Классный час Формирование адекватной самооценки младших школьников

Классный час в начальной школе

«Формирование адекватной самооценки младших школьников»

Только реальные и достаточно полные знания о себе дадут ребёнку настоящую опору в жизни, помогут ему повысить свой статус, реализовать свои возможности, состояться как личности.

В своей работе с детьми мы уделяем большое внимание формированию адекватной самооценки. Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими.

Я хочу вас познакомить с методикой по формированию адекватной самооценки у младших школьников.

Работа по формированию адекватной самооценки начинается с диагностики уровня самооценки учащихся.

Для этого мы используем различные тесты, диагностики, анкеты. Я предлагаю способ диагностики, тест «Изучение самооценки». Вы можете убедиться, что это доступно даже первокласснику, здесь требуется очень немного: посчитайте количество качеств, которые проявляются в вашем характере из столбика А, и из столбика В. Вот ключ для определения самооценки.

Если количество слов из столбика А больше 6, а из столбика В меньше 4, то ваша самооценка завышена. Если наоборот, она занижена. Если количество слов из столбиков А и В примерно одинаковое, то ваша самооценка близка к адекватной.

Я приглашаю вас стать участниками классного часа. Классный час проводится по теме «Поговорим о дружбе» .

  • Цель урока – учить детей понимать себя, свои мысли, свои поступки.

  • Цель мастер-класса – создать условия для формирования адекватной самооценки.

-Итак, представьте себе, что все вы первоклассники, все вы знакомы с книгой В.Катаева «Цветик-семицветик». Я напомню, о чём эта книга:

«О том, как девочке Жене достался удивительный цветок, стоило только оторвать лепесток и произнести волшебные слова, как тот час же исполнялось задуманное желание. Женя быстро распорядилась своим цветиком-семицветиком. Шесть лепестков она потратила, недолго думая и не сомневаясь. А когда последний , голубенький, остался, она, наконец, задумалась.

Голос девочки: «Чего бы мне всё-таки велеть? Велю ка я себе, пожалуй, два кило «мишек». Нет. Лучше два кило «прозрачных». Или нет… Лучше сделаю так: велю полкило «мишек», полкило «прозрачных», сто граммов халвы, сто граммов орехов. А что толку? Ну. Допустим, всё это я велю и съем и ничего не останется. Нет, велю я себе лучше трёхколёсный велосипед. Хотя зачем? Ещё чего доброго мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят!

Нет. Лучше я себе велю билет в кино или цирк. Там всё-таки весело. А может быть, велеть лучше новые сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых сандалетах? Можно велеть чего-нибудь ещё гораздо лучшего. Главное, не торопиться.»

— У нас есть такой цветок. Представьте, что каждому из вас сейчас придётся сорвать последний лепесток и загадать только одно желание, самое искреннее желание обязательно сбудется. 

— Отрываем лепесток и давайте все вместе произнесём волшебные слова и покружимся вместе с лепестком:

Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли-
Быть по-моему вели.

-Итак, загадываем желания, на экране возможные варианты.

— Что вы загадали? Кто хочет сказать своё желание?

— Какое желание загадала Женя?

— В конце концов, Женя встретила больного мальчика Витю, который не мог бегать, у него были больные ноги. Женя использовала свой последний лепесток, для того чтобы вылечить больного мальчика. Именно это желание принесло ей много радости.

Ваши желания самые разные.

— Все ли желания одинаково важны для нас?

— Можно ли оценивать желания?

В.Катаев открыл нам, что самые ценные желания те, которые доставляют нам радость, ведут нас к дружбе, доброте и взаимопониманию.

Для того чтобы что-то оценить нужен эталон.

— Давайте попробуем составить наш эталон самооценки. Я приглашаю вас поработать в группах, создать правила дружбы. Пожалуйста, кто желает. Напишите на ваших листках 5 правил дружбы. На эту работу отводится 1 минута.

— Итак, слушаем, какие же правила вы составили.

Внимательно слушаем друг друга, не повторяем, то что уже сказали.

— Внимание на экран, правила дружбы были выработаны человечеством в веках. Оцените свою работу, за каждое правильно подобранное по смыслу правило, поставьте себе один балл.

Поднимите листочки, у кого 5 баллов.

Мы составили много правил, но нет одного самого важного правила. Подумайте, какого?

Есть одно правило, зная которое, других правил не нужно было составлять.

А как ты хочешь, чтобы люди относились к тебе? Какое, на твой взгляд, самое главное правило отношений между людьми? Давайте прочитаем, как об этом сказано в Библии.

Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.

-Как вы понимаете эти слова?

Золотое правило Библии позволяет человеку оценить свои мысли и поступки, чётко разделить их на хорошие и плохие, на добрые и злые.

-Что нужно сделать каждому из нас, чтобы мир вокруг стал добрее?

-Итак, получив эталон, мы начинаем сравнивать с ним свои мысли и поступки. Для этого я предлагаю ващему вниманию фрагмент урока, отрывок из сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом.»

Задание: Оцените поступки героев сказки с помощью эталона.

(фрагмент)

— Оцените поступок котят.

— Оцените поступок кошки.

-Как изменилась кошка?

-Котята совершили благородный поступок. Они сами просились на ночлег, их не пустили, но они не озлобились, не стали мстить кошке.

-Итак, подводим итоги.

-Вы убедились, что урок, который мы сейчас моделировали, предоставляет возможность:

  • научить ребёнка понимать и оценивать свои мысли и желания;

  • развивать коммуникативные навыки групповой работы;

  • провести нестандартную физкультминутку.

Методика формирования адекватной самооценки может использоваться как на уроках так и во внеклассной работе.

Методика включает 4 основных этапа:

  • Диагностика уровня самооценки (проводим периодически)

  • Коллективная выработка эталона самооценки.

  • Самостоятельное сравнение мыслей и поступков с эталоном.

  • Коррекция и самокоррекция.

На проведённом мастер-классе вы увидели эти этапы. Практика моей работы по данной проблеме показала, что последний этап данной методики нуждается в особом внимании. Коррекция должна быть поэтапной и индивидуальной. Для этого у каждого ученика есть портфолио. Это показатель результативности работы и хороший диагностический материал.

Анализ результатов моей работы показал, что к 4 классу количество детей с адекватной самооценкой увеличилось, а с завышенной или заниженной сократилось. Как учитель, я стремлюсь, чтобы каждый мой ученик обрёл здоровую спокойную уверенность в себе и столь же здоровую самокритичность. Это позволит ребёнку осознать свои возможности, развить их и реализовать. И тогда, можно быть уверенным, что в новом веке будет новая молодёжь: самостоятельная, инициативная, с активной личностной позицией.

Скачать оригинальный файл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *