркова Н.Е. Собранье пёстрых дел. М.: Новая школа, 1994.

5.

Приложение 2.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector